Пресс-служба является связующим звеном в сфере коммуникаций с населением, так как именно через СМИ распространяются актуальные материалы и устанавливается обратная связь. А благодаря ей появляется информация о состоянии общественного мнения и объективной оценки отношения к органам власти.
Еще несколько лет назад пресс-службы занимались массовой рассылкой пресс-релизов и анонсов, а ключевым показателем их успешности было количество упоминаний госоргана в СМИ. Сейчас акцент с количества сместился на качество публикаций. И теперь пресс-службам нужно пересматривать свои методы работы, отметил заместитель председателя ГТК Гафуржон Шукуров.
Мероприятие проводилось для руководителей пресс-групп региональных таможенных управлений и было посвящено ключевым принципам и современным методам работы пресс-службы в условиях новомедийной среды.
К участию в нем пригласили известных журналистов печатных и интернет-изданий, телевидения, блогеров.
В рамках тренинга состоялись семинарские занятия с руководителями функциональных управлений ГТК, которые проинформировали о различных направлениях деятельности своих подразделений, представляющих интерес для СМИ. О нововведениях в таможенную практику, в частности, об институте экономических уполномоченных операторов, новациях новой редакции проекта Таможенного кодекса, рассказал заместитель начальника Управления по внедрению передовых и инновационных методов таможенного администрирования Фарход Алимжонов.
Таможенная служба последовательно реализует планы по развитию цифровых электронных решений и услуг, дальнейшему внедрению информационных технологий в целях модернизации методов работы таможни. Как это реализуется, какие интерактивные услуги внедрены для облегчения деятельности субъектов предпринимательства, разъяснил начальник Управления информационно-коммуникационных технологий Данияр Максумов.
В результате внедрения системы управления рисками (СУР) создана возможность проводить целевой отбор товаров для таможенного контроля, определять добросовестных участников ВЭД, а также разрабатывать критерии и порядок применения упрощенных таможенных процедур. О том, как функционирует СУР, о ее применении в системе 4-коридорного контроля проинформировал начальник Управления по мониторингу и оценке рисков Гайрат Нуржавов.
Таможенники обратили внимание участников семинара на те аспекты таможенной практики, которые в доступной и интересной форме полезно было бы осветить.
Ключ к успеху – правильное взаимодействие
Участники семинара обсуждали с журналистами-экспертами вопросы эффективной организации работы пресс-групп, отвечающей современным требованиям. О роли пресс-службы в работе госорганов по совершенствованию информационно-коммуникационного взаимодействия с общественными организациями, институтами гражданского общества рассказала начальник отдела по связям с общественностью Минюста Севара Уринбоева.
Ряд полезных рекомендаций по подготовке для ТВ оперативных сюжетов, актуальных интервью и видеосообщений в формате Stend-up дал главный редактор телеканала «Менинг юртим» Дильшод Файз.
Корреспондент интернет-портала «Xabar.uz» Турсунали Акбаров познакомил присутствующих с особенностями подготовки публикаций на экономические темы. Он обратил внимание на то, что при освещении задержаний не нужно забывать о презумпции невиновности «героя» хроники.
– Интернет и социальные сети активно занимают свою нишу, и это должны принять и в полной мере использовать в своей работе сотрудники таможни, ответственные за информационное обеспечение граждан, – отметил популярный блогер Фируз Аллаев. Он поделился опытом ведения личного блога и рассказал, о чем пишет на своей страничке в Facebook.
На его взгляд, иногда для информирования отдельных аспектов таможенной сферы подойдет человек со сравнительно небольшой, но очень активной и идеально соответствующей аудиторией. Надо помнить, что каждый подписчик блогера – это потенциальный лидер мнений в собственной, пусть и небольшой группе фолловеров. Свое выступление Ф. Аллаев резюмировал словами: «Какую бы стратегию работы с блогерами вы ни выбрали, важно учитывать, что посты сработают лучше, если вы дадите автору свободу самовыражения и позволите творчески подойти к задаче. Только в этом случае читатели «поверят» посту и, возможно, совершат целевое для вас действие».
Завершая разговор об использовании Интернета, блогер заметил, что было бы хорошо руководителю таможенной службы иметь свои «живые» страницы в Facebook, Telegram, других социальных сетях. Журналистам удобно обращаться с запросом напрямую, поддерживая с ним личное общение.
Например, у некоторых наших министров, руководителей ведомств, депутатов и сенаторов уже есть личные профили в Facebook. Однако нужно понимать, что личная страница руководителя – это часть корпоративного имиджа, поэтому контент должен быть выверенным. Кто-то готов делиться, например, личными фотографиями и рассказами о детях, кто-то размещает только то, что относится к его профессиональной деятельности, но в любом случае личные страницы работают на имидж госоргана. Личные связи с прессой помогут выстроить и деловые контакты. Мы все люди, и многое строится на человеческих симпатиях.
При работе в социальных сетях пресс-служба должна помнить о том, что смысл ее деятельности заключается в максимальном облегчении коммуникации между руководством ГТК и СМИ.
Из личного опыта
Платформой для плодотворного взаимодействия с таможенной службой является подписанный нашей газетой и Государственным таможенным комитетом Меморандум о сотрудничестве. Поэтому с презентацией о формах и особенностях коммуникации «НТВ» и ГТК, а также с рекомендациями по совершенствованию работы территориальных пресс-групп выступить на тренинге было предложено мне, как собкору, ведущему страницу о таможне. На основе личного опыта работы с таможенными органами и примере публикаций разных лет показала, как можно эффективно выстраивать информационное взаимодействие СМИ и таможни. Провела обзор последних публикаций в рубрике «Почтовый ящик», обратив внимание на вопросы, актуальные сегодня для участников ВЭД.
Так, на мой взгляд, несколько устарел формат классической пресс-конференции. Число представителей прессы на таких мероприятиях раз от раза сокращается. В век развития Интернета все меньше журналистов хотят тратить время на дорогу, чтобы получить неэксклюзивную информацию. Поэтому у каждой пресс-конференции должен быть эксклюзивный инфоповод. Получив предварительную базовую информацию и детальный пресс-релиз, журналист, серьезно пишущий на таможенную тему, должен иметь возможность на индивидуальную беседу со спикером.
К сожалению, иногда отношения пресс-служб и СМИ портит несоблюдение норм делового этикета. Несколько коллег жаловались на самое частое нарушение – поставить журналиста в ситуацию неопределенности. По их словам, сотрудник пресс-службы сообщает о том, что специалисту на подготовку комментария нужно время. После чего пропадает, на звонки не отвечает. Или обещает материал к определенному сроку и не отдает его. У журналиста слетают его собственные дедлайны, он не сдает вовремя статью и, соответственно, не хочет больше сотрудничать.
Профессиональная задача руководителя пресс-группы – так организовать внутренние процессы, чтобы даже самый занятый и капризный специалист был предсказуемым. Может, для этого удобнее сформировать сводную таблицу по специалистам отделов и темам, которые они могут комментировать.
Участники семинара задали вопросы, касающиеся установления эффективных контактов с прессой. Из ответов в ходе их обсуждения был сформирован ряд рекомендаций, полезных в работе с прессой на местах.
1. Пресс-служба должна быть всегда открыта и доступна для установления контактов со СМИ. Ее задача – поддерживать информационный баланс двустороннего информационного взаимодействия.
2. Специалисты пресс-службы должны быть сведущи в журналистике, работе редакций, специфике газетных производств, работе радио и телевидения. Уметь подготавливать, создавать материалы для опубликования в прессе. Строя свои взаимоотношения с представителями СМИ, пресс-службе следует учитывать различия в формате информационных материалов для различных СМИ.
3. Формируя отношения со СМИ, пресс-службе нужно установить формальную политику взаимодействия с ними. Она должна включать соблюдение правил предоставления информации для СМИ, а также умение собирать и анализировать информацию, уже выпущенную СМИ для общественности.
4. Одна из основных задач пресс-службы в своем общении с прессой – давать интересные, живые новости, а не скучное перечисление голых фактов. Выигрывают от этого все стороны: и пресс-служба, и средства массовой информации, аудитории которых будут довольны постоянно обновляющимися газетными страницами или телевизионными репортажами. Постоянное представление новостей – важнейший аспект управления общественным мнением.
Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.