Президент Республики Узбекистан подписал постановление «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности» (N ПП-4611 от 24.02.2020 г.), открывающее новую страницу в истории перехода на МСФО в Узбекистане.
Сегодня бухучет ведется по национальным стандартам бухгалтерского учета (НСБУ), так как в республике отсутствует системная подготовка кадров по МСФО. Вместе с тем существующие методы составления и публикации финансовой отчетности носят формальный характер, и это снижает качество информационной среды и не обеспечивает пользователей нужной информацией в соответствии с международными требованиями.
Необходимость перехода на международные стандарты обусловлена глобальными тенденциями в мировой практике бухгалтерского учета, направленными на унификацию финансовой отчетности на основе МСФО и расширение круга пользователей финансовой отчетностью, в том числе иностранных инвесторов.
Субъекты бухучета могут применять МСФО согласно Закону «О бухгалтерском учете». А некоторые предприятия просто обязаны готовить годовой финансовый отчет в соответствии с МСФО и проводить его внешний аудит по международным стандартам аудита (МСА). Это определено Законом «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», Указом Президента «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» (N УП-4720 от 24.04.2015 г.), постановлениями Президента «О мерах по дальнейшему реформированию и повышению инвестиционной привлекательности химической промышленности» (N ПП-4265 от 3.04.2019 г.) и «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности предприятий горно-металлургической отрасли» (N ПП-4124 от 17.01.2019 г.).
Следует отметить, что отдельные акционерные общества (банки, страховые компании, крупные налогоплательщики) составляют финансовые отчеты по НСБУ и затем трансформируют их в соответствии с МСФО. Однако многие АО не полностью выполняют требования к подготовке и публикованию финансовых отчетов по МСФО.
В 144 странах мира, в том числе в большинстве стран Европы и СНГ, в реформировании национальных систем бухучета и финансовой отчетности основным инструментом приняты МСФО. Единые стандарты МСФО разрабатывает и утверждает независимая международная организация – Фонд международных стандартов финансовой отчетности (Фонд МСФО, IFRS Foundation), МСФО разрабатывает ее Международный совет бухгалтерских стандартов (МСБС, IASB).
МСБС образован в 1973 году, главный офис расположен в Лондоне. По состоянию на 2019 год действуют 29 международных стандартов бухучета (IAS) и 16 международных стандартов финансового учета (IFRS). До 2001 года стандарты, принятые МСБС, назывались IAS, а после 2001 года – IFRS. Между тем в настоящее время применяются оба названия (IAS IFRS).
В последние годы в стране утверждены и зарегистрированы 22 национальных стандарта бухучета, в том числе Концептуальные основы подготовки и представления финансового отчета. Кроме того, действуют около 30 нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные аспекты бухучета. Но именно МСФО обеспечивают прозрачность, достоверность, сравнимость финансовых показателей и дают информацию, понятную иностранным инвесторам.
Уполномоченным органом по внедрению МСФО определено Министерство финансов Республики Узбекистан с возложением на него функций координации и мониторинга. Утверждена «Дорожная карта» поэтапного внедрения МСФО и подготовки кадров в данной области с учетом передовой международной практики. В «Дорожной карте» 18 мероприятий, в том числе контроль качества финансовых отчетов, публикуемых предприятиями.
Три ключевых направления
1. Систематизация и повышение результативности процесса внедрения МСФО
С 1 января 2021 года акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и крупные налогоплательщики обязаны вести бухгалтерский учет на основе МСФО. К ним не относятся предприятия, для которых законодательством предусмотрен более ранний срок перехода на МСФО.
В настоящее время в Узбекистане функционируют 587 акционерных обществ (АО), в том числе 30 коммерческих банков, 41 страховая компания и 779 юридических лиц, отнесенных к крупным налогоплательщикам (из них 141 – АО). Для них внедрение МСФО и проведение внешнего контроля качества публикуемых финансовых отчетов являются первостепенными задачами.
До конца 2021 года в бухгалтерии акционерных обществ, страховых организаций и юрлиц, отнесенных к категории крупных налогоплательщиков, должны работать не менее трех специалистов, имеющих сертификат «Подготовка финансовой отчетности по МСФО» в рамках международной сертификации бухгалтеров либо один из сертификатов:
- «Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (CIPA)»;
- «Сертифицированный присяжный бухгалтер (АССА)»;
- «Сертифицированный общественный бухгалтер (СРА)»;
- «Диплом по международной финансовой отчетности (DipIFR)».
Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан начиная с 2020 года будет ежегодно утверждать и публиковать до 1 июня на официальном веб-сайте график перехода хозсубъектов с госдолей собственности и государственных предприятий на ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности на основе МСФО.
Для переводов текстов МСФО и разъяснений к ним предусмотрено заключить с Фондом МСФО соглашение об уступке прав требования документов МСФО на государственном языке. Тексты МСФО и разъяснения к ним будут переведены на государственный язык, а также опубликованы на официальном веб-сайте Министерства финансов. Расходы по переводу текстов МСФО и разъяснений к ним на государственный язык будут покрываться из республиканского бюджета.
На Минфин возложены гармонизация национальных стандартов бухучета в соответствии с МСФО и создание в структуре Управления методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов отдела по координации внедрения международных стандартов финансовой отчетности и внешнего контроля качества публикуемой финансовой отчетности.
Также до 1 октября 2020 года Государственный налоговый комитет должен пересмотреть формы налоговой отчетности и разработать новые, адаптированные к финотчетности по МСФО.
2. Улучшение системы подготовки кадров и качества высшего образования по направлениям бухгалтерского учета и аудита
На Министерство финансов также возложена задача расширять взаимодействие с международными организациями в области бухгалтерского учета (Международная ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров, Аssociation of Chartered Certified Accountants, АССА и др.) и распространять успешную мировую практику подготовки специалистов в области МСФО. Она должна включать поэтапную международную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации в области бухучета и аудита (далее – аккредитованные учебные центры) и учебных программ профильных высших образовательных учреждений.
Кроме того, Минфину поручено на основе передового опыта развитых стран внедрить систему сертификации по МСФО, которая обеспечит качество учебного процесса, прозрачность проведения экзаменов и оценки знаний, а также оказывать всестороннее содействие проведению организационных мероприятий по обучению в аккредитованных учебных центрах востребованных специалистов по МСФО.
Начиная с 2021 года обучение по МСФО и международным стандартам аудита будут проводить только учебные центры, прошедшие аккредитацию международной организации в области бухучета. Такие аккредитованные учебные центры вправе проводить лицензируемые обучение и повышение квалификации по МСФО и МСА без получения соответствующей лицензии при условии соблюдения требований, связанных с осуществлением лицензируемых видов деятельности.
До 1 августа 2020 года будут утверждены и внедрены в образовательный процесс обновленные учебные программы по дисциплинам «Бухгалтерский учет» и «Аудит» по направлениям бакалавриата и специальности магистратуры, предусматривающие углубленное изучение МСФО.
С 2020 года будет утверждаться график ускоренного обучения по МСФО педагогических кадров по дисциплинам «Бухгалтерский учет» и «Аудит» Ташкентского государственного экономического университета, Ташкентского финансового института, Самаркандского института экономики и сервиса, Ферганского политехнического института в аккредитованных учебных центрах с дальнейшей поэтапной реализацией данного пилотного проекта в иных профильных высших образовательных учреждениях республики. Это послужит дальнейшему повышению международного рейтинга этих вузов.
До 1 января 2021 года обучение педагогических кадров по МСФО по дисциплинам «Бухгалтерский учет» и «Аудит» будет проходить в аккредитованных учебных центрах. А начиная с 2021/2022 учебного года – в пилотных высших образовательных учреждениях исключительно преподавателями, имеющими документ об успешной сдаче предмета «Финансовая отчетность по МСФО» или «Аудит по МСА» в рамках международной сертификации либо международный сертификат бухгалтера.
Претендентам, имеющим международный сертификат бухгалтера, предоставляется право на зачисление без сдачи вступительных экзаменов в магистратуру по специальности «Бухгалтерский учет» и «Аудит» высших образовательных учреждений на платно-контрактной основе.
Кроме того, Министерству финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами по результатам изучения международной практики поручено внести в Кабинет Министров предложения о возможности сокращения срока очной формы обучения по направлению образования бакалавриата «Бухгалтерский учет и аудит», а также о целесообразности внедрения национальной системы сертификации бухгалтеров.
3. Государственная поддержка в обучении специалистов по МСФО в рамках международной сертификации бухгалтеров
В период 2020–2025 годов расходы на обучение, повышение квалификации по МСФО в аккредитованных учебных центрах, обучение с использованием интерактивных методов, на первоначальную регистрацию и регистрацию на экзамен в Узбекистане для международной сертификации бухгалтеров будут частично возмещаться за счет средств республиканского бюджета. Порядок предусмотрен следующий:
а) по заявкам высших образовательных учреждений для:
- педагогических кадров по дисциплинам «Бухгалтерский учет» и «Аудит» высших образовательных учреждений при сдаче экзамена в первый раз – в полном объеме, во второй раз – в размере 50 % от суммы регистрации на экзамен;
- студентов и выпускников (в течение 6 месяцев после окончания) высших образовательных учреждений при условии успешной сдачи экзамена в первый раз – в полном объеме, во второй раз – в размере 50 % от суммы регистрации на экзамен;
б) по заявкам государственных органов для их работников при сдаче экзамена в первый раз – в полном объеме, во второй раз – в размере 50 % от суммы регистрации на экзамен.
Для этого Минфин вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно будет утверждать график обучения по МСФО работников Министерства финансов, Государственного налогового комитета, Агентства по управлению государственными активами, Агентства по развитию рынка капитала и других госорганов в аккредитованных учебных центрах, а также совместно с Министерством высшего и среднего специального образования – график ускоренного обучения по МСФО педагогических кадров в аккредитованных учебных центрах.
Худайберген Ортиков,
начальник управления методологии бухучета и аудита Министерства финансов.