Norma.uz
Газета НТВ / 2019 год / № 35 / Таможня

Что новый Кодекс нам готовит?

 

Проект новой редакции Таможенного кодекса Узбекистана на портале СОВАЗ вынесен на общественное обсуждение. Оно продлится до 1 сентября этого года. Первоначальный вариант новой редакции ТамК был представлен на рассмотрение экспертов ЕС, ЕврАзЭС, USAID, которые в целом его одобрили и предложили отдельные, не влияющие на суть подхода к формированию законопроекта, поправки. Представленный проект нового ТамК доработан с их учетом, а также в соответствии с рекомендациями заинтересованных министерств и ведомств.

 

В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса-2018» (Doing Business 2018) Узбекистан поднялся с 87-го на 74 место. Повышение рейтинга страны стало результатом проводимых правительством реформ, направленных на либерализацию экономики, улучшение деловой среды, упрощение механизмов оказания государственных услуг предпринимателям.

 

В целях дальнейшего формирования единой законодательной базы таможенного дела, обеспечения унифицированного применения правовых норм, повышения прозрачности таможенного регулирования Указом Президента N УП-5414 от 12.04.2018 г. было поручено разработать проект Таможенного кодекса РУз в новой редакции на основе таких требований, как:

  • либерализация таможенного законодательства, прозрачность и упрощение таможенных процедур, общедоступность в восприятии норм и исключение возможности их различного толкования;
  • создание механизма стимулирования соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства;
  • имплементация норм международных договоров Республики Узбекистан, общепризнанных принципов международного права, рекомендаций и стандартов международных организаций;
  • изучение опыта развитых зарубежных стран в сфере таможенного администрирования, в том числе тарифного регулирования и организации таможенного контроля.

 

 

Уточнение и совершенствование понятийного аппарата

 

Действующая редакция Таможенного кодекса (утв. N ЗРУ-400 от 20.01.2016 г.) состоит из 12 разделов, 59 глав, 412 статей. За прошедшие годы в него не раз вносились изменения и дополнения, обусловленные необходимостью формирования системы государственного таможенного контроля, максимально содействующего либерализации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности.

Проект ТамК в новой редакции состоит из 9 разделов, 35 глав и 296 статей. Он содержит унифицированные определения всем применяемым в нем терминам и понятиям, которые соответствуют международной практике и будут базовыми для других актов в сфере внешнеэкономического регулирования. Они прописаны достаточно внятно, лаконично и просто. Разработчики законопроекта учитывали то, что любая размытость формулировок, неточность или двусмысленность дают возможность каждому из участников таможенного правоотношения по-своему толковать нормы.

Из законопроекта исключены дублирующие нормы (10 статей), имеющиеся в других подзаконных актах. За счет объединения основных понятий значительно расширился понятийный аппарат. В действующем ТамК многие понятия описывались в отдельных статьях.

Понятие «таможенный режим» в проекте рассматривается как «таможенная процедура». Включен новый термин «специальная таможенная процедура». Названия таможенных процедур изложены в упрощенной форме, доступной для восприятия обычными гражданами (склад, импорт и т. д.).

Отменяется выдача таможенными органами разрешений при помещении товаров под таможенные процедуры и документов разрешительного характера в сфере таможенного дела, в связи с этим утратили актуальность 24 статьи.

Также исключены 10 статей, посвященные государственному регулированию деятельности таможенного перевозчика.

Как пояснили в ГТК, порядок помещения, изменения, реализации, хранения и осуществление других операций согласно выбранной таможенной процедуре будет детально регламентировать отдельное постановление Правительства. В проекте же отражены общие принципы.

Напомним, действующий Кодекс разрабатывался как документ предельно прямого действия исходя из мнения, что подробный и четкий законодательный акт – гарантия стабильности и предсказуемости в сфере таможенного регулирования. Однако все детали предусмотреть не удалось. Поэтому после его введения возникла необходимость принять ряд подзаконных актов. Ими содержание статей, регламентирующих отдельные процедуры, были конкретизированы, а их механизмы детализированы.

В действующей редакции ТамК 107 статей касаются таможенных режимов, в предлагаемой редакции проекта таможенным процедурам посвящено всего 43 статьи.

Законопроект представляет собой новую идеологию таможенного администрирования, нацеленную на создание принципиально новой модели взаимоотношений между участниками ВЭД и таможенными органами. Поэтому базовые направления развития таможенной системы, содействия развитию внешней торговли отражают конкретные юридические механизмы, обязательные для исполнения таможенными органами. По мнению разработчиков, новый Кодекс должен как благоприятствовать ведению бизнеса, так и сохранять мощную правоспособную таможенную службу, которая обладает не меньшими полномочиями, чем зарубежные коллеги. Для адекватного исполнения этой задачи сформирована структура таможенного контроля, основанная на системе оценки и управления рисками.

Законопроект унифицирован с положениями Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, Киото, 18.05.1973 г.); Генеральным соглашением по тарифам и торговле (15.04.1994 г.) Всемирной торговой организации; Всемирной почтовой конвенцией (Женева, 12.08.2008 г.); Конвенцией о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990 г.); Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961 г.).

 

 

Имплементация норм действующих НПА

 

В проект ТамК в новой редакции включены положения решений главы государства, направленные на совершенствование таможенного администрирования, упрощение таможенных процедур, а также улучшение инвестиционного климата.

 

1. Из постановлений Президента «О мерах по упрощению порядка вывоза товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий за рубежом» (N ПП-3451 от 29.12.2017 г.) и «О мерах по дальнейшему упорядочению перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу» (N ПП-3512 от 6.02.2018 г.):

  • о вывозе по товаросопроводительным документам товаров стоимостью до 5 000 долл. США для участия в международных выставках и ярмарках;
  • о предельной норме вывоза из республики физическим лицом товаров без представления таможенной декларации в размере 5 000 долл. США.

 

2. Из Указа Президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-5414 от 12.04.2018 г.):

  • об отмене выдачи таможенными органами разрешений при помещении товаров под таможенные режимы;
  • об отмене требования разрешительного документа на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера;
  • о предоставлении права участникам ВЭД заполнять и представлять декларации на товары в режиме реального времени через Интернет;
  • о введении порядка задержания товаров таможенными органами и в случае их невостребования взыскания в пользу государства;
  • о внедрении полномочия таможенных органов осуществлять таможенный контроль товаров после их выпуска;
  • о введении процедуры предварительного информирования таможенных органов;
  • о внедрении возможности таможенного оформления идентичных товаров в рамках одного внешнеторгового договора путем представления периодических деклараций.

 

3. Из Указа Президента «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках» (N УП-5564 от 30.10.2018 г.):

  • об осуществлении экспорта товаров и услуг посредством сети Интернет с оплатой через международные платежные системы в объеме до 5 000 долл. США по одному инвойсу без заключения договора;
  • о разрешении физическим лицам вывозить за пределы Узбекистана без представления таможенной декларации товары общей стоимостью не более 5 000 долл. США.

 

4. Из Указа Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-5582 от 24.11.2018 г.):

  • о введении в полноценном режиме автоматизированной системы управления рисками с применением «желтого», «красного», «зеленого» и «синего» коридоров;
  • о внедрении института уполномоченных экономических операторов;
  • о реализации пилотного проекта по созданию и организации деятельности специальной группы лиц – «фронт-офиса».

 

5. Из Указа Президента «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Рес­публике Узбекистан» (N УП-5611 от 5.01.2019 г.)  об организации деятельности магазинов беспошлинной торговли («Duty Free») в исторических городах и административных центрах областей республики.

 

6. Из постановления Президента «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Рес­публики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» (N ПП-4160 от 5.02.2019 г.):

  • о выдаче органами государственной таможенной службы предварительного решения о стране происхождения товаров при операциях по переработке на территории РУз;
  • о проведении таможенного контроля совместно с другими госорганами, осуществляющими госконтроль на таможенной границе.

 

7. Из распоряжения Президента «Об Основных критериях оценки эффективности деятельности и достижении целевых задач министерствами, государственными комитетами и другими органами государственного управления на 2019 год» (N Р-5445 от 27.02.2019 г.):

  • о сокращении сроков таможенного оформления ГТД с 3 до 1 рабочего дня;
  • об осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.

 

8. Из Указа Президента «О мерах по ускоренному развитию ювелирной отрасли в Республике Узбекистан» (N УП-5721 от 18.05.2019 г.) о разрешении физическим лицам вывозить за пределы Республики Узбекистан готовые ювелирные изделия, стоимость которых превышает 5 000 долл. США, с заполнением пассажирской таможенной декларации.

 

Изменения и новации новой редакции

Для обеспечения прозрачности применения норм ТамК и исключения возможности субъективной их трактовки четко определены полномочия всех участников процесса таможенного оформления и механизмы их взаимодействия.

Таким образом, по мнению разработчиков, может быть обеспечена стабильность таможенной системы, позволяющая предпринимателям обос­нованно прогнозировать развитие бизнеса на среднесрочную перспективу.

Внесены нормы, касающиеся ответственности за нарушения таможенного законодательства.

Сокращен ряд таможенных процедур, предусмотрено их упрощение.

Предусматриваются выдача сертификата о происхождении товара и принятие соответствующего решения Государственным таможенным комитетом. В качестве сертификата происхождения товаров могут служить коммерческие документы фактурной стоимостью 5 000 долл. США.

Определены случаи возникновения и прекращения обязанности перевозчика по уплате таможенных платежей при прибытии и убытии товаров.

При импорте товаров отменен порядок заполнения декларации таможенной стоимости декларантом.

Подробно указываются способы обеспечения уплаты таможенных платежей. В качестве их обеспечения может применяться «генеральное обеспечение».

Исключается таможенный режим «временное хранение», он рассматривается как таможенная операция.

Увеличен срок действия предварительного решения по классификации товаров с 1 года до 3 лет.

Определен порядок последующих действий с товарами, пришедшими в негодность, испор­тившимися или поврежденными в результате несчастного случая или форс-мажорных обстоятельств.

Конкретизированы случаи возникновения и прекращения обязанностей по уплате таможенных платежей, а также лица, ответственные за их уплату.

В деталях указывается применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.

Льготы по таможенным платежам пересмотрены исходя из международных норм и практики.

 

Вот какие изменения коснулись льгот в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины (исключение льготы означает необходимость ее уплаты, а введение – освобождает от нее).

 

Исключаются

 

Вводятся

 

Корректируются

 

Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории для обеспечения деятельности судов Узбекистана и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и физическими лицами республики, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию

 

Личные вещи (кроме транспортных средств), ввозимые физлицами при переезде в Узбекистан на постоянное место жительства (при наличии отметки о снятии с учета с прежнего места жительства)

 

Льгота по товарам, ввозимым на таможенную территорию иностранными юрлицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Узбекистана на общую сумму, эквивалентную более 50 млн долл. США: меняется условие – если данные товары ввозятся для собственных производственных нужд (сейчас ввозимые товары должны быть продукцией их собственного производства)

 

Товары, перемещаемые под таможенным контролем в таможенном режиме таможенного транзита через таможенную территорию и предназначенные для третьих стран

 

Льгота по технологическому оборудованию, ввозимому на таможенную территорию, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством:

1) на комплектующие и запчасти не распространяется (сейчас льгота применяется, если их поставка предусмотрена условиями контракта);

2) отменяется ограничение на экспорт (реализация, безвозмездная передача) этого оборудования в течение 3 лет с момента его ввоза (сейчас в этом случае льгота аннулируется, обязательства по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы восстанавливаются)

 

Товары, предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые на таможенную территорию в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая с таможенной территории инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с соглашением о разделе продукции

 

 

Льгота по техническим средствам системы оперативно-розыскных мероприятий: исключается указание на приобретателя (сейчас ими могут быть операторы телекоммуникаций и специальный орган по сертификации технических средств таких систем)

 

 

 

Вместо Книжки контроля доставки груза в качестве краткой декларации в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых между двумя постами, предлагается заполнять транзитную декларацию.

Таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза объединяются в одну таможенную процедуру.

Хранение товаров при помещении их под таможенную процедуру склада составляет 1 год (в действующем ТК – 3 года).

С целью развития производства в стране пересмотрены операции по переработке товаров на (вне) таможенной территории.

Таможенные льготы для отдельных категорий лиц, в частности, для дипломатов, приведены в соответствие с Венской конвенцией.

Деятельность магазина беспошлинной торговли, свободного склада и таможенного склада будут лицензировать территориальные подразделения ГТК.

В отношении всех или части товаров, помещенных под таможенную процедуру склада, разрешается совершать сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.

Ввоз иностранного транспортного средства приведен в соответствие со Стамбульской конвенцией, срок нахождения на территории респуб­лики ввезенного транспорта продлен с 90 до 180 дней.

Совершенствуются формы таможенного контроля. В действующем Кодексе их 12, в проекте, помимо них, предусматриваются меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля (в общей сложности 17 форм и мер).

Часть новых глав можно назвать новеллами законодательства. До этого в таможенном законодательстве были общие принципы, на основе которых таможенные органы могли каким-то образом участвовать в этой работе. Теперь в нововведениях заложена новая концепция работы таможни. Это главы и статьи, посвященные деятельности уполномоченных экономических операторов; порядку обжалования решений, в том числе требований и действий (бездействия) таможенных органов; системе управления рис­ками (применение, организация процесса, индикаторы, профили, область, оценка, уровень риска и т. д.), информационным системам и информационно-коммуникационным технологиям, используемым таможенными органами.

 

Государственный таможенный комитет выражает уверенность, что представители отечественного бизнеса, учитывая важность для их деятельности создания всесторонне продуманного закона, отвечающего реалиям современной внешнеторговой практики, примут активное учас­тие в обсуждении концептуальных положений проекта нового Таможенного кодекса.

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 

Прочитано: 268 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика