В соответствии с законодательством коммунальные ресурсы, предоставленные потребителю, подлежат обязательному учету с применением приборов учета воды, тепловой энергии, электроэнергии и газа. Это касается как физических, так и юридических лиц. А кто и как часто имеет право проверять счетчики, установленные в организации?
Электроэнергия
Уполномоченными органами являются Бюро принудительного исполнения (БПИ) при Генеральной прокуратуре и предприятия территориальных электрических сетей. Они вправе:
► совместно с потребителем ежемесячно снимать показания с приборов учета у потребителей для определения фактического объема потребления электрической энергии и при необходимости проверять схемы их подключения (п. 4 Правил, прил. N 1 к ПКМ N 22 от 12.01.20187 г.);
► составлять акт (сотрудник Бюро) о нарушении, если по вине потребителя поврежден прибор учета (сорвана пломба, разбито стекло и т. п.), изменена схема его подключения, электроприемники подключены помимо прибора учета или допущено хищение электрической энергии каким-либо другим способом (п. 117 Правил);
► отключать потребителя от электрической сети на основании акта или по предписанию (п. 117 Правил);
► снимать, устанавливать и пломбировать приборы учета (п. 51 Правил);
► беспрепятственно осматривать прибор учета электроэнергии потребителя в любое время суток (п. 57 Правил);
► взыскивать дебиторскую задолженность в судебном порядке (п. 107 Правил);
► согласовывать перестановку и замену приборов учета и измерительных трансформаторов, используемых совместно с приборами учета (п. 58 Правил).
Газоснабжение
Полномочия уполномоченных органов – БПИ и газоснабжающих организаций – дают им право:
► снимать прибор учета потребления природного газа для замены, ремонта, обслуживания, государственной поверки и проводить мониторинг его исправности (п. 81 Правил, прил. N 2 к ПКМ N 22);
► на беспрепятственный доступ в любое время суток и осмотр приборов учета потребления природного газа (п. 85 Правил);
► извещать потребителей о необходимости погашения задолженности в 5-дневный срок с момента получения списков от газоснабжающей организации (п. 96 Правил);
► взыскивать дебиторскую задолженность, в том числе по бесспорному ежемесячному списанию возникшей задолженности с банковских счетов, по которым обслуживаются пластиковые карты потребителей, в сумме, не превышающей 2 МРЗП, а также принимать меры по отключению потребителей от газовых сетей (п. 97 Правил);
► при выявлении нарушений отключать потребителя от газовой сети (п. 127 Правил).
Холодная вода и водоотведение
Бюро принудительного исполнения и организациям водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) как уполномоченным органам законодательно разрешено:
► оформлять акты при самовольном подключении потребителей к системам коммунального водоснабжения (п. 49 Правил, прил. N 2 к ПКМ N 194 от 15.07.2014 г.);
► устанавливать и пломбировать приборы учета воды (пп. 65, 123, 124 Правил);
► выдавать предписания о необходимости внеплановой поверки прибора учета при обнаружении его неисправности, несанкционированного вмешательства в его работу, срыве контрольных пломб (п. 68 Правил);
► контролировать снятие показаний прибора учета воды потребителем (п. 70 Правил);
► проверять наличие и целостность всех пломб на приборе учета, задвижке, а также на гидрантах и других водопроводных устройствах, расположенных на территории потребителя или принадлежащих ему (п. 78 Правил);
► беспрепятственно проходить к приборам учета, водомерным узлам, ко всем водопроводным и канализационным сетям, устройствам и сооружениям, расположенным на территории потребителей или принадлежащим ему (п. 80 Правил);
► начислять по среднесуточному расходу питьевой воды и сбросу сточных вод до момента предоставления последующих показаний (либо до контрольного снятия показания прибора учета представителем организации ВКХ) по действующему на расчетный месяц тарифу в случае непредставления потребителем данных о показаниях прибора учета воды за расчетный период (п. 100 Правил);
► применять в отношении потребителей – юридических лиц повышающий коэффициент 10,0 к действующим тарифам за сверхлимитное водопотребление (п. 102 Правил);
► сообщать в органы внутренних дел о лицах, производящих какие-либо работы на коммунальных водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах без нарядов и служебных удостоверений организаций ВКХ (п. 119 Правил);
► выявлять, пресекать и предупреждать факты незаконного пользования водой и самовольного присоединения к водопроводным и канализационным сетям (п. 1 УП-5241 от 16.11.2017 г.).
Кроме того, надо помнить, что приборы учета коммунальных услуг должны периодически проходить государственную поверку (ст. 17 З-на «О метрологии»; гл. 4 Положения, рег. МЮ N 2604 от 30.07.2014 г.; гл. 5 Положения, рег. МЮ N 2736 от 1.12.2015 г.; п. 62 Правил N 194).
Межповерочные интервалы приборов учета
|
|||
Газ
|
Вода
|
Электроэнергия
|
|
Юридические лица
|
|||
1 раз в 2 года
|
1 раз в 2 года
|
1 раз в 4 года
|
|
Физические лица
|
|||
1 раз в 4 года
|
1 раз в 4 года
|
1 раз в 4 года
|
|
Примечание: для электронных приборов учета переменного перепада давления (дифманометров), ультразвуковых, электромагнитных, вихревых и других типов приборов межповерочный интервал – 1 год |
Примечание: приборы учета, установленные в рамках проекта по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии, – каждые 10 лет. |
||
За непроведение государственной поверки прибора учета, его повреждение, умышленный срыв пломб потребитель несет ответственность:
Принимаемые меры при непроведении, несвоевременном проведении госповерки прибора учета |
||
Газ
|
Вода
|
Электроэнергия
|
Расчет за поставку газа производится из расчета работы неопломбированного газоиспользующего оборудования 24 часа в сутки по максимальной мощности (кроме бытовых потребителей) до момента установки прибора учета после проведения поверки
|
Применение повышающего коэффициента при оплате потребления воды.
Исключение: мера не применяется, если организация водопроводно-канализационного хозяйства не уведомила потребителя о необходимости проведения поверки (п. 69 Правил N 194) |
Для юридических лиц ответственность не регламентирована.
Для физических лиц: если по истечении срока межповерочного интервала прибора учета бытового потребителя электроснабжающее предприятие не организовало в установленном порядке проведение поверочных мероприятий, то бытовой потребитель оплачивает электрическую энергию по показаниям прибора учета с истекшим сроком межповерочного интервала. При этом электроснабжающее предприятие не вправе пересчитывать оплату электроэнергии, использованную бытовым потребителем за период ее учета прибором учета с истекшим сроком межповерочного |
Ответственность за умышленный срыв пломб,
|
||
Административная
|
||
1. Самовольное подключение к электрическим, тепловым, газовым сетям общего пользования или иные нарушения правил их пользования, либо умышленная порча приборов учета электрической, тепловой энергии, природного газа, в том числе их пломб, или вмешательство в приборы учета извне с целью изменения их показателей наказываются штрафом, налагаемым на граждан в размере от 5 до 10, а на должностных лиц – от 10 до 20 МРЗП (ст. 101 КоАО).
2. Самовольное подключение к водопроводным сетям и иные нарушения правил пользования водопроводом, нарушение правил охраны водопроводных сетей при производстве земляных и иных работ, повлекшие их повреждения, либо умышленная порча приборов учета холодной или горячей воды, в том числе их пломб, а равно вмешательство в приборы учета извне с целью изменения их показателей влекут наложение штрафа на граждан от 5 до 10, а на должностных лиц – от 10 до 20 МРЗП (ст. 163 КоАО) |
||
Уголовная
|
||
1. Самовольное подключение к электрическим, тепловым, газовым или водопроводным сетям общего пользования либо умышленная порча приборов учета электрической, тепловой энергии, природного газа, холодной или горячей воды, в том числе их пломб, либо вмешательство в приборы учета извне с целью изменения их показателей, совершенные после применения административного взыскания, наказываются штрафом от 25 до 75 МРЗП или обязательными общественными работами до 240 часов, либо исправительными работами до 1 года.
2. За те же нарушения, совершенные с причинением значительного ущерба, предусмотрены штраф от 75 до 150 МРЗП или обязательные общественные работы от 240 до 300 часов, или исправительные работы до 2 лет, либо ограничение или лишение свободы до 1 года.
3. Те же нарушения, совершенные с причинением крупного ущерба, наказываются штрафом от 150 до 300 МРЗП или обязательными общественными работами от 300 до 360 часов, или исправительными работами от 2 до 3 лет, либо ограничением или лишением свободы от 1 года до 2 лет.
4. Такие же нарушения, совершенные с причинением особо крупного ущерба, влекут наложение штрафа от 300 до 500 МРЗП или ограничение свободы от 2 до 3 лет, либо лишение свободы от 2 до 3 лет.
В случае возмещения причиненного материального ущерба не применяется наказание в виде ограничения и лишения свободы. Лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от ответственности, если оно в течение 30 дней со дня обнаружения преступления возместило причиненный материальный ущерб (ст. 185-2 УК) |
Подготовили эксперты ООО «Norma».