Norma.uz
Газета Норма / 2019 год / № 08 / Дом, в котором мы живем

Снос гаражей: когда нарушаются права граждан

 

Речь идет не о самовольных стихийных гаражах, а об установленных гражданами на законном основании: когда гаражи зарегистрированы в гаражных управлениях райхокимиятов, владельцы гаражей имеют ордера на их размещение.

 

1. Тотальный снос гаражей в столице.

Решение хокима г. Ташкента N 690 от 1.06.2017 г. предусматривает демонтаж гаражей, не отвечающих правилам градостроительства и санитарным нормам.

2. При сносе гаражей гражданам не предоставляют документы, подтверждающие несоответствие автостоянок и гаражей правилам градостроительства и санитарным нормам.

Для этого решение N 690 предусматривает осуществление мониторингов, которые проводятся формально.

3. Административно-командный подход без учета прав и интересов граждан к вопросам демонтажа гаражей.

Городские власти не могут оперативно решить проблему замены демонтированных стоянок новыми либо предложить автовладельцам временную альтернативу хранения автомототранспортных средств. Под снос идут типовые гаражи, способные послужить автовладельцам до строительства новых. Жилые кварталы, подъезды к домам превращаются в стихийные парковки. Пункт 4 решения N 690 устанавливает поэтапный демонтаж гаражей, не отвечающих градостроительным и санитарным требованиям.

4. Городские власти не выполняют обещаний о строи­тельстве современных, многоуровневых стоянок взамен демонтированных гаражей.

В подавляющем большинстве территория под бывшими стоянками превращается в огромные свалки мусора либо земельный участок передается предпринимателям для строительства жилого дома.

5. Обещания городских властей построить на месте демонтированных автостоянок новые не подкреплены конкретными сроками и гарантиями.

В редких случаях под напором граждан застройщик либо хокимият выдают гарантийные письма. Но они не оформлены соответствующим образом и не имеют юридической силы. Что должно включать в себя гарантийное письмо, мы писали в тематическом выпуске «Нормы» N 48 от 27.11.2018 г.

6. В решении N 690 речь идет о многоуровневых стоянках с комплексами торговли и бытового обслуживания.

Их будут строить предприниматели, заинтересованные в получении прибыли. Но они вряд ли будут доступны по цене многим горожанам. Среди вновь построенных должны быть автостоянки по доступным для населения ценам, а также бесплатные.

7. Пункт 4 решения N 690 предписывает совместно с ТЧСЖ обеспечить выполнение работ по благоустройству новых многоэтажных автостоянок.

Принуждение ТЧСЖ к благоустройству территорий вокруг частных автостоянок является противозаконным вмешательством в дела негосударственных некоммерческих организаций, оказанием давления на них, нецелевым использованием средств частных собственников для интересов бизнеса.

 

Приоритет прав собственника

Во взаимоотношениях собственника с государственными органами действует принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением права частной собственности, толкуются в пользу собственника.

Закон «О защите частной собственности

и гарантиях прав собственников»,
статья 7.

 

8. Органы государственной власти не хотят или не могут грамотно вести диалог с владельцами гаражей, доступно разъяснить и обосновать необходимость демонтажа, обеспечить при этом соблюдение прав граждан.

Решение N 690 предусматривает создание рабочих групп для проведения широкой разъяснительной работы с населением о необходимости демонтажа старых и строительства современных стоянок.

9. Работники районных хокимиятов не выполняют решение N 690 городского хокимията, нарушая установленный вышестоящим органом порядок демонтажа.

10. Личные гаражи являются частной собствен­ностью граждан. Право на нее согласно Конституции РУз неприкосновенно.

Часто гаражи демонтируют в отсутствие их владельцев, что лишает их возможности осуществить законное право на защиту своих имущественных интересов. Возникают отношения, подпадающие под действие Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».

11. Не учитывается то, что гаражи относятся к подсобно-хозяйственным строениям (п. 2 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 272 от 30.12.2006 г.; разъяснения Конституционного суда, полученные гражданами по их обращениям).

Если собственники гаражей платили земельный налог или арендную плату, то гаражи не могут считаться самовольными строениями и их снос без соблюдения установленного законодательством порядка является самоуправством.

12. При демонтаже гаражей гражданам не всегда предоставляют по их требованию проекты и генпланы строительства новых автостоянок на изымаемом земельном участке.

13. На демонтаж гаражей представители государственных органов необоснованно отводят в предписаниях от 3 до 5 дней.

Госорганы обязаны уведомить собственника строения о принятом решении (письменно) не позднее чем за 6 месяцев до начала сноса с приложением к уведомлению копии решения хокима (ст. 19 Закона; п. 4 Положения, утв. ПКМ N 97 от 29.05.2006 г.).

14. Самовольный демонтаж гаражей представителями госорганов.

Срез петель гаражей, распиливание, вывоз их частей против воли собственника являются хищением чужого имущества, посягательством на частную собственность и предусматривают ответственность в соответствии с главой Х раздела 3 Особенной части Уголовного кодекса, а также со статьей 13 Закона.

15. При демонтаже гаражей гражданам не возмещают убытки.

Статья 19 Закона устанавливает, что снос строений возможен только после полного возмещения их владельцам всех понесенных убытков по рыночной стои­мости.

То же самое установлено статьей 241-11 Кодекса об административной ответственности, статьей 206 Гражданского кодекса, пунктом 8 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд (утв. ПКМ N 97 от 29.05.2006 г.), пунктом 2 Указа Президента N УП-5495 от 1.08.2018 г., а также другими НПА.

16. В ряде случаев при демонтаже гаражей представителями органов государственной власти, а также других структур, вовлеченных в этот процесс, в отношении граждан допускаются самоуправство, злоупотребление должностными полномочиями, хищение чужой собственности, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

При демонтаже гаражей сложность в том, что нельзя однозначно подходить к каждому случаю. Если земля выделялась автовладельцу в пользование под гараж – это одни отношения и правовые последствия. Причем многое зависит от того, на какой срок предоставлен участок. Если участок арендовался – другие, если это самовольное строение – третьи. Часто проблема возникает из-за того, что не были своевременно и правильно оформлены до­кументы на пользование землей.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

 

Прочитано: 2107 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2019-07-15 23:17:56, Гость_Sh:
А куда смотрит прокуратура? Ведь здесь целый букет нарушений Закона, конституционных прав граждан. А где депутаты, правозащитники? Ведь по сути дела хокимият совершает противоправные действия, которые необходимо пресекать , в том числе- в судебном порядке.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2018 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика