10 апреля вступило в силу постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию регулирования импорта в Республику Узбекистан и экспорта из Республики Узбекистан озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей» (N 17 от 9.01.2018 г.). Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено широко освещать цели, содержание и практическую значимость документа среди субъектов предпринимательской деятельности. На местах эту задачу должны выполнять их территориальные подразделения (п. 5 ПКМ N 17).
Для того чтобы эта работа велась системно и эффективно, прежде всего необходимо обучить собственные кадры. С этой целью недавно в Государственном таможенном комитете был проведен национальный тренинг для более 300 сотрудников таможенных органов и 30 природоохранных инспекторов Госкомэкологии.
С помощью видеоконференцсвязи он проходил параллельно во всех территориальных таможенных управлениях ГТК. У участников была возможность задать вопросы организаторам мероприятия.
В настоящее время производство и потребление всех озоноразрушающих веществ (ОРВ) в мире регулируются в рамках 2 международных природоохранных соглашений. Узбекистан в 1993 году стал членом Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 16.09.1987 г.), и Венской конвенции об охране озонового слоя (Вена, 22.03.1985 г.). Таким образом, приняв на себя обязательства по сохранению и защите озонового слоя.
Каждая из сторон Монреальского протокола обязуется соблюдать целевой график по выводу из употребления ОРВ и должна вводить меры контроля, чтобы правительство имело возможность выполнить свои обязательства.
Представители Госкомэкологии рассказали о причинах разрушения озонового слоя и возникновении парникового эффекта, важных положениях Монреальского протокола, представили обзор ОРВ и альтернатив по их замещению. А также пояснили процедуру выдачи разрешительных документов на импорт-экспорт ОРВ, ознакомили с перечнем содержащего их оборудования на территории Узбекистана, с кодами ТН ВЭД ОРВ и альтернативных источников.
Презентации о процедуре таможенного оформления ОРВ и их продуктов, мерах по борьбе с их незаконным ввозом в республику представили сотрудники соответствующих подразделений ГТК.
Об аспектах регулирования импорта ОРВ и таможенного контроля в этой сфере рассказал нашему корреспонденту начальник Центральной таможенной лаборатории ГТК Бахтиёр АБДУГАНИЕВ.
– Из какого источника предприниматели могут получить информацию о квотах на импорт ОРВ? Как они распределяются?
– Порядок распределения квот на импорт ОРВ между заявителями определяет Положение о порядке распределения квот на импорт в Республику Узбекистан озоноразрушающих веществ (прил. N 5 к ПКМ N 17). Распределение основано на доле общего объема разрешенных к импорту ОРВ за последние 3 года. В Положении указаны размеры ограничений на распределение квот среди заявителей на период с 1 января по 31 декабря 2018 года и на каждые последующие 12 месяцев до 2030 года.
Квоты на импорт в Республику Узбекистан озоноразрушающих веществ на период 2018–2030 годов приведены в приложении N 4 к ПКМ N 17. Они распределяются между заявителями в следующем процентном отношении: 80 % – для заявителей, осуществивших за последние 3 года фактический импорт ОРВ, 10 % – для новых заявителей, 10 % – остается в резерве.
Распределение квот ежегодно утверждается председателем Госкомэкологии, информация об этом подлежит публикации на официальном веб-сайте ведомства. До 20 апреля она представляется в ГТК для осуществления контроля за импортом квотируемых ОРВ.
– Квотируются ли вещества, используемые в качестве сырья для производства других химических веществ?
– Нет, не квотируются. Также не квотируются импортируемые рециркулированные, восстановленные ОРВ, на которые выдаются разрешения согласно приложению N 1 к ПКМ N 17.
Кстати, с 2020 года общая квота на импорт гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) в Республике Узбекистан составит 6,8 тонны. А в 2030 году импорт ГХФУ полностью будет запрещен.
– Каков порядок прохождения разрешительных процедур при импорте и экспорте ОРВ? И какие документы должны быть представлены?
– Он определен Положением о порядке прохождения разрешительных процедур при импорте в Республику Узбекистан и экспорте из Республики Узбекистан озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей (прил. N 3 к ПКМ N 17).
С 1 июля этого года получить разрешение можно будет, подав документы в Единые центры оказания госуслуг либо через ЕПИГУ.
Для получения разрешения заявитель представляет следующие документы:
заявление на выдачу разрешения согласно приложениям NN 4 (для озоноразрушающих веществ) и 5 (для продукции, содержащей ОРВ) к Положению;
копию контракта (договора, инвойса и др.) на импорт или экспорт ОРВ и продукции, их содержащей;
справку специализированной организации, выполнившей утилизацию или восстановление ОРВ, с указанием объемов поставки (представляется при импорте ранее использованных и восстановленных ОРВ);
банковский документ об уплате сбора за рассмотрение заявления;
состав импортируемых ОРВ, а также копию лицензии, выданной страной, из которой производится экспорт, по требованию Госкомэкологии.
Срок рассмотрения заявления – не более 7 рабочих дней с даты подачи документов. При необходимости его могут продлить до 20 рабочих дней.
Срок действия разрешения не превышает 1 года. Но он может быть продлен по заявлению, представленному до истечения действия документа.
Наша справка
Перечень видов озоноразрушающих веществ, импорт в Республику Узбекистан и экспорт из Республики Узбекистан которых осуществляются по разрешениям, определен приложением N 1 к ПКМ N 17.
В приложении N 2 к ПКМ N 17 указан Перечень видов продукции, импорт в Республику Узбекистан и экспорт из Республики Узбекистан которых, в случае содержания в них озоноразрушающих веществ, осуществляются по разрешениям.
– Импорт-экспорт каких видов продукции не требует оформления разрешительного документа?
– Импорт (экспорт) 27 видов продукции по различным кодам ТН ВЭД, а именно аэрозольной продукции, изоляционных щитов, панелей и покрытий труб, не требует оформления разрешительных документов.
Из аэрозольных продуктов: краски и лаки, приготовленные на водорастворимых пигментах (3208 10, 3208 20, 3208 90, 3209, 3210 00, 3212 90); парфюмерия, косметика и туалетные принадлежности (3303 00, 3305 30 000 0, 3305 90, 3307 (кроме 3307 30 000 0 и 3307 41 000).
А также поверхностно-активные вещества (3402 20, 3402 90); смазочные вещества (3403 11 000 0, 3403 19, 3403 91 000 0, 3403 99); бытовые вещества (3405, кроме 3405 90 101 0); инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды и т. д. на основе галогенированных соединений (3808 91 200 0, 3808 91 900 0, 3808 92 800 0, 3808 93 270 0, 3808 94 200 0, 3808 99); средства для ускорения крашения или фиксации красителей (3809); органические растворители (3814 00); силиконы в первичных формах (3910 00 000) и изоляционные щиты, панели и покрытия труб (3921).
– А для каких видов товаров при импорте-экспорте требуется разрешение?
– Согласно ПКМ N 17 разрешение требуется на торговые автоматы для продажи продовольственных товаров и напитков со встроенными охлаждающими устройствами, а также на смеси группы 38 ТН ВЭД прочих химических продуктов.
Напомню, импорт в РУз оборудования, использующего ГХФУ, или оборудования, которое не заправлено, но предназначено для работы на ГХФУ, запрещен с 10 апреля 2018 года.
И к сведению перевозчиков – при транзитных перевозках ОРВ через нашу страну разрешение получать не требуется.
– Требуются ли разрешительные документы на продукцию, содержащую ОРВ, перемещаемую физическими лицами для собственных нужд?
– Нет, не требуются. Если она действительно перемещается физлицом для собственных нужд, то есть не для коммерческих целей, и не предназначена для предпринимательской деятельности.
Наша справка
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, является международным природоохранным соглашением, подписанным в сентябре 1987 года и вступившим в силу 1 января 1989 года. Протокол разрабатывался в ответ на неоспоримые научные факты, свидетельствовавшие о том, что разрушение стратосферного озонового слоя, происходящее вследствие выбросов в ходе человеческой деятельности хлора и брома, представляет значительную угрозу для окружающей среды и человека. Его основная задача заключается в снижении и устранении выбросов ОРВ. Для этого создаются графики их замораживания и вывода из употребления в развитых и развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой (СПЭ), в том числе путем оказания финансовой и технической помощи различным заинтересованным сторонам. Монреальский протокол выполняется с помощью Венской конвенции об охране озонового слоя – международного соглашения, разработанного в 1985 году для формирования регламентационной базы для глобальной акции по защите стратосферного озонового слоя.
Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.