Norma.uz
Газета Норма / 2019 год / № 20 / Вопросы ЖКХ

Счетчики: право на проверку

 

В соответствии с законодательством коммунальные ресурсы, предоставленные потребителю, подлежат обязательному учету с применением приборов учета воды, тепловой энергии, электроэнергии и газа. Это касается как физических, так и юридических лиц. А кто и как часто имеет право проверять счетчики, установленные в организации?

 

Электроэнергия

Уполномоченными органами являются Бюро принудительного исполнения (БПИ) при Генеральной прокуратуре и предприятия территориальных электрических сетей. Они вправе:

► совместно с потребителем ежемесячно снимать показания с приборов учета у потребителей для определения фактического объема потреб­ления элект­рической энергии и при необходимости проверять схемы их подключения (п. 4 Правил, прил. N 1 к ПКМ N 22 от 12.01.20187 г.);

► составлять акт (сотрудник Бюро) о нарушении, если по вине потребителя поврежден прибор учета (сорвана пломба, разбито стекло и т. п.), изменена схема его подключения, электроприемники подключены помимо прибора учета или допущено хищение элект­рической энергии каким-либо другим способом (п. 117 Правил);

► отключать потребителя от элект­рической сети на основании акта или по предписанию (п. 117 Правил);

► снимать, устанавливать и пломбировать приборы учета (п. 51 Правил);

► беспрепятственно осматривать прибор учета электроэнергии потребителя в любое время суток (п. 57 Правил);

► взыскивать дебиторскую задолженность в судебном порядке (п. 107 Правил);

►   согласовывать перестановку и замену приборов учета и измерительных трансформаторов, используемых совместно с приборами учета (п. 58 Правил).

 

Газоснабжение

Полномочия уполномоченных органов – БПИ и газоснабжающих организаций – дают им право:

► снимать прибор учета потребления природного газа для замены, ремонта, обслуживания, государственной поверки и проводить мониторинг его исправности (п. 81 Правил, прил. N 2 к ПКМ N 22);

► на беспрепятственный доступ в любое время суток и осмотр приборов учета потребления природного газа (п. 85 Правил);

► извещать потребителей о необходимости погашения задолженности в 5-дневный срок с момента получения списков от газоснабжающей организации (п. 96 Правил);

► взыскивать дебиторскую задолженность, в том числе по бесспорному ежемесячному списанию возникшей задолженности с банковских счетов, по которым обслуживаются пластиковые карты потребителей, в сумме, не превышающей 2 МРЗП, а также принимать меры по отключению потребителей от газовых сетей (п. 97 Правил);

► при выявлении нарушений отключать потребителя от газовой сети (п. 127 Правил).

 

Холодная вода и водоотведение

Бюро принудительного исполнения и организациям водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) как уполномоченным органам законодательно разрешено:

► оформлять акты при самовольном подключении потребителей к системам коммунального водоснабжения (п. 49 Правил, прил. N 2 к ПКМ N 194 от 15.07.2014 г.);

► устанавливать и пломбировать приборы учета воды (пп. 65, 123, 124 Правил);

► выдавать предписания о необходимости внеплановой поверки прибора учета при обнаружении его неисправности, несанкционированного вмешательства в его работу, срыве контрольных пломб (п. 68 Правил);

► контролировать снятие показаний прибора учета воды потребителем (п. 70 Правил);

► проверять наличие и целостность всех пломб на приборе учета, задвижке, а также на гидрантах и других водопроводных устройствах, расположенных на территории потребителя или принадлежащих ему (п. 78 Правил);

► беспрепятственно проходить к приборам учета, водомерным узлам, ко всем водопроводным и канализационным сетям, устройствам и сооружениям, расположенным на территории потребителей или принадлежащим ему (п. 80 Правил);

► начислять по среднесуточному расходу питьевой воды и сбросу сточных вод до момента предоставления последующих показаний (либо до конт­рольного снятия показания прибора учета представителем организации ВКХ) по действующему на расчетный месяц тарифу в случае непредставления потребителем данных о показаниях прибора учета воды за расчетный период (п. 100 Правил);

► применять в отношении потребителей – юридических лиц повышающий коэффициент 10,0 к действующим тарифам за сверхлимитное водопотреб­ление (п. 102 Правил);

► сообщать в органы внутренних дел о лицах, производящих какие-либо работы на коммунальных водопро­водных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах без нарядов и служебных удостоверений организаций ВКХ (п. 119 Правил);

► выявлять, пресекать и предупреждать факты незаконного пользования водой и самовольного присоединения к водопроводным и канализационным сетям (п. 1 УП-5241 от 16.11.2017 г.).

 

Кроме того, надо помнить, что приборы учета коммунальных услуг должны периодически проходить государственную поверку (ст. 17 З-на «О метрологии»; гл. 4 Положения, рег. МЮ N 2604 от 30.07.2014 г.; гл. 5 Положения, рег. МЮ N 2736 от 1.12.2015 г.; п. 62 Правил N 194).

 

Межповерочные интервалы приборов учета

 

Газ

 

Вода

 

Электроэнергия

 

Юридические лица

 

1 раз в 2 года

 

1 раз в 2 года

 

1 раз в 4 года

 

Физические лица

 

1 раз в 4 года

 

1 раз в 4 года

 

1 раз в 4 года

 

Примечание:

для электронных приборов учета переменного перепада давления (дифманометров), ультразвуковых, электромагнитных, вихревых и других типов приборов межповерочный интервал – 1 год

Примечание:

приборы учета, установленные в рамках проекта по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии, – каждые 10 лет.

       

 

За непроведение государственной поверки прибора учета, его повреждение, умышленный срыв пломб потребитель несет ответственность:

Принимаемые меры

при непроведении, несвоевременном проведении госповерки прибора учета

Газ

 

Вода

 

Электроэнергия

 

Расчет за поставку газа производится из расчета работы неопломбированного газоиспользующего оборудования 24 часа в сутки по максимальной мощности (кроме бытовых потребителей) до момента установки прибора учета после проведения поверки
(п. 67 Правил)

 

Применение повышающего коэффициента

при оплате потребления воды.

 

Исключение: мера не применяется, если

организация водопроводно-канализационного хозяйства не уведомила потребителя о необходимости проведения поверки (п. 69 Правил N 194)

Для юридических лиц ответственность не регламентирована.

 

Для физических лиц:

если по истечении срока межповерочного интервала прибора учета бытового потребителя электроснабжающее предприятие не организовало в установленном порядке проведение поверочных мероприятий, то бытовой потребитель оплачивает электрическую энергию по показаниям прибора учета с истекшим сроком межповерочного интервала.

При этом электроснабжающее предприятие не вправе пересчитывать оплату электроэнергии, использованную бытовым потребителем за период ее учета прибором учета с истекшим сроком межповерочного
интервала (п. 56 Правил)

Ответственность за умышленный срыв пломб,
утрату, повреждение прибора учета

 

Административная

 

1. Самовольное подключение к электрическим, тепловым, газовым сетям общего пользования или иные нарушения правил их пользования, либо умышленная порча приборов учета электрической, тепловой энергии, природного газа, в том числе их пломб, или вмешательство в приборы учета извне с целью изменения их показателей наказываются штрафом, налагаемым на граждан в размере от 5 до 10, а на должностных лиц – от 10 до 20 МРЗП (ст. 101 КоАО).

 

2. Самовольное подключение к водопроводным сетям и иные нарушения правил пользования водопроводом, нарушение правил охраны водопроводных сетей при производстве земляных и иных работ, повлекшие их повреждения, либо умышленная порча приборов учета холодной или горячей воды, в том числе их пломб, а равно вмешательство в приборы учета извне с целью изменения их показателей влекут наложение штрафа на граждан от 5 до 10, а на должностных лиц – от 10 до 20 МРЗП (ст. 163 КоАО)

Уголовная

 

1. Самовольное подключение к электрическим, тепловым, газовым или водопроводным сетям общего пользования либо умышленная порча приборов учета электрической, тепловой энергии, природного газа, холодной или горячей воды, в том числе их пломб, либо вмешательство в приборы учета извне с целью изменения их показателей, совершенные после применения административного взыскания, наказываются штрафом от 25 до 75 МРЗП или обязательными общественными работами до 240 часов, либо исправительными работами до 1 года.

 

2. За те же нарушения, совершенные с причинением значительного ущерба, предусмотрены штраф от 75 до 150 МРЗП или обязательные общественные работы от 240 до 300 часов, или исправительные работы до 2 лет, либо ограничение или лишение свободы до 1 года.

 

3. Те же нарушения, совершенные с причинением крупного ущерба, наказываются штрафом от 150 до 300 МРЗП или обязательными общественными работами от 300 до 360 часов, или исправительными работами от 2 до 3 лет, либо ограничением или лишением свободы от 1 года до 2 лет.

 

4. Такие же нарушения, совершенные с причинением особо крупного ущерба, влекут наложение штрафа от 300 до 500 МРЗП или ограничение свободы от 2 до 3 лет, либо лишение свободы от 2 до 3 лет.

 

В случае возмещения причиненного материального ущерба не применяется наказание в виде ограничения и лишения свободы.

Лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от ответственности, если оно в течение 30 дней со дня обнаружения преступления возместило причиненный материальный ущерб (ст. 185-2 УК)

 

Подготовили эксперты ООО «Norma».

 

Прочитано: 614 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2018 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика