Ассоциация таможенных брокеров Узбекистана (АТБ) провела очередной семинар для членов своего профессионального сообщества, на котором были раскрыты ключевые аспекты нововведений законодательства во внешнеторговой сфере.
В семинаре приняли участие представители МИВТ, ГТК, Таможенного института, Узстандарта и Узтеста, руководители фирм – таможенных брокеров (членов АТБ), специалисты по таможенному оформлению.
О версии Инкотермс–2020, новом в их положениях и нюансах применения проинформировала председатель Экспертного совета АТБ Халида Усманова. Как работать по новым правилам и на что обратить внимание, рассказал в своей презентации заместитель председателя АТБ Энвер Халилов. Он остановился на важных моментах новых НПА, которые вносят изменения в практику работы участников бизнеса в сфере ВЭД.
Новое в корректировке ГТД
С 11 мая текущего года вступит в силу новое Положение о порядке изменения, дополнения, переоформления, отзыва и аннулирования грузовой таможенной декларации (рег. МЮ N 3220 от 10.02.2020 г.). В нем дифференцирован порядок осуществления этих процедур для электронных и бумажных ГТД (гл. I, II соответственно).
Положением определены случаи, когда изменения и (или) дополнения в ГТД могут вноситься на основании обращения декларирующего лица и по инициативе таможенного органа. А также ситуации, при которых возможны отзыв ГТД на основании обращения декларанта и аннулирование декларации по инициативе таможенного органа.
Э. Халилов пояснил, в каких случаях можно изменять, дополнять, аннулировать и отзывать ГТД:
1) в целях исправления ошибок и недостатков, допущенных в ходе таможенного оформления;
2) при необходимости корректировки таможенной стоимости и (или) изменения сумм таможенных платежей;
3) в случае технической неисправности транспортного средства, предназначенного для перевозки;
4) в случае невывоза товаров, оформленных на экспорт, в течение 10 дней – для автотранспорта, 20 дней – для иных видов транспорта;
5) если товары или часть товаров, оформленных по данной декларации, передаются другому субъекту ВЭД. За исключением оформленных на импорт или экспорт товаров, когда все условия контракта были исполнены, условно выпущенных товаров, а также товаров, ограниченных в использовании и подпадающих под действие статьи 96 ТамК (переадресация);
6) если меняются условия контракта, сделки (шартнома, келишув). За исключением товаров, условно выпущенных, ограниченных в использовании, а также товаров, оформленных на импорт или экспорт, когда все условия контракта были исполнены;
7) после оформления ГТД, если в контракт были внесены изменения, связанные с переменой хозяйствующих лиц, иностранных партнеров и принадлежащих им реквизитов;
8) если по одному товару было подано несколько ГТД;
9) в других обоснованных случаях, не противоречащих законодательству, при представлении подтверждающих документов.
Декларанту или декларирующему лицу разрешается вносить изменение и (или) дополнение в случаях 1–3 и 9 (п. 8 Положения), если ГТД зарегистрирована, но еще не оформлена.
Запрещается вносить изменение и (или) дополнение (п. 10 Положения), если:
● от декларанта или декларирующего лица были затребованы документы и (или) сведения и проверка по ним еще не завершены;
● по ГТД был назначен таможенный досмотр, и он не был завершен;
● по ГТД была назначена таможенная экспертиза, и она еще не была завершена.
Запрещается возврат ГТД в случаях, определенных пунктом 10 Положения. А также в случае рассмотрения дела по выявленным правонарушениям в ГТД до вынесения решения судебной инстанцией либо правоохранительными органами (п. 24 Положения).
Предварительное декларирование
Со 2 апреля вступит в силу постановление Кабинета Министров «О совершенствовании таможенных процедур при оформлении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан» (N 1057 от 31.12.2019 г.).
Им установлено, что перевозчики либо владельцы товара или лица, обладающие в отношении него полномочиями, обязаны представлять предварительную электронную информацию о товарах и транспортных средствах, перевозимых воздушным и железнодорожным транспортом, в том числе о пассажирах и их багаже, в информационную систему таможенных органов посредством международной сети Интернет:
● за час до пересечения таможенной границы РУз автомобильным транспортом;
● за час до прибытия на таможенную территорию РУз железнодорожного транспорта;
● за 2 часа до прилета воздушного транспорта на таможенную территорию РУз – при осуществлении маршрута большой протяженности;
● в момент взлета авиатранспорта – при осуществлении маршрута малой протяженности.
Также документом определено, что только при наличии в информационной системе таможенных органов «Единое окно» подтверждения выдачи сертификата соответствия, санитарно-эпидемиологического заключения, экологического сертификата разрешается импорт товаров на территорию Республики Узбекистан.
При представлении предварительной декларации ГТД на выпуск в свободное обращение оформляется в течение 3 часов с момента регистрации, за исключением случаев выявления системой управления рисками высоких рисков.
Отсрочка по уплате НДС
Еще один документ вступил в силу 11 февраля. Это постановление Кабинета Министров «Об утверждении Положения о порядке отсрочки уплаты налога на добавленную стоимость для плательщиков налога на добавленную стоимость при импорте товаров (работ, услуг)» (N 76 от 10.02.2020 г.). Оно принято во исполнение Указа Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот» (N УП-5755 от 27.06.2019 г.). Согласно пункту 10 Положения при отмене ранее предоставленных льгот установлено использование механизмов предоставления плательщикам НДС отсрочки по уплате налога при импорте товаров (работ, услуг) сроком до 120 дней взамен освобождения от уплаты налога при ввозе товаров, а также при импорте работ (услуг).
Положением регламентируются процедурные моменты, касающиеся порядка предоставления отсрочки. При импорте товаров она предоставляется таможенными органами (п. 8 Положения). В случае возникновения обязанности по уплате НДС при закупке работ (услуг) у нерезидентов – налоговыми органами (п. 17 Положения).
В приложении N 1 к Положению приведена схема порядка оформления заявления на отсрочку с указанием сроков, установленных для его рассмотрения соответствующими органами. Заявление может быть подано в письменном или электронном виде. При импорте к нему обязательно должен прилагаться документ, подтверждающий обеспечение уплаты НДС.
Для изучения уполномоченными госорганами заявления и прилагаемых документов на соответствие требованиям Положения дано 5 рабочих дней. Такой же срок дается им на принятие решения о возможности предоставления отсрочки или об отказе.
В случае отказа заявителю в течение 1 рабочего дня должны сообщить об этом в письменном виде с указанием причин. При предоставлении отсрочки указываются сумма и дата ее окончания.
Для отсрочки уплаты НДС участник ВЭД представляет в таможенный орган заявление соответствующей формы (прил. N 2 к Положению) вместе с письменным обязательством по уплате суммы НДС. А также документ, подтверждающий уплату НДС в соответствии с разделом 47 ТамК, за исключением налогоплательщиков, зарегистрированных налоговой службой как крупные.
Основаниями для отказа в отсрочке НДС являются несоблюдение требований, указанных в пункте 10 Положения; наличие случаев нарушения сроков уплаты по ранее предоставленным отсрочкам по уплате НДС.
В случае предоставления отсрочки по уплате НДС за каждый день от суммы отсрочки взыскиваются проценты в размере 50 % от дневной ставки рефинансирования, установленной ЦБ Республики Узбекистан.
В случае неуплаты в течение 120 дней суммы отсрочки проценты по данному пункту не взыскиваются.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3–6 части 2 и (или) части 4 настоящей статьи, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, действовавшей в период отсрочки или рассрочки.
Статья 100
«Условия предоставления отсрочки
или рассрочки по уплате налогов»
Налогового кодекса РУз.
Нюансы экспорта продукции предприятия
с иностранными инвестициями
27 января 2020 года вступил в силу Закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности». В его статье 3 дано понятие предприятиям с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан. Это предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее 15 % акций (долей, паев) или уставного фонда (уставного капитала).
Заместитель председателя АТБ обратил внимание таможенных брокеров, работающих с такими предприятиями, на части 4 и 5 статьи 54 Закона:
● предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства. Экспорт продукции собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию;
● предприятия с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, и продукции, импортируемой предприятиями для собственных нужд, устанавливается Кабинетом Министров.
При таможенном оформлении в режим экспорта декларантам будет полезно помнить об этих положениях.
Маркировка и сертификат соответствия
11 февраля вступило в силу постановление Президента «О внесении дополнения в постановление Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года N ПП-3818 «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» (N ПП-4594 от 11.02.2020 г.).
Э. Халилов сакцентировал внимание участников на том, что дополнен абзац 4 пункта 3 постановления N ПП-3818 предложением следующего содержания:
«При этом с 1 августа 2020 года запрещается оформление сертификата соответствия на отдельные виды импортируемых потребительских товаров (за исключением товаров, не имеющих потребительской упаковки) по перечню, утвержденному Кабинетом Министров, при ненанесении производителем маркировки на данные товары на государственном языке Республики Узбекистан (узбекском алфавите, основанном на латинской графике), за исключением случаев, предусмотренных законодательством».
Таможенным брокерам следует иметь это в виду и заранее оповестить партнеров – участников внешнеторговых операций о необходимости соответствующей маркировки импортируемых товаров.
Альтернатива сертификату происхождения
Постановлением Кабинета Министров N 994 от 13.12.2019 г. утверждено Положение о порядке проведения сертификации происхождения товаров.
В прежнем Положении (рег. МЮ N 2131 от 13.08.2010 г.) определение страны происхождения регламентировалось Соглашением о создании зоны свободной торговли (Москва, 15.04.1994 г.).
Теперь глава 3 нового Положения оговаривает особенности определения страны происхождения товаров государств – участников Соглашения о создании свободной экономической зоны от 15 апреля 1994 года или Соглашения о создании зоны свободной торговли от 8 октября 2011 года.
Нововведением является и пункт 47 Положения о том, что при заявлении происхождения товаров небольшими партиями (счета-фактуры до 5 000 долл. США, до 6 000 евро – для стран ЕС) экспортер может указать страну происхождения в счете-фактуре или в сопроводительных документах. При условии, что данная партия товаров не является частью, поставляемой в рамках одного контракта.
Поистине революционным нововведением является глава 6 «Процедура самосертификации происхождения товара (регистрация экспортеров в системе REX)».
Об особенностях самосертификации, которую может осуществить зарегистрированный в Системе регистрации экспортеров Европейского Союза REX экспортер, проинформировал начальник Управления по внедрению и развитию информационно-коммуникационных технологий Агентства «Узстандарт» Фузуллиддин Усманов.
Главная идея REX в том, чтобы заметно упростить все процедуры, которые проходит экспортер, отправляя свою продукцию в рамках режима Генерального соглашения о льготах (GSP+) со странами Евросоюза. Так, если раньше производителям нужно было для каждой партии экспортируемого груза получить сертификат происхождения товаров в Торгово-промышленной палате (а это деньги и немало потраченного времени), то отныне, зарегистрировавшись один раз в системе REX, можно навсегда освободить себя от процесса сертифицирования и отправлять товары без этого документа. Причем все это бесплатно. Для получения преференций в странах ЕС общая стоимость товаров должна превышать 6 000 евро.
Информацию по регистрации в системе REX экспортеры могут получить в АО «Узбекэкспертиза» или его региональных подразделениях. Регистрация осуществляется на основании представленной экспортером заявки и акта экспертизы о соответствии происхождения экспортируемого товара требованиям Регламента ЕС. Зарегистрированным экспортерам присваивается индивидуальный номер REX, при этом преференции данным экспортерам и товарам могут быть предоставлены таможенными органами ЕС на основании декларации о происхождении товара на инвойсе или других товаросопроводительных документах с указанием индивидуального номера REX.
Экспортер принимает на себя обязательства хранить документы, на основании которых определено происхождение экспортированного товара, не менее 3 лет по окончании года, в котором был осуществлен экспорт. Он должен ежеквартально представлять в регистрирующий орган отсканированные копии инвойсов, содержащих декларации о происхождении товара. Проведение экспертизы на предмет соблюдения экспортером требований регламента ЕС, в том числе достоверности деклараций о происхождении, осуществляется регистрирующим органом не реже 1 раза в год с составлением акта экспертизы.
В случае поступления запроса от таможенных органов ЕС или Генерального директората по налогообложению и таможенному союзу (TAXUD) о проверке достоверности сведений, указанных экспортером в декларации происхождения экспортированного товара, он должен предоставить уполномоченному/регистрирующему органу доступ на производство и документы, на основании которых определено происхождение товара, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента получения уведомления от уполномоченного или регистрирующего органа.
Ответственность за правильность определения страны происхождения экспортером и достоверность сведений, указанных в инвойсе и других товаросопроводительных документах, возлагается на экспортера.
Ф. Усманов отметил, что Узстандарт открыт для обсуждения проблемных вопросов. Для консультации можно позвонить на его личный телефон – 97-464-77-78 или в Управление – 71-202-00-11 (внутр. – 1012).
Новое в других документах
Энвер Халилов напомнил, что постановлением Кабинета Министров «О дополнительных мерах по повышению качества и безопасности металлопроката строительного назначения» (N 999 от 14.12.2019 г.) с 1 марта 2020 запрещен ввоз на территорию Узбекистана бывших в употреблении индукционных печей и камер (код ТН ВЭД – 8514 20 1000), год выпуска которых превышает 3 года на момент таможенного оформления.
А с 1 января было отменено действие льгот по таможенным платежам, предусмотренных законодательством по ввозимому технологическому оборудованию, в отношении индукционных печей и камер, используемых для производства проката черных металлов.
АТБ предоставил членам Ассоциации перечень других новых нормативно-правовых актов (25). С их положениями, касающимися ВЭД, следует ознакомиться и взять их на заметку, чтобы при осуществлении экспортно-импортных операций и таможенном оформлении товаров не допустить ошибок.
P.S. Учитывая, что существенная часть обсуждавшихся НПА опубликована на узбекском языке, члены АТБ обратились с просьбой к руководству газеты «НТВ» и ИПС «Norma» разместить их переводы на электронном портале norma.uz.