Norma.uz
Газета Норма / 2018 год / № 22 / Дом, в котором мы живем

Хокимият столицы против незаконной рубки деревьев

 

Забрезжила надежда, что в столице может быть покончено с широкомасштабной рубкой деревьев. Хокимият Ташкента предпринимает шаги в этом направлении. На портале СОВАЗ размещен проект постановления хокимията об усилении мер по защите деревьев от незаконной рубки. Важно, что речь в нем идет также и об охране зеленых насаждений при выделении земельных участков предпринимателям под строительство различных объектов. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро.

 

Проблема массового уничтожения деревьев приобрела катастрофический размах и практически вышла из-под контроля. Зеленая карта столицы сжимается на глазах. Под нож идут здоровые, жизнестойкие деревья, преимущественно ценных пород.

Город растет, строится. И никуда не деться от того, что не всегда удается сохранить деревья при строительстве социально-экономических объектов. Но в последнее время реализация амбициозных градостроительных проектов сопровождается агрессивной атакой на зеленый фонд, когда повальное уничтожение деревьев не является оправданным. Истреблению способствует интенсивная застройка жилых массивов без учета их максимального сохранения в проектных решениях.

Воспрепятствовать зашкаливающей рубке могла бы экологическая экспертиза. Звуки бензопилы, видимо, заглушают сегодня ее веское слово. А ведь объектами экологической экспертизы согласно законодательству являются все виды градостроительных документов, проекты госпрограмм, концепций, схем размещения и развития экономической и социальной сфер. Она должна проводиться и при выделении земельных участков. Можно ли привести пример, чтобы экологическая экспертиза наложила вето на реализацию проекта, сопряженного с массовой вырубкой деревьев в последнее время, или настояла на внесении в него корректив, чтобы сохранить их. А ведь прежде были такие факты. Сегодня при легальной зачистке территорий от зеленых насаждений в основном все сводится к компенсационным выплатам застройщиков природоохранному ведомству. То есть заплатите и рубите. Но эти выплаты не могут покрыть вред, наносимый окружающей среде, облику столицы, жителям. Этот ущерб не возместить и посадками деревь­ев. Сколько лет придется ждать, пока саженцы вырастут и сформируют полноценную крону. В результате ситуация в столице такова, что легальная рубка при застройках является большей угрозой, чем незаконная. Хочется верить, что этому дана адекватная оценка, городские власти услышали граждан, которые уже не говорят, а кричат о масштабах потерь зеленого фонда столицы и бьют во все колокола.

Проект постановления городской администрации о сохранении и защите деревьев, вынесенный на обсуждение, – первый конструктивный шаг, нацеленный положить конец рубочному беспределу. По крайней мере, хочется на это надеяться. Он предусматривает при выделении земельных участков указывать в заключении ГлавАПУ подробную информацию о расположенных на участке деревьях (количество, порода, тип и т. д.) для того, чтобы максимально сохранить их. Речь идет об ужесточении природоохранных требований при строительстве объектов, что давно назрело.

Предлагается также с 1 сентября проводить рубку и обрезку деревьев только управлениями благоустройства на основании разрешений Инспекции по контролю за охраной и использованием биоразнообразия и охраняемых природных территорий (Биоинспекции) при Гос­комэкологии. Но и в данный момент разрешение выдает природоохранное ведомство только на основе решения хокимията. Означает ли, что предполагается исключить хокимияты из процесса выдачи разрешений, оставив эту функцию исключительно за Биоинспекции? Это было бы огромным прорывом в защите и сохранении деревьев, упростило бы разрешительную процедуру в целом, сократило злоупотребления со стороны хокимиятов. Напомним, что согласно действующему законодательству решение о рубке принимает хокимият, направляя его в региональное подразделение Биоинспекции. Инспектор выезжает на место, составляет акт обследования, выносит заключение, направляет в комиссию Госкомэкологии, которая выдает разрешение на рубку. Громоздкая процедура, сохраняющая районным хокимиятам возможность совершать нарушения. Выдача разрешений должна быть в руках природоохранного ведомства, не оставляя лазеек для вмешательства других структур.

Исключительное право рубки и обрезки деревьев предлагается передать районным управлениям благо­устройства. Это связано с усилением контроля, чтобы исключить «черных» рубщиков. Но, по словам экологов, подавляющая часть работников управлений по благо­устройству сами являются браконьерами. Тогда целесо­образно одновременно ставить вопрос о контроле за легальными рубками, который предусмотрен законодательством, но не работает.

Проект документа предусматривает организацию Управления по защите деревьев и многолетних растений при Главном управлении благо­устройства хокимията. Не совсем понятны его функции. Стоит ли плодить еще одну природоохранную организацию, тем более при структуре, которой предполагается передать исключительное право рубки деревьев. То есть рубим и тут же защищаем?

Проект также уточняет вопрос с компенсационными посадками. При выдаче разрешений на рубку на выделенных земельных участках под строительство или другие цели предлагается вместо 1 срубленного дерева посадить 10. Но этот принцип необходимо распространить на любую рубку, не связывая его исключительно с выделением земельных участков.

Планируется размещать реестры выданных разрешений на рубку в электронном виде, что, в общем-то, предусмотрено законодательством. Это позволит жителям проверять законность рубки, помогая тем самым инспекторам. Вопрос об этом поднимается журналистами не один год, но все безрезультатно. Но почему предлагается размещать их на сайте хокимията, а не природоохранного ведомства, которое выдает разрешение на рубку и формирует реестры?

Еще один важный момент. Сегодня махаллинские комитеты безучастно взирают на происходящее, в то время как вопросы сохранения зеленых насаждений входят в их функции. Они, как и участковые, знают, что происходит на квартале, могут проверять разрешения, сообщать экологам, если их нет. В проекте постановления предлагается уведомлять сход граждан махалли и участковых о разрешенных рубках. То есть тоже с помощью реестров, открыв сайт уполномоченного органа.

Проблема защиты деревьев от незаконной рубки была серьезно исследована в материале «Рубить нельзя, сохранить», опубликованном в «НТВ» N 48 (1216) от 28.11.2017 г. В нем были представлены причины, препятствующие эффективному контролю за сохранением деревьев в столице, возможные пути их решения, предложения по совершенствованию законодательства, рекомендации гражданам, что делать, когда они становятся свидетелями незаконной вырубки.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 986 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2018-05-31 08:48:49, Гость_:
Нравится, но не могу скопировать.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика