Norma.uz
Газета НТВ / 2019 год / № 36 / Таможня

Таможенные платежи и определение таможенной стоимости товаров

 

Эти аспекты чаще других волнуют участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому пристальное внимание при обсуждении проекта новой редакции Таможенного кодекса уделяется одному из самых сложных вопросов таможенного администрирования – оценке таможенной стоимости товара. Ведь варьирование в использовании способов ее определения может существенно повлиять на размер взимаемых таможенных платежей, соответственно, на деятельность субъекта ВЭД. И, безусловно, на нюансы уплаты таможенных платежей, уточнение базы для целей их исчисления и сопряженности этой нормы с Налоговым кодексом, унификации сроков исковой давности по требованиям плательщиков о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных платежей. А также для четкого регламентирования системы льгот по уплате таможенных платежей.

 

 

Платежи

 

Раздел II «Таможенные платежи» проекта новой редакции Таможенного кодекса посвящен аспектам тарифного регулирования. В главе 4 определены основные положения, относящиеся к таможенной стоимости товара. В остальных семи главах (5–11) отражены нормы, касающиеся таможенных платежей: общие положения; их исчисление; сроки и порядок уплаты; обеспечение уплаты; учет платежей по таможенным операциям, возврат сумм таможенных платежей; взыскание задолженности по таможенным платежам, процентам и пени; льготы по уплате.

Разработчики проекта ограничились перечислением видов платежей, а это, как правило, не считается дос­таточным признаком для отнесения их к группе таможенных, при определении которых необходимо обратить внимание на порядок их взыскания. В связи с этим, думается, целесо­образно дополнить норму определением, что «таможенные платежи – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Республики Узбекистан или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза».

В статье 48 о видах таможенных платежей проекта новой редакции ТамК «таможенная пошлина» дифференцирована на «ввозную» и «вывозную».

Исключены из видов таможенной пошлины особые (специальные, антидемпинговые и компенсационные) и сезонные таможенные пошлины. Последние «применяются для оперативного регулирования ввоза на таможенную территорию и вывоза с этой территории товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев с момента их установления» (ст. 290 ТамК). И это одно из достоинств законопроекта. Поскольку позволит предпринимателям, не опасаясь искусственных (резких и неожиданных) колебаний цен, прогнозировать развитие бизнеса на перспективу.

Включен новый вид платежей – авансовые. Помнится, при обсуждении действующего Кодекса такая статья предлагалась разработчиками. Участники ВЭД предлагали ее уточнить, поскольку в ней не были установлены дополнительные права и обязанности ни для плательщиков, ни для таможенных органов. Вопрос определения момента исполнения обязанности по уплате таможенных платежей только запутывал, поэтому после дискуссий ее исключили.

В статье 51 проекта новой редакции ТамК эти моменты оговорены определенно. Авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные на казначейские лицевые счета таможенных органов для уплаты предстоящих таможенных платежей. Они являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи. Поэтому данные средства не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо в качестве обеспечения их уплаты, «пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об использовании денежных средств» в качестве таможенных платежей; для обеспечения уплаты таможенных платежей; в счет исполнения обязанностей по уплате пени, процентов; для погашения задолженности по уплате таможенных платежей. Распоряжением может быть представление таможенной декларации или заявления.

При этом статья 78 проекта новой редакции ТамК устанавливает, что таможенный орган возвращает авансовые платежи, внесенные в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, по заявлению плательщика в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения указанного заявления.

В проекте оговаривается, что таможенные сборы взимаются таможенными органами за совершение следующих действий либо операций: помещение товаров под таможенную процедуру; принятие предварительного решения; совершение иных действий, устанавливаемых законодательством. Статья 5 проекта понятие «таможенная процедура» поясняет как совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования требования и условия владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Республики Узбекистан или за ее пределами. Несколько замысловатое для восприятия обычного гражданина определение.

Статья 291 действующего ТамК, где конкретно определены эти самые действия либо процедуры, более внятна. В них включены таможенное оформление; таможенное оформление вне установленных для этого мест и (или) вне времени работы таможенных органов; хранение товаров на таможенном складе, владельцем которого является таможенный орган; таможенное сопровождение транспортного средства; принятие предварительного решения; выдача разрешений на переработку товаров вне таможенной территории и на переработку товаров на таможенной территории; включение объектов интеллектуальной собственности в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности; таможенное оформление ввозимой юридическими лицами наличной иностранной валюты. И нет такой расплывчатой формулировки, как «совершение иных действий, устанавливаемых законодательством».

Действующий ТамК ограничивается перечислением плательщиков таможенных платежей (ст. 295). В проект, помимо лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, включено новое лицо – таможенный представитель (если это предусмотрено договором с представля­ющим лицом). Оговаривается момент, регламентирующий возникновение ответственности по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Респуб­лики Узбекистан. Ее несут лица: незаконно перемещающие товары; участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения; приобретшие в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Что касается последнего лица, то определенно умысел на покупку незаконно ввезенных товаров практически недоказуем, да и в норме не отражен порядок его подтверждения. Независимо от добросовестности приобретателя возлагать на него ответственность за уплату таможенных платежей, как если бы он выступал в качестве дек­ларанта этих товаров, представляется несправедливым и незаконным, ведь сам приобретатель товары через границу не перемещал. Думается, норма чревата злоупотреблениями должностных лиц.

 

 

Таможенная оценка

 

Под таможенной стоимостью в международном таможенном праве понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения таможенной границы государства. Она является основой для начисления таможенных платежей.

Методика определения таможенной стоимости товаров в общемировой практике сформирована на основе положений Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (таможенная оценка товаров), регламентирующего вопросы ее определения и являющегося важной составной частью Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94) ВТО.

Отсутствие прозрачности и системности в национальном законодательстве, регламентирующем методику определения таможенной стоимости товаров, отрицательно сказывается на эффективности экспортно-импортных операций участников ВЭД и, в конечном счете, на динамике внешнеторгового оборота страны.

Еще при обсуждении действующего ТамК участники ВЭД говорили о необходимости четкой регламентации системы и методов определения таможенной стоимости товара и обес­печения их соответствия международным стандартам и нормам. Однако этого достичь не удалось. Вот и в проекте новой редакции этот момент определенно не проработан.

Так, согласно статье 45 проекта таможенный орган по-прежнему оценивает правильность выбора декларантом метода определения таможенной стоимости товара и исчисления заявленной таможенной стоимости на основании «непредставления декларантом необходимых дополнительных документов, запрошенных таможенным органом для определения таможенной стоимости товара; обнаружения признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными». Очевидно, полагается, что государственный служащий будет оценивать доказательства исключительно по своему внутреннему убеждению, соответственно, решение вопроса о таможенной стоимости товара будет зависеть исключительно от субъективного мнения чиновника, наделенного широкими полномочиями. Не секрет, что зачастую применение первого метода отклоняется из-за отсутствия этих «необходимых дополнительных документов», поскольку таможенный орган может порой затребовать те документы (к примеру, связанные с коммерческой тайной субъекта предпринимательства), которые декларант априори не в состоянии представить.

И потом попробуй понять, что означает «достоверность информации», поскольку в проекте отсутствуют критерии ее определения. А ведь согласно норме именно ей, достоверности, должны соответствовать документы и сведения, представленные декларантом в целях исключения случаев безосновательного требования таможенными органами дополнительных доказательств правильности определения таможенной стоимости.

Справедливости ради отметим, что статьи, касающиеся методов ее определения, для исключения вольной интерпретации их сторонами таможенных правоотношений более конкретизированы. Уточнены отдельные понятия, ранее вызывавшие разночтения.

Хочется надеяться, что при обсуждении этих норм участники ВЭД проявят активность и нормы будут дополнительно проработаны.

 

* * *

Тарифное регулирование, включающее в себя такие существенные компоненты таможенного тарифа, как таможенные платежи и таможенная стоимость товара, является важной мерой государственного воздействия на внешнеэкономические связи, основанной на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Поэтому нормы проекта новой редакции ТамК, посвященные данному инструментарию, должны в полной мере способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке и повышению их конкурентоспособности на мировом рынке.

 

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш спецкор.

 

Прочитано: 1239 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика