Законом «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» (N ЗРУ-589 от 9.12.2019 г.) утверждены параметры Консолидированного бюджета и прогнозы доходов и расходов бюджетов всех уровней, бюджетов государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития, а также ставки налогов и сборов на 2020 год (публикуется в пакете документов сегодняшнего номера «НТВ»).
Закон регламентирует все нюансы бюджетного процесса.
Распределены бюджетные полномочия между Олий Мажлисом, Кабинетом Министров, региональными и местными органами представительной власти, а также Министерством финансов. Определен порядок использования, пересмотра и внесения изменений в ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета.
Утверждены:
- ставки акцизного налога на подакцизные товары (услуги), производимые (оказываемые) в Узбекистане;
- ставки земельного налога с юридических и физических лиц;
- ставки земельного налога, взимаемого с плодоовощеводческих сельхозпредприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией (овощи, бахча, фрукты, виноградники);
- ставки налога за пользование водными ресурсами;
- минимальные ставки арендной платы для физлиц, сдающих имущество в аренду;
- фиксированные суммы НДФЛ для индивидуальных предпринимателей (с начала 2020 года индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора порядка уплаты НДФЛ);
- предельные ставки местных сборов;
- ставки сборов за приобретение и (или) временный ввоз в Узбекистан автотранспортных средств, уплачиваемых их владельцами (пользователями) при регистрации в органах внутренних дел, а также за въезд на территорию и транзит по территории страны автотранспорта иностранных государств.
Кроме того, документом:
- предусматривается формирование «подушки безопасности» – резервных фондов Кабинета Министров (731 млрд сум.) и региональных властей (1,5 % от общих расходов соответствующих бюджетов), из которых могут финансироваться неотложные и непредвиденные расходы при формировании бюджетов бюджетной системы и необходимые мероприятия в случае социально-экономической нестабильности;
- определен план действий, гарантирующий устойчивость бюджетной системы. Если по итогам 6 месяцев прогноз доходов бюджетов бюджетной системы не выполнен и нет достаточных оснований по их поступлению до конца финансового года, то расходы будут сокращать;
- внедряются механизмы отчетности об исполнении Госбюджета, выделяемых бюджетных средств и достигнутых результатах.
Помимо этого, приняты поправки к Бюджетному кодексу, законам «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О парламентском контроле» (ЗРУ-590 от 9.12.2019 г.), которые отражают внедряемые новшества и приводят законодательство в соответствие с Законом о Госбюджете.
Законы официально опубликованы в Национальной базе данных законодательства (lex.uz) и вступили в силу 10.12.2019 г.
Олег ЗАМАНОВ,
эксперт ООО «Norma».