Norma.uz
Газета НТВ / 2019 год / № 22 / Таможня

Институт УЭО: международные стандарты и отечественная практика

 

Развитие института уполномоченных экономических операторов (УЭО) – один из злободневных вопросов таможенной сферы. Его введение определено Указом Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-5582 от 24.11.2018 г.).

Реализация Программы «Уполномоченные экономические операторы» требует углубленного понимания ее преимуществ, а также законодательных и институциональных реформ, необходимых для эффективной ее реализации.

Этой теме был посвящен семинар, в котором участвовали представители Министерства инвестиций и внешней торговли, ГТК, ТПП, Всемирной таможенной организации, проекта USAID по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест в Центральной Азии (CTJ), бизнес-сообщества, а также ­члены национальной Рабочей группы в формате «C5+1».

 

В целях ускоренного развития инсти­тута УЭО решением Правительства Госу­дарственному таможенному комитету в порядке эксперимента поручено отобрать до 1 июня текущего года юридических лиц, соответствующих критериям, для включения в Реестр уполномоченных экономических операторов (п. 3 ПКМ N 363 от 29.04.2019 г.). Для этого необходимо получить их согласие, разъяснить им суть предоставляемых прав пользования упрощенными таможенными процедурами при совершении таможенных операций. Утверждено соответствующее Положение (прил. к ПКМ N 363).

Базисной основой для внедрения института УЭО в Узбекистане стали реформы в области упрощения процедур торговли и ускорения процессов таможенного оформления и контроля.

Заместитель начальника управления ГТК Фарход Алимжонов ознакомил собравшихся с результатами проводимой в последнее время работы.

 

 

Приоритеты реформирования

За последние 2 года принято 46 нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование таможенного администрирования и повышение эффективности деятельности таможенной службы. Определены важнейшие направления ее реформирования:

  • переход от «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками, позволяющей на основе всестороннего анализа определять объекты таможенного контроля, а также снизить административные барьеры для участников ВЭД;
  • сокращение продолжительности прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска через госграницу за счет внедрения современных форм, методов и технических средств осуществ­ления таможенного контроля;
  • эффективное использование имеющихся ресурсов таможенных органов для внедрения современных ИКТ, направленных на совершенствование деятельности всех подразделений таможенных органов, межведомственного обмена информацией;
  • обеспечение открытости и прозрачности деятельности таможенных органов;
  • внедрение бесконтактных форм взаимодействия таможенных органов с физическими и юридическими лицами;
  • выработка критериев для определения доб­росовестных участников ВЭД, внедрение порядка применения в отношении них упрощенных таможенных процедур.

 

Нововведения

В 2018 году и за прошедший период 2019-го в таможенную практику введен ряд новшеств.

1. С 1 января 2018 года в международных аэро­портах внедрена система двойного коридора («зеленый» и «красный»).

2. Отменены:

  • 10 видов разрешительных документов, выдаваемых таможенными органами при помещении под определенные таможенные режимы (реэкспорт, реимпорт, временный ввоз и вывоз и т. д.);
  • разрешения при транзитном перемещении алкогольной и табачной продукции, а также этилового спирта через территорию республики авто- и железнодорожным транспортом;
  • регистрация внешнеторговых контрактов в таможенных органах;
  • процедуры представления внешнеторговых контрактов при экспорте;
  • требования предоплаты, предоставления банковской гарантии, страхового полиса, аккредитива при экспорте товаров;
  • проставление печатей в документах или их заверение;
  • разрешение на изменение маршрута движения автотранспортных средств иностранных перевозчиков по территории республики.

 

3. Для упрощения процедур таможенного оформления:

  • введен порядок подачи предварительной таможенной декларации до фактического прибытия товаров;
  • предоставлена возможность оформлять ГТД без привлечения таможенных брокеров, а также внедрена бесплатная услуга по заполнению ГТД сотрудниками «фронт-офисов», созданных при таможенных постах ВЭД;
  • введен порядок таможенного оформления идентичных товаров в рамках одного внешнеторгового договора путем предоставления периодических деклараций;
  • упрощены процедуры рассмотрения обращений участников ВЭД путем передачи части полномочий таможенным постам;
  • введена норма, запрещающая сотрудниками таможенной службы истребовать заключения по классификации кода ТН ВЭД товара;
  • упрощен порядок заполнения таможенной декларации;
  • упрощен порядок определения таможенной стоимости с сокращением перечня документов;
  • введен порядок выдачи сертификата соответствия и гигиенического сертификата на идентичные товары в рамках одного внешнеторгового контракта, что позволило сократить временные и финансовые затраты;
  • введен порядок, в соответствии с которым сертификаты соответствия, выданные аккредитованными органами стран – членов ОЭСР, признаются компетентным органом и не нужно получать сертификат соответствия страны-импортера;
  • отменено требование получать заключения соответствующего госоргана о технико-экономической обоснованности для переработки товаров;
  • отменена обязательная переподготовка (обучение) специалистов по таможенному оформлению в учебных заведениях таможенных органов;
  • введен порядок экспорта товаров и услуг посредством Интернета с оплатой через международные платежные системы в объеме до 5 000 долл. США по одному инвойсу без заключения договора.

 

Система управления рисками

С 1 декабря 2018 года внедрена в полноценном режиме автоматизированная система управления рисками (СУР), предусматривающая целевой отбор для таможенного контроля партий товаров с применением двух коридоров – «желтого» и «красного».

С 1 марта текущего года в СУР внедрены еще 2 коридора – «зеленый» и «синий». В результате внедрения СУР создана возможность проводить целевой отбор для таможенного контроля товаров и определения добросовестных участников ВЭД, а также разрабатывать критерии и порядок применения упрощенных таможенных процедур. Система разработана на основе изучения передовых систем (ASYCUDA), используемых в развитых странах.

Также сформированы модули для определения категорий участников ВЭД и профилей риска, позволяющих автоматически распределять поступившие декларации по соответствующим коридорам без влияния человеческого фактора. В случае выявления потенциального риска система направляет ГТД в «красный» коридор для проведения полного таможенного контроля.

 

Цифры и факты

По итогам марта текущего года модуль категорирования автоматически распределил участников ВЭД по уровням риска: 734 (1,7 %) участника – с низким уровнем, 16 855 (39,8 %) – со средним уровнем и 24 747 (58,5 %) – с высоким уровнем риска.

Именно на определенных в низкий уровень рис­ка участников ВЭД приходится основной объем (60,4 %) внешнеторгового оборота. Так 89,1 % от общего количества товаров экспортированы и 43,6 % импортированы непосредственно организациями с низким уровнем риска.

В результате внедрения СУР среднее время, затрачиваемое на таможенное оформление, удалось существенно сократить. В 2018 году среднее время оформления экспортных деклараций (с момента подачи) составляло 2 ч. 49 мин. С января по март 2019-го данный показатель сократился в 4,3 раза, или до 39 мин.

На оформление импортных деклараций в 2018 году участники ВЭД затрачивали 43 ч., в январе–марте 2019-го – в 2 раза меньше, или до 21 ч.

 

Онлайн-услуги

Все госуслуги, оказываемые таможенными органами, переведены в электронный вид и размещены на госпортале my.gov.uz.

Электронное декларирование стало общедо­ступным.

Введен порядок регистрации поступающих деклараций и их автоматического распределения среди сотрудников поста без фактического вмешательства извне. Это позволило сократить время регистрации и распределения ГТД примерно от 2 часов до 5 минут.

Внедрена интерактивная система «Интегрированный тариф», позволяющая получать в режиме реального времени, бесплатно, подробную информацию обо всех НПА, регулирующих вопросы перемещения товаров через таможенную границу, а также о документах, необходимых для таможенного оформления товаров, о ставках таможенных пошлин, органах, выдающих эти документы, а также другие сведения для осуществ­ления ВЭД.

 

Модернизация

Для оперативного и качественного выполнения процедур таможенного контроля таможенные объекты оснащаются современными техническими средствами контроля. На 16 автомобильных и железнодорожных таможенных постах с высоким грузопотоком установлены 18 инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК).

Так в 2018–2019 годах железнодорожные таможенные посты «Техническая контора Чукурсай», «Сариасия», «Ходжедавлат» и «Бекабад» оснащены 4 ИДК общей стоимостью 16 млн долл. США.

В Международном аэропорту «Ташкент» имени Ислама Каримова проводится тестирование современного сканирующего оборудования для бесконтактного досмотра пассажиров.

Таможенные склады оснащены современными системами видеонаблюдения с выводом их видеоинформации на центральный аппарат ГТК.

В 2019–2020 годах на прилегающей территории ряда приграничных таможенных постов будут построены современные таможенные терминалы.

Основными функциями госорганов и иных организаций на таможенных терминалах является оказание таможенных, банковских, логистичес­ких, экспресс-лабораторных, фитосанитарных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, экологических, сертификационных и других услуг по принципу «одно окно».

 

Об УЭО языком документа

В соответствии с ПКМ N 363 ГТК совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Торгово-промышленной палатой до 1 декабря текущего года по итогам эксперимента необходимо внести предложения по оптимизации или расширению перечня специальных упрощений, а также критериев отбора для включения в Реестр упол­номоченных экономических операторов.

В Положении N 363 определены права и обязанности УЭО, порядок подачи и рассмотрения заявления, критерии отбора и виды специальных упрощений, предоставляемых УЭО.

К критериям для получения специальных упрощений относятся: отсутствие фактов привлечения к административной и уголовной ответственнос­ти, задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей; осуществление ВЭД не менее 3 лет; наличие в собственности складских сооружений. Также должно быть импортировано и экспортировано товаров на сумму не менее 2 млн долл. США в год и оформлено не менее 100 ГТД. Либо сумма уплаченных таможенных платежей должна составлять не менее 20 000 МРЗП (480 тыс. долл. США) и оформлено не менее 50 ГТД.

При этом предоставляемые УЭО специальные упрощения дифференцированы.

 

Стратегия на перспективу

ГТК не намерен останавливаться на достигнутом и продолжает работу по реформированию таможенного администрирования.

В частности, подготовлена Стратегия развития таможенных органов в 2019–2021 годах, которой намечено:

  • дальнейшее развитие института УЭО;
  • совершенствование системы «Единое окно» (получение всех видов разрешительных документов, сведений обо всех регулирующих требованиях, информации об эпизоотической, карантинной и фитосанитарной ситуации, а также удаленное отслеживание стадий оформления, переход на ведение общедоступных реестров);
  • внедрение новой процедуры таможенных досмотров, основанной на параметрах СУР;
  • внедрение информационной системы, поддерживающей расчет наиболее вероятного диапазона стоимостей товаров на основе статданных, при попадании в который используется метод по стоимости сделки с ввозимым товаром;
  • разработка интерактивной услуги «Личный кабинет участника ВЭД»;
  • внедрение системы электронной очереди при прохождении через автодорожные пункты пропус­ка;
  • исключение дублирующих функций госорганов, осуществляющих свою деятельность на приграничных пунктах пропусках.

 

В русле мировых тенденций

– Для дальнейшего развития института УЭО в Узбекистане нужно продолжить работу по приведению данного института в соответствие с обновленными положениями Рамочных стандартов Всемирной таможенной организации (ВТамО), – отметил специальный гость семинара, менеджер программ по УЭО ВТамО Пашурати Панди. Он проинформировал о структуре Стандартов ­ВТамО по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) и их применении, дал четкие разъяснения по концепции, а также выгодам и уровню влияния института уполномоченных экономических операторов на экономику стран.

Представитель ВТамО ознакомил с требованиями и критериями для получения статуса УЭО и процессом валидации УЭО. Он подробно остановился на законодательных и институциональных реформах, необходимых для реализации Программы УЭО, а также на преимуществах и экономическом эффекте от ее внедрения.

– Одним из преимуществ использования данного института на основе Рамочных стандартов является создание так называемых безопасных цепей поставок, участниками которых являются уполномоченные экономические операторы, – отметил руководитель инициативы С5+1 проекта USAID CTJ Сабит Нарбаев. – Основой для формирования уполномоченных цепей поставок являются межгосударственные соглашения о взаимном признании института УЭО. Они позволяют, во-первых, минимизировать риск нарушения законодательства, поскольку все участники цепочки поставок гарантируют прозрачность поставки своим статусом. Во-вторых, сокращают сроки проведения таможенных операций и частоту проверочно-контрольных мероприятий таможенными органами в отношении товаров, следующих в рамках данной цепочки. В-третьих, соглашения позволяют стимулировать взаимную торговлю между государствами, их заключившими.

– Для заключения таких соглашений, – резюмировал представитель ВТамО Пашурати Панди, – нужно привести институт операторов в соответствие с требованиями Рамочных стандартов.

В Положении N 363 оговаривается, что «международными договорами Республики Узбекистан привилегии и специальные упрощения, предусмот­ренные настоящим Положением, могут предоставляться на взаимной основе уполномоченным экономическим операторам иностранных государств».

Думается, в связи с этим требуется дополнить перечень критериев присвоения статуса недостающими положениями Рамочных стандартов. Они позволят поднять престиж уполномоченных экономических операторов РУз как организаций, соответствующих международным критериям безопасности цепи поставок, что повысит уровень доверия мирового сообщества к нашим компаниям и предоставит дополнительные пре­имущества для взаимодействия как с зарубежными партнерами, так и с иностранными таможенными службами.

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 

Прочитано: 962 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика