Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 19 / Таможня

Оберегая озоновый слой

 

10 апреля вступило в силу постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию регулирования импорта в Рес­публику Узбекистан и экспорта из Республики Узбекистан озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей» (N 17 от 9.01.2018 г.). Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено широко освещать цели, содержание и практическую значимость документа среди субъектов предпринимательской деятельности. На мес­тах эту задачу должны выполнять их территориальные подразделения (п. 5 ПКМ N 17).

Для того чтобы эта работа велась системно и эффективно, прежде всего необходимо обучить собственные кадры. С этой целью недавно в Государственном таможенном комитете был проведен национальный тренинг для более 300 сотрудников таможенных органов и 30 природоохранных инспекторов Госкомэкологии.

 

С помощью видеоконференцсвязи он проходил параллельно во всех территориальных таможенных управлениях ГТК. У участников была возможность задать вопросы организаторам мероприятия.

В настоящее время производство и потребление всех озоноразрушающих веществ (ОРВ) в мире регулируются в рамках 2 международных природоохранных соглашений. Узбекистан в 1993 году стал членом Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 16.09.1987 г.), и Венской конвенции об охране озонового слоя (Вена, 22.03.1985 г.). Таким образом, приняв на себя обязательства по сохранению и защите озонового слоя.

Каждая из сторон Монреальского протокола обязуется соблюдать целевой график по выводу из употребления ОРВ и должна вводить меры контроля, чтобы правительство имело возможность выполнить свои обязательства.

Представители Госкомэкологии рассказали о причинах разрушения озонового слоя и возникновении парникового эффекта, важных положениях Монреальского протокола, представили обзор ОРВ и альтернатив по их замещению. А также пояснили процедуру выдачи разрешительных документов на импорт-экспорт ОРВ, ознакомили с перечнем содержащего их оборудования на территории Узбекистана, с кодами ТН ВЭД ОРВ и альтернативных источников.

Презентации о процедуре таможенного оформления ОРВ и их продуктов, мерах по борьбе с их незаконным ввозом в республику представили сотрудники соответствующих подразделений ГТК.

 

 

Об аспектах регулирования импорта ОРВ и таможенного контроля в этой сфере рассказал нашему корреспонденту начальник Центральной таможенной лаборатории ГТК Бахтиёр АБДУГАНИЕВ.

 

– Из какого источника предприниматели могут получить информацию о квотах на импорт ОРВ? Как они распределяются?

Порядок распределения квот на импорт ОРВ между заявителями определяет Положение о порядке распределения квот на импорт в Республику Узбекистан озоноразрушающих веществ (прил. N 5 к ПКМ N 17). Распределение основано на доле общего объема разрешенных к импорту ОРВ за последние 3 года. В Положении указаны размеры ограничений на распределение квот среди заявителей на период с 1 января по 31 декабря 2018 года и на каждые последующие 12 месяцев до 2030 года.

Квоты на импорт в Республику Узбекистан озоноразрушающих веществ на период 2018–2030 годов приведены в приложении N 4 к ПКМ N 17. Они распределяются между заявителями в следующем процентном отношении: 80 % – для заявителей, осуществивших за последние 3 года фактический импорт ОРВ, 10 % – для новых заявителей, 10 % – остается в резерве.

Распределение квот ежегодно утверждается председателем Госком­экологии, информация об этом подлежит публикации на официальном веб-сайте ведомства. До 20 апреля она представляется в ГТК для осуществления контроля за импортом квотируемых ОРВ.

 

– Квотируются ли вещества, используемые в качестве сырья для производства других химических веществ?

– Нет, не квотируются. Также не квотируются импортируемые рециркулированные, восстановленные ОРВ, на которые выдаются разрешения согласно приложению N 1 к ПКМ N 17.

Кстати, с 2020 года общая квота на импорт гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) в Республике Узбекистан составит 6,8 тонны. А в 2030 году импорт ГХФУ полностью будет запрещен.

 

– Каков порядок прохождения разрешительных процедур при импорте и экспорте ОРВ? И какие документы должны быть представлены?

– Он определен Положением о порядке прохождения разрешительных процедур при импорте в Республику Узбекистан и экспорте из Республики Узбекистан озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей (прил. N 3 к ПКМ N 17).

С 1 июля этого года получить разрешение можно будет, подав докумен­ты в Единые центры оказания госуслуг либо через ЕПИГУ.

Для получения разрешения заявитель представляет следующие документы:

заявление на выдачу разрешения согласно приложениям NN 4 (для озоноразрушающих веществ) и 5 (для продукции, содержащей ОРВ) к Положению;

копию контракта (договора, инвойса и др.) на импорт или экспорт ОРВ и продукции, их содержащей;

справку специализированной организации, выполнившей утилизацию или восстановление ОРВ, с указанием объемов поставки (представляется при импорте ранее использованных и восстановленных ОРВ);

банковский документ об уплате сбора за рассмотрение заявления;

состав импортируемых ОРВ, а также копию лицензии, выданной страной, из которой производится экспорт, по требованию Госком­экологии.

Срок рассмотрения заявления – не более 7 рабочих дней с даты подачи документов. При необходимости его могут продлить до 20 рабочих дней.

Срок действия разрешения не превышает 1 года. Но он может быть продлен по заявлению, представленному до истечения действия документа.

 

Наша справка

Перечень видов озоноразрушающих веществ, импорт в Республику Узбекистан и экспорт из Республики Узбекистан которых осуществляются по разрешениям, определен приложением N 1 к ПКМ N 17.

В приложении N 2 к ПКМ N 17 указан Перечень видов продукции, импорт в Республику Узбекистан и экспорт из Республики Узбекистан которых, в случае содержания в них озоноразрушающих веществ, осуществляются по разрешениям.

 

Импорт-экспорт каких видов продукции не требует оформления разрешительного документа?

– Импорт (экспорт) 27 видов продукции по различным кодам ТН ВЭД, а именно аэрозольной продукции, изоляционных щитов, панелей и покрытий труб, не требует оформления разрешительных документов.

Из аэрозольных продуктов: краски и лаки, приготовленные на водорастворимых пигментах (3208 10, 3208 20, 3208 90, 3209, 3210 00, 3212 90); парфюмерия, косметика и туалетные принадлежности (3303 00, 3305 30 000 0, 3305 90, 3307 (кроме 3307 30 000 0 и 3307 41 000).

А также поверхностно-активные вещества (3402 20, 3402 90); смазочные вещества (3403 11 000 0, 3403 19, 3403 91 000 0, 3403 99); бытовые вещества (3405, кроме 3405 90 101 0); инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды и т. д. на основе галогенированных соединений (3808 91 200 0, 3808 91 900 0, 3808 92 800 0, 3808 93 270 0, 3808 94 200 0, 3808 99); средства для ускорения крашения или фиксации красителей (3809); органические растворители (3814 00); силиконы в первичных формах (3910 00 000) и изоляционные щиты, панели и покрытия труб (3921).

 

– А для каких видов товаров при импорте-экспорте требуется разрешение?

– Согласно ПКМ N 17 разрешение требуется на торговые автоматы для продажи продовольственных товаров и напитков со встроенными охлаждающими устройствами, а также на смеси группы 38 ТН ВЭД прочих химических продуктов.

Напомню, импорт в РУз оборудования, использующего ГХФУ, или оборудования, которое не заправлено, но предназначено для работы на ГХФУ, запрещен с 10 апреля 2018 года.

И к сведению перевозчиков – при транзитных перевозках ОРВ через нашу страну разрешение получать не требуется.

 

– Требуются ли разрешительные документы на продукцию, содержащую ОРВ, перемещаемую физическими лицами для собственных нужд?

– Нет, не требуются. Если она действительно перемещается физлицом для собственных нужд, то есть не для коммерческих целей, и не предназначена для предпринимательской деятельности.

 

Наша справка

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, является международным природоохранным соглашением, подписанным в сентябре 1987 года и вступившим в силу 1 января 1989 года. Протокол разрабатывался в ответ на неоспоримые научные факты, свидетельствовавшие о том, что разрушение стратосферного озонового слоя, происходящее вследствие выбросов в ходе человеческой деятельности хлора и брома, представляет значительную угрозу для окружающей среды и человека. Его основная задача заключается в снижении и устранении выбросов ОРВ. Для этого создаются  графики их замораживания и вывода из употребления в развитых и развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой (СПЭ), в том числе путем оказания финансовой и технической помощи различным заинтересованным сторонам. Монреальский протокол выполняется с помощью Венской конвенции об охране озонового слоя – международного соглашения, разработанного в 1985 году для формирования регламентационной базы для глобальной акции по защите страто­сферного озонового слоя.

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

Прочитано: 1476 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика