Norma.uz
Газета НТВ / 2018 год / № 09 / Природоохранные затраты

Плата за загрязнение

Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды. Кто их уплачивает и за что? Есть мнение, что эти выплаты касаются только производственных предприятий. Но это не так. В процессе хозяйствования отходы возникают у всех, начиная от мусора в корзинах и стоков в канализацию при использовании санузлов и заканчивая серьезными выбросами в окружающую среду на промышленных предприятиях. Попробуем ответить на эти вопросы.

 

Нормативная база

Порядок применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан регулируются рядом нормативных актов. Основные из них:

  • Закон «Об охране природы»;
  • Закон «О воде и водопользовании»;
  • Закон «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Закон «Об отходах»;
  • постановление КМ «О совершенствовании сис­темы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан (N 199 от 1.05.2003 г.);
  • постановление КМ «О совершенствовании сис­темы платежей за специальное природопользование» (N 15 от 6.02.2006 г.);
  • постановление КМ «О дополнительных мерах по улучшению природоохранной деятельнос­ти в сис­теме коммунального хозяйства» (N 11 от 3.02.2010 г.);
  • Инструкция по проведению инвентаризации источников загрязнения и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для предприятий Республики Узбекистан (рег. МЮ N 1533 от 3.01.2006 г.).

 

Плательщики

Субъектами компенсационных выплат являются:

  • предприятия, осуществляющие выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещающие отходы на территории Узбекистана;
  • предприятия и физлица без образования юридического лица, осуществляющие сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов в процессе предпринимательской деятельности;
  • иностранные инвесторы в рамках деятельности, осуществляемой по соглашению о разделе продукции (п. 3 ч. 3 ст. 256 НК).

Как видим, перечень охватывает практически все хозяйствующие субъекты.

Исключается только деятельность, финансируемая из средств госбюджета.

 

Компенсация уплачивается

Объектом компенсационных выплат является масса нормативных и сверхнормативных (сверхлимитных), а также аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Они включают:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности;
  • токсичные и нетоксичные отходы, размещаемые на территории Узбекистана;
  • сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети от всех предприятий и физлиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица;
  • производственные отходы, не подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных накопителях;
  • отвалы вскрышных (пустых) пород, размещаемые временно на отведенных площадках за пределами карьеров. Они являются нетоксичными отходами добывающей промышленности.

 

Пример 1. Консалтинговая фирма числен­ностью 5 человек арендует помещение пло­щадью 50 кв. м, не имеет на балансе основных средств. Для нее объектом компенсационных выплат являются отходы в виде содержимого мусорных корзин, а также объем стоков в канализацию при использовании санузлов.

 

Пример 2. Фирма имеет на балансе офисное здание, которое сдает в аренду, и 2 легковых автомобиля. Здесь к ранее указанным добавляются отходы, связанные с эксплуатацией здания. Например, отходы в виде вышедших из строя люминисцентных ламп и т. д.

При эксплуатации автомобилей возникают выбросы в атмосферу продуктов сгорания топлива. Они также являются объектом компенсационных выплат.

 

Обратите внимание!

Оплата на договорной основе  территориальным подразделениям АТП «Махсустранс» вывоза мусора не исключает необходимости компенсационных выплат. В первом случае вы оплачиваете услуги автотранспортного предприятия по вывозу мусора с территории предприятия. А компенсационные выплаты направляются на финансирование мероприятий (программ) по охране окружающей среды, обес­печивающих снижение выбросов.

 

Компенсация не уплачивается

Не являются объектами компенсационных выплат:

  • забалансовые руды, относящиеся к разряду сырьевых ресурсов, находящиеся на спецхранении и размещаемые на специально оборудованных накопителях различного вида;
  • отходы производства, размещаемые временно (до 6 месяцев) на специально отведенных площадках и затем используемые как вторичное сырье;
  • очищенные сточные воды, используемые по согласованию с органами экологии и охраны окружающей среды для орошения технических культур и лесных насаждений;
  • отвалы вскрышных пород, размещаемые внут­ри карьеров без предварительного размещения за их пределами;
  • нормативные (лимитные) выбросы, по которым годовая сумма компенсации составляет менее 50 % МРЗП;
  • отходы горнодобывающей промышленности, подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных хвостохранилищах в качестве сырьевых ресурсов полезных ископаемых;
  • отходы производства фосфорных удобрений (фосфогипс), подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных местах хранения (отвалах) в качестве сырьевых ресурсов для производства минеральных удобрений и другой продукции.

 

Обратите внимание!

С нормативных выбросов, по которым годовая сумма компенсации составляет менее 50 % МРЗП, компенсация не уплачивается.

Бухгалтеры малых предприятий часто ссылаются на эту норму и не платят компенсацию, считая, что отходы их предприятий очень незначительны.

Но норма предусматривает нормативные ­выбросы! А есть ли у вас утвержденные нормативы?

 

Порядок исчисления компенсации

Сумма компенсации определяется плательщиками самостоятельно согласно установленным размерам компенсаций и нормативам (лимитам) выбросов.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) устанавливаются на каждое загрязняющее вещество, для каждого конкретного источника выброса и предприятия в целом.

Они устанавливаются в зависимости от категории воздействия предприятий на окружающую среду. Для предприятий с высоким-низким риском (I–III категории) норматив устанавливается на 3 года. Для предприятий с локальным воздействием на окружающую среду (IV категория) норматив ПДВ устанавливают по фактическим данным, полученным по результатам проведенной инвентаризации, без разработки проекта ПДВ и проведения государственной экологичес­кой экспертизы.

К установленным размерам компенсационных выплат применяется коэффициент 10, если:

  • у плательщика нет утвержденных нормативов или истек их срок;
  • нет разрешения на выбросы.

При этом компенсация уплачивается за всю фактическую массу выбросов, которая определяется исходя из технологического регламента производства и первичного учета.

 

Расчет компенсации

Компенсация рассчитывается по формуле:

П = (Mн х R) + (Mcн х R х Ккр), где:

П – сумма компенсации в сумах;

– масса выбросов в пределах норм в тоннах или килограммах;

Mсн – масса выбросов сверх нормы в тоннах или килограммах;

R – размеры компенсации за 1 т выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов в сумах;

Ккр – коэффициент кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов (лимитов) на выбросы. Он определяется дифференцированно как отношение фактической массы выбросов к их утвержденным нормативам по каждому веществу в отдельности.

Объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, превышающих (сокращающих) утвержденные нормативы (в раза)

 

Показатели коэффициента кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов (лимитов)

на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов (Ккр)

с 1,05 до 1,059

 

2,2

 

от 1,06 до 1,1

 

2,5

 

от 1,11 до 1,2

 

3,4

 

от 1,21 до 1,3

 

4,4

 

от 1,31 до 1,5

 

6,0

 

от 1,51 до 2,0

 

8,0

 

от 2,1 и выше

 

10,0

 

 

Если фактическая масса выбросов будет меньше утвержденных нормативов, то сумма компенсации определяется по формуле:

П = (Mн х R) / Ккр, где

Мн принимается по фактической массе выбросов.

 

Отдельные случаи

Существуют особенности определения фактической массы выбросов и расчета компенсации в отдельных случаях:

  • при аварийном (залповом) выбросе – путем инструментального замера или расчетным способом исходя из технологического регламента производства. При этом компенсация уплачивается за период времени с момента возникновения аварии до ее ликвидации в 10-кратном размере к установленным размерам выплат по каждому веществу. Из расчетов компенсационной выплаты не исключается масса загрязняющих веществ, возвращаемых на предприятие для обезвреживания или дальнейшего вовлечения в производство в период ликвидации аварии и ее последствий;
  • при невозможности определения фактической массы выбросов за отчетный период их масса рассчитывается исходя из ожидаемой годовой массы по технологическому регламенту производства;
  • при сжигании моторного топлива – в соответствии с размерами компенсационной выплаты за всю массу загрязняющих веществ без подразделения их на виды (прил. N 2 к ПКМ N 15), а фактическая масса загрязняющих веществ принимается согласно таблице.

 

Масса

выброса загрязняющих веществ

при сжигании 1 тонны моторного топлива

Виды топлива

 

Масса

загрязняющих веществ, кг

Автобензин этилированный

 

788,3

 

Автобензин неэтилированный

 

788,0

 

Дизельное топливо автомобильное

 

208,5

 

Дизтопливо для тепловозов

 

120,5

 

Сжатый природный газ

 

274,0

 

Сжиженный нефтяной газ

 

584,8

 

Реактивное топливо

 

178,5

 

Авиационный бензин

 

169,8

 

Топливо для водного транспорта (флотский мазут)

 

198,4

 

 

Если инструментальными замерами предприятия или органов экологии и охраны окружающей среды выявлено превышение установленных нормативов, то за эту массу уплачивается компенсация как за сверхнормативные выбросы.

 

Пример расчета

Предприятие имеет на балансе автомобили, при эксплуатации которых сжигается топливо в пределах 1 т за год. Кроме этого, отходы производства составляют за год 700 кг.

Согласно формуле П = (Mн х R) + (Mcн х R х Ккр) имеются следующие данные:

Мн = 788,3 кг – масса выбросов;

R = 0,7722 сум. – компенсация за выброс 1 кг загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании 1 т моторного топлива (прил. N 2 к ПКМ N 15);

Мсн = 700 кг – масса выбросов сверх нормы;

R = 0,1872 сум. – компенсация за выброс 1 кг нетоксичных отходов (прил. N 4 к ПКМ N 15);

Ккр = 10, так как норматив нетоксичных отходов предприятию не установлен.

В итоге сумма компенсационной выплаты составит:

П = 788,3 x 0,7722 + 700 x 0,1872 х 10 = 608,73 + 1 310,4 = 1 919,13 сум.

По результату видно, что сумма выплаты за год – менее 0,5 МРЗП. Несмотря на это, предприятие должно уплатить данную сумму, так как не имеет утвержденного норматива (лимита) выбросов.

 

Сроки и порядок выплат

Компенсация уплачивается:

  • ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Сумма авансовых платежей исчисляется исходя из фактической среднемесячной массы нормативных и сверхнормативных выбросов по данным предыдущего квартала;
  • ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, если сумма компенсации за квартал – менее 10 МРЗП.

При несвоевременном перечислении средств взимается пеня в размере 0,1 % от суммы задолженности по компенсационной выплате за каждый просроченный день, но не превышающая 50 % от общей суммы задолженности.

Компенсация перечисляется плательщиками на соответствующие казначейские лицевые счета территориальных органов Госкомитета по экологии и охране окружающей среды по месту образования выбросов.

Когда подразделения и филиалы предприятий расположены на разных территориях, не являются юрлицами и не имеют банковских счетов, компенсации направляются на счета территориальных органов тех территорий, где расположены указанные подразделения и филиалы.

Если предприятие уклоняется от уплаты компенсации, ее (а также пени) взыскивают принудительно через суд.

 

Представление расчетов

Расчет массы нормативных и сверхнормативных выбросов согласовывается с органами экологии и охраны окружающей среды 1 раз в год в сроки представления финансовой отчетности.

Расчет суммы компенсации установленной формы представляется в территориальный орган экологии и охраны окружающей среды по месту размещения плательщика ежеквартально в сроки, установленные для представления финансовой отчетности.

Поскольку субъекты малого бизнеса сдают финансовую отчетность 1 раз год, то и расчет суммы компенсации представляется 1 раз в сроки представления годовой финансовой отчетности.

 

Ответственность плательщиков

Плательщики несут ответственность за:

  • правильность расчета;
  • своевременность внесения компенсационной выплаты.

Уплата компенсаций не освобождает плательщиков от обязанности возмещения ущерба, причиненного этими выбросами, сбросами и размещением отходов.

Контролирующий орган Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды.

 

Особенности исчисления компенсаций за сверхнормативные выбросы в системы коммунальной канализации

Для юридических и физических лиц, сбрасывающих производственные сточные воды в коммунальные канализационные сети (далее – абоненты) в результате предпринимательской деятельнос­ти, устанавливаются коммунально-экологические нормативы на сброс производственных сточных вод в канализационные сети.

 

Коммунально-экологические нормативы:

  • устанавливаются водопроводно-канализацион­ными предприятиями (далее – ВКП) с учетом массы сверхнормативных сбросов, то есть превышающей предельно допустимую концентрацию (далее – ПДК);
  • должны соответствовать санитарным правилам и нормам;
  • согласовываются с территориальными органами Госкомэкологии;
  • действуют 5 лет;
  • действительны на период сохранения вод­ного баланса, а также количественного и качественного состава сбрасываемых производственных сточных вод.

 

Абоненты:

  • осуществляют постоянный внутренний конт­роль за объемом и качественным составом производственных сточных вод, сбрасываемых в систему канализации;
  • представляют ВКП сведения об объемах, качественном и количественном составе производственных сточных вод и о режиме их сброса в канализационные системы ежемесячно в сроки и по форме, предусмотренные договором с ВКП;
  • немедленно информируют ВКП и территориальные органы Госкомэкологии обо всех случаях ухудшения качества очистки производственных сточных вод, о залповых сбросах, проведении аварийно-восстановительных работ;
  • обеспечивают ВКП возможность проведения в любое время суток контроля за сбросом производственных сточных вод;
  • несут ответственность за сброс недостаточно очищенных производственных сточных вод в вод­ные объекты, а также за аварии или несчастные случаи, возникшие на сооружениях очистки производственных сточных вод, за сброс реагентов и других веществ и материалов, используемых в технологическом процессе абонента;
  • принимают меры по предупреждению нарушения коммунально-экологических нормативов на сброс производственных сточных вод в систему канализации городов или населенных пунктов. При возникновении таких нарушений абонент обязан немедленно прекратить сброс загрязненных производственных сточных вод в систему канализации.

 

Водопроводно-канализационные предприятия:

  • контролируют соответствие сброса производственных сточных вод утвержденным для абонента коммунально-экологическим нормативам;
  • при обнаружении в составе городских вод высокой концентрации загрязняющих веществ информируют об этом территориальные органы Госком­экологии, Минздрава. Одновременно проводят поиск источника высокого загрязнения;
  • при выявлении нарушений, допускаемых абонентом, составляют акт и уведомляют об этом территориальные органы Госкомэкологии;
  • имеют право предъявлять претензии и иски в установленном порядке к абонентам о возмещении ущерба, нанесенного системам коммунальной канализации, сооружениям, а также за нарушения технологического регламента очистки производственных сточных вод;
  • до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в территориальные органы Госкомэкологии информацию о несоблюдении абонентами правил приема производственных сточных вод в коммунальную канализационную сеть;
  • согласовывают расчеты компенсаций с органами Госкомэкологии и производят их уплату за вычетом суммы выплат, начисленных их абонентам за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети, – по итогам отчетного квартала.

 

Органы Госкомэкологии:

  • начисляют и взыскивают с абонентов выплаты за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети ежеквартально по данным лабораторий;
  • проводят мониторинг качества очистки производственных сточных вод абонентов перед их сбросом в коммунальные канализационные сети. Он проводится не чаще 1 раза в месяц;
  • принимают решение в случаях возникновения разногласий между ВКП и их абонентами по достоверности результатов выполненных лабораторных анализов, определяющих качественный состав производственных сточных вод;
  • выдают абоненту предписание об устранении нарушений с указанием суммы компенсационных выплат. В случае уклонения от исполнения или ненадлежащего исполнения выданного предписания материалы передаются в суд.

 

Применяемые коэффициенты

При расчете компенсации применяются коэффициенты к действующим тарифам:

  • в случае несанкционированного сброса ливневых вод в систему коммунальной канализации – 3,0 к действующим тарифам за сброс производственных сточных вод. Расчет производится по площади организации согласно кадастру и метеорологическим данным;
  • при сверхдопустимой концентрации загрязняющих веществ, сбрасываемых в коммунальные канализационные сети, – 2,0, для особо токсичных веществ – 5,0.

 

Налогообложение

Компенсации в пределах установленных норм являются прочими вычитаемыми расходами при определении налогооблагаемой прибыли (п. 35 ст. 145 НК).

Компенсации сверх норм относятся к невычитаемым расходам (п. 18 ст. 147 НК).

 

Бухгалтерский учет

Начисленные суммы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов включаются в состав текущих затрат по содержанию и эксплуатации фондов природоохранного назначения (пп. 1.5.1.5, 2.2.15 Положения, утв. ПКМ N 54 от 5.02.1999 г.).

Операция

 

Дебет

 

Кредит

 

Начислена компенсация  за загрязнение окружающей среды

 

Счета учета затрат

 

6990 «Прочие обязательства»

 

Уплачена компенсация

 

6990 «Прочие обязательства»

 

5110 «Расчетный счет»

 

 

Как видим, компенсационные выплаты не относятся к налогам и обязательным платежам, предусмотренным налоговым законодательством, и не контролируются налоговыми органами. Но уплатить их – наша обязанность и наш вклад в сохранение природного баланса!

 

Наталья МЕМЕТОВА,

эксперт ООО «Norma».

 

Прочитано: 11684 раз(а)

Комментарии к статье (3)

Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.
2018-03-01 11:38:11, Гость_бухгалтер:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!
2018-11-15 12:40:53, Гость_Элёр:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!
2019-10-28 13:04:55, Гость_:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика