В Узбекистане последовательно сокращаются и упрощаются лицензионные и разрешительные процедуры в сфере предпринимательской деятельности. Благодаря Указу Президента N УП-5409 от 11.04.2018 г. их стало меньше на 42 единицы. Однако оптовая торговля в Перечень отдельных лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, отменяемых с 1 июня 2018 года (прил. N 1), не вошла. Непонятно, с чем это связано, так как в проекте Указа этот вид деятельности от лицензирования предлагалось освободить.
Представляется, что сохранение лицензирования оптовой торговли – это явная перестраховка чиновников, которые боятся возможных «негативных» последствий. Между тем условия, в которых функционирует бизнес сегодня и 15 лет назад, когда сначала появилось требование получать разрешительное свидетельство на торговлю оптом (Положение, утв. ПКМ N 407 от 26.11.2002 г.), а потом и лицензию (ПП-186 от 21.09.2005 г.), коренным образом различаются.
Лицензирование оптовой торговли вводилось, поскольку она в экономических реалиях 2000-х рассматривалась государством как деятельность, которая «может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, общественной безопасности и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием» (ст.7 З-на «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Действительно, в условиях отсутствия конвертации, дефицита наличности, высокого уровня налогообложения, в том числе импорта, под видом оптовой торговли функционировало множество «обнальных» контор. Они создавали массу проблем для налоговых органов, выводя из-под налогообложения сотни миллиардов сумов. С введением лицензирования, а потом и особого порядка налогообложения выручки предприятий оптовой торговли контролировать их деятельность и соблюдать интересы государства стало проще.
В сегодняшних условиях, когда нет никаких проблем с конвертацией и получением наличности в банках, лицензирование оптовой торговли становится явным анахронизмом и только мешает бизнесу нормально функционировать. Ему приходится:
√ при наличии лицензии уплачивать 5-процентные авансовые платежи по ЕНП с большинства поступлений, не являющихся выручкой (Положение, рег. МЮ N 2065 от 14.01.2010 г.);
√ соблюдать не поддающиеся однозначной трактовке правовые нормы, регулирующие оптовую (лицензируемую) и розничную (не лицензируемую) торговлю.
На практике грань между оптом и розницей установить не просто. В соответствии с Положением о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности (утв. ПКМ N 407):
- оптовая торговля – это реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд;
- розничная торговля – осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающее реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления, без права использования его в коммерческих целях.
В качестве критериев идентификации вида торговли используются налично-безналичная форма расчетов и количество реализуемого товара. Сразу возникают вопросы:
√ что означает определение «в небольших количествах» – это сколько?
√ а оптовой торговле нельзя продавать в небольших количествах?
√ и почему нельзя розничной торговле реализовывать товары в безналичной форме?
В условиях развивающегося рынка использовать понятие «розница» как объемно-количественную характеристику торговли не оправдано, поскольку количество товаров, являющихся предметом купли-продажи, характеризует не столько торговую деятельность, сколько потребности покупателя и возможности продавца в удовлетворении этих потребностей. Построить «забор» между двумя видами торговли – значит, создать большие трудности и бизнесу, и потребителям.
Розничной торговле Положение N 407 разрешает продавать товары по безналичному расчету (в пределах 10 % от общего объема месячного товарооборота) и без ограничений – по корпоративным пластиковым карточкам. При этом по безналичному расчету сверх 10 % от общего объема товарооборота разрешается реализация товаров только для организаций и учреждений социальной сферы. Опять возникают вопросы:
√ почему 10 %, а не 15 или 25 %?
√ а можно соцсфере реализовывать, например, все 100 % имеющихся товаров?
√ кто и как может контролировать эти проценты и зачем это нужно?
Делать это все труднее, так как все большая часть товаров реализуется и в рознице, и в опте через пластиковые карточки. А расчеты, осуществляемые с использованием банковских пластиковых карточек, относятся к безналичным формам расчетов (Положение, рег. МЮ N 2465 от 3.06.2013 г.). То есть вид расчетов – наличный или безналичный – как критерий разделения оптовой и розничной торговли уже не работает. Фактически розничная торговля сегодня получила возможность реализовывать товар по безналичному расчету без ограничений. И это очень хорошо, так как способствует укреплению сума, обеспечивает сближение ценности наличных и безналичных денег.
Аналогичный процесс размывания барьеров между оптом и розницей идет и в оптовой торговле. С одной стороны, оптовая реализация товаров может производиться только на основании заключенных договоров и в безналичной форме взаиморасчетов (п. 10 Положения N 407). С другой стороны, предприятиям оптовой торговли разрешено осуществлять мелкооптовую и розничную торговлю за наличный расчет через собственные фирменные магазины (п. 4 УП-3270 от 30.06.2003 г.).
Из лицензирования оптовой торговли «изъяли» электронную коммерцию – с 1 июня текущего года «оборот товаров, реализуемых субъектами предпринимательства путем использования электронной коммерции, считается розничной торговлей вне зависимости от их объема» (п. 7 УП-5349 от 19.02.2018 г.).
Итак, поэтапно законодательство все больше стирает грань между оптовой и розничной торговлей. В теории производители реализуют свою продукцию оптовым торговым предприятиям, те – розничным, а они уже – потребителям. Но, как мы убедились, в жизни оптовые предприятия занимаются розничной торговлей, розничные могут реализовывать продукцию по безналичному расчету в неограниченном количестве.
Либерализируется и порядок лицензирования оптовой торговли. Из лицензионных требований и условий остались:
- соблюдение законодательства Республики Узбекистан, регулирующего деятельность по осуществлению оптовой торговли;
- наличие сертификатов соответствия или сведений о сертификации продукции на предприятиях-производителях либо их копии в случае реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации (п. 9 Положения, утв. ПКМ N 242 от 5.11.2005 г.).
Требование о наличии сформированного уставного фонда в размере не менее 3 500-кратного размера минимальной заработной платы отменено (п. 3 УП-5303 от 16.01.2018 г.).
Наличие сертификатов является общим условием для всех хозяйствующих субъектов, реализующих товары или оказывающих услуги. А соблюдать законодательство, регулирующее деятельность, должны не только оптовые предприятия, но и розница.
И опять возникает вопрос: если барьеры между оптом и розницей стираются, а порядок лицензирования опта фактически носит формальный характер – зачем лицензировать опт?
Поэтому в целях дальнейшей либерализации условий для торговой деятельности, а также обеспечения реализации налоговой реформы, предусматривающей упрощение и унификацию налоговой системы, видится целесообразным:
1) снять различия в определениях между оптовой и розничной торговлей, в первую очередь за счет разницы в налично-безналичной форме расчетов и количестве реализуемого товара;
2) отменить лицензирование оптовой торговли;
3) ввести единые условия налогообложения для всех субъектов торговли – оптовых, оптово-розничных, розничных и ИТД.
Жорилла Абдуллаев,
экономический обозреватель.