Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 46 / Контроль

Заберите «письмо счастья»!

 

С ростом активности камерального контроля налогоплательщики все чаще получают «письма счастья». При этом сам процесс получения этих писем оставляет желать лучшего.

 

 

Передача требования. По закону…

 

Налоговая инспекция, выявив ­ошибки или противоречия, допущенные налогоплательщиком, направляет ему требование (талабнома) в письменном виде. Налогоплательщик должен в 10-дневный срок со дня получения среагировать на него.

Требование может быть отправлено налогоплательщику:

  • заказным письмом. При этом оно считается полученным на дату получения налогоплательщиком заказного письма (ч. 5 ст. 70 НК). Представитель налогоплательщика проставляет эту дату в бланке уведомления о вручении. Бланк возвращается в налоговую инспекцию;
  • через персональный кабинет налогоплательщика на сайте my.soliq.uz. Требование считается полученным налогоплательщиком на следующий рабочий день после отправки (п. 18 Положения, рег. МЮ N 2926 от 5.09.2017 г.).

Для ведения взаимоотношений в электронном виде налогоплательщику необходимо представить об этом письменное заявление в налоговую инспекцию. Заявление также можно направить в электронном виде через персональный кабинет (ст. 22-1 НК);

  • вручить представителю налогоплательщика в явочном порядке. В этом случае представитель налогоплательщика ставит отметку о дате получения на втором экземпляре требования, который остается в ГНИ.

 

 

… и на практике

 

На практике способ получения требований весьма разнообразный и не всегда корректный.

* * *

– Артем Александрович, звонят из районной налоговой, настаивают, чтобы я соединила с Вами.

– Да, Светлана, соединяйте.

– Здравствуйте. Вы директор ООО «Рохат» Артем Павлов?

– Здравствуйте. Да…

– Вам надо сейчас же приехать в налоговую инспекцию, кабинет 301. На вас поступила жалоба. Иначе передадим ваше дело в суд.

На том конце бросают трубку.

У Артема Александровича через час была назначена встреча с потенциальным покупателем большой партии продукции ООО «Рохат», планировалось заключить договор. Но сотрудник налоговой сказал про жалобу… суд… А Павлов так дорожит репутацией компании. В надежде, что успеет на встречу, он быстро собрался и поехал в налоговую инспекцию.

Поднявшись на третий этаж, он обнаружил, что кабинет 301 закрыт. Спросил в соседнем кабинете, ему ответили, что сотрудник сейчас вернется. Артем Александрович прождал налогового инспектора полчаса. Тот вернулся и c серьезным видом вручил ему бумагу, сказал, что указанную сумму налога надо сегодня же уплатить. Это оказалась не жалоба, а требование от самой налоговой инспекции. На вопрос, почему при разговоре по телефону речь шла о жалобе, получил ответ, что инспектор был вынужден так сказать, чтобы Павлов срочно приехал.

Артем Александрович посмотрел на часы. На встречу с покупателем он уже опоздал. Позвонить, чтобы предупредить и перенести встречу, пока ожидал инспектора, он также не мог, потому что оставил свой мобильный телефон в проходной налоговой инспекции. Сделка была сорвана.

* * *

– Мухаббат Алимовна, почтальон принесла письмо из налоговой инспекции.

Мухаббат Алимовна (главный бухгалтер) вскрывает письмо и видит требование из ГНИ.

– Шохида, а Вы в уведомлении письма поставили сегодняшнее число?

– Так она оставила письмо вместе с газетами и ушла, никакого уведомления не дала мне... Она только что вышла от нас.

Мухаббат Алимовна выбегает из офиса и догоняет почтальона.

– Здравствуйте. Извините, дайте, пожалуйста, уведомление, я напишу, что письмо получено и поставлю дату.

– Девушка, никакого уведомления нет. Это же обычное письмо, не заказное.

 

Распространенная ситуация. В случае, когда требование отправлено обычным письмом, у налоговой инспекции нет информации о том, что налогоплательщик его получил. Если он не среагирует на требование, полученное таким образом, у налоговой инспекции не будет оснований предпринимать меры в отношении налогоплательщика.

 

* * *

– Надежда Васильевна, тут налоговый инспектор мне в Телеграм выслал требование. Я сейчас его Вам перешлю. Разберитесь, пожалуйста.

 

Насколько этот способ обоснованный и правильный? Такой вариант передачи требований не является официальным. Он не прописан ни в Налоговом кодексе, ни в других законодательных актах. Налоговый орган, отправивший требование таким образом, не может требовать реакции налогоплательщика, а также принимать меры в отношении него.

Два последних способа приводят к тому, что налоговые органы сами затягивают решение вопроса, указанного в требовании. Если налогоплательщик проигнорирует требование, то налоговым инспекторам придется подготовить и отправить новое. На решение вопроса уйдут еще как минимум 10 дней.

 

 

Резюме

 

Камеральный контроль – это самый удобный и оперативный вид проверки. Он дает возможность налогоплательщику своевременно исправить свои ошибки без уплаты штрафов или применения к нему других мер налоговыми органами.

Однако хотелось бы, чтобы камеральный контроль не мешал деятельности хозяйствующих субъектов и не отнимал времени у представителей налогоплательщиков, в том числе на получение требования. А также чтобы требования передавались налогоплательщикам прописанными в законодательных актах способами.

У налоговых органов есть 2 законных варианта отправки требований, не требующих при этом явки налогоплательщика в инспекцию:

  • заказным письмом – по поч­те;
  • в электронном формате – через персональный кабинет налогоплательщика на сайте my.soliq.uz.

Тем самым они бы сэкономили драгоценные время и нервы руководителя и главного бухгалтера хозяйствующего субъекта, которые они тратят, чтобы лично забрать требование. Кроме того, имея основания, что требование действительно получено, налоговые инспекторы могут предпринять меры, если налогоплательщик проигнорирует его.

 

Материалы рубрики «Контроль» подготовила
Азизахон ТОШХУЖАЕВА,
эксперт ООО «Norma».

 

 

Примеры из практики

Прочитано: 1780 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2018-11-14 14:48:10, Гость_Лада:
Наша городская налоговая инспекция действует проще. Отсылает письмо почтой, если налогоплатедьщик не ответил (письмо не дошло, или потерялось), они закрывают его счёт в банке.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика