Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды. Кто их уплачивает и за что? Есть мнение, что эти выплаты касаются только производственных предприятий. Но это не так. В процессе хозяйствования отходы возникают у всех, начиная от мусора в корзинах и стоков в канализацию при использовании санузлов и заканчивая серьезными выбросами в окружающую среду на промышленных предприятиях. Попробуем ответить на эти вопросы.
Нормативная база
Порядок применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан регулируются рядом нормативных актов. Основные из них:
- Закон «Об охране природы»;
- Закон «О воде и водопользовании»;
- Закон «Об охране атмосферного воздуха»;
- Закон «Об отходах»;
- постановление КМ «О совершенствовании системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан (N 199 от 1.05.2003 г.);
- постановление КМ «О совершенствовании системы платежей за специальное природопользование» (N 15 от 6.02.2006 г.);
- постановление КМ «О дополнительных мерах по улучшению природоохранной деятельности в системе коммунального хозяйства» (N 11 от 3.02.2010 г.);
- Инструкция по проведению инвентаризации источников загрязнения и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для предприятий Республики Узбекистан (рег. МЮ N 1533 от 3.01.2006 г.).
Плательщики
Субъектами компенсационных выплат являются:
- предприятия, осуществляющие выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещающие отходы на территории Узбекистана;
- предприятия и физлица без образования юридического лица, осуществляющие сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов в процессе предпринимательской деятельности;
- иностранные инвесторы в рамках деятельности, осуществляемой по соглашению о разделе продукции (п. 3 ч. 3 ст. 256 НК).
Как видим, перечень охватывает практически все хозяйствующие субъекты.
Исключается только деятельность, финансируемая из средств госбюджета.
Компенсация уплачивается
Объектом компенсационных выплат является масса нормативных и сверхнормативных (сверхлимитных), а также аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Они включают:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности;
- токсичные и нетоксичные отходы, размещаемые на территории Узбекистана;
- сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети от всех предприятий и физлиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица;
- производственные отходы, не подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных накопителях;
- отвалы вскрышных (пустых) пород, размещаемые временно на отведенных площадках за пределами карьеров. Они являются нетоксичными отходами добывающей промышленности.
Пример 1. Консалтинговая фирма численностью 5 человек арендует помещение площадью 50 кв. м, не имеет на балансе основных средств. Для нее объектом компенсационных выплат являются отходы в виде содержимого мусорных корзин, а также объем стоков в канализацию при использовании санузлов.
Пример 2. Фирма имеет на балансе офисное здание, которое сдает в аренду, и 2 легковых автомобиля. Здесь к ранее указанным добавляются отходы, связанные с эксплуатацией здания. Например, отходы в виде вышедших из строя люминисцентных ламп и т. д.
При эксплуатации автомобилей возникают выбросы в атмосферу продуктов сгорания топлива. Они также являются объектом компенсационных выплат.
Обратите внимание!
Оплата на договорной основе территориальным подразделениям АТП «Махсустранс» вывоза мусора не исключает необходимости компенсационных выплат. В первом случае вы оплачиваете услуги автотранспортного предприятия по вывозу мусора с территории предприятия. А компенсационные выплаты направляются на финансирование мероприятий (программ) по охране окружающей среды, обеспечивающих снижение выбросов.
Компенсация не уплачивается
Не являются объектами компенсационных выплат:
- забалансовые руды, относящиеся к разряду сырьевых ресурсов, находящиеся на спецхранении и размещаемые на специально оборудованных накопителях различного вида;
- отходы производства, размещаемые временно (до 6 месяцев) на специально отведенных площадках и затем используемые как вторичное сырье;
- очищенные сточные воды, используемые по согласованию с органами экологии и охраны окружающей среды для орошения технических культур и лесных насаждений;
- отвалы вскрышных пород, размещаемые внутри карьеров без предварительного размещения за их пределами;
- нормативные (лимитные) выбросы, по которым годовая сумма компенсации составляет менее 50 % МРЗП;
- отходы горнодобывающей промышленности, подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных хвостохранилищах в качестве сырьевых ресурсов полезных ископаемых;
- отходы производства фосфорных удобрений (фосфогипс), подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных местах хранения (отвалах) в качестве сырьевых ресурсов для производства минеральных удобрений и другой продукции.
Обратите внимание!
С нормативных выбросов, по которым годовая сумма компенсации составляет менее 50 % МРЗП, компенсация не уплачивается.
Бухгалтеры малых предприятий часто ссылаются на эту норму и не платят компенсацию, считая, что отходы их предприятий очень незначительны.
Но норма предусматривает нормативные выбросы! А есть ли у вас утвержденные нормативы?
Порядок исчисления компенсации
Сумма компенсации определяется плательщиками самостоятельно согласно установленным размерам компенсаций и нормативам (лимитам) выбросов.
Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) устанавливаются на каждое загрязняющее вещество, для каждого конкретного источника выброса и предприятия в целом.
Они устанавливаются в зависимости от категории воздействия предприятий на окружающую среду. Для предприятий с высоким-низким риском (I–III категории) норматив устанавливается на 3 года. Для предприятий с локальным воздействием на окружающую среду (IV категория) норматив ПДВ устанавливают по фактическим данным, полученным по результатам проведенной инвентаризации, без разработки проекта ПДВ и проведения государственной экологической экспертизы.
К установленным размерам компенсационных выплат применяется коэффициент 10, если:
- у плательщика нет утвержденных нормативов или истек их срок;
- нет разрешения на выбросы.
При этом компенсация уплачивается за всю фактическую массу выбросов, которая определяется исходя из технологического регламента производства и первичного учета.
Расчет компенсации
Компенсация рассчитывается по формуле:
П = (Mн х R) + (Mcн х R х Ккр), где:
П – сумма компенсации в сумах;
Mн – масса выбросов в пределах норм в тоннах или килограммах;
Mсн – масса выбросов сверх нормы в тоннах или килограммах;
R – размеры компенсации за 1 т выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов в сумах;
Ккр – коэффициент кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов (лимитов) на выбросы. Он определяется дифференцированно как отношение фактической массы выбросов к их утвержденным нормативам по каждому веществу в отдельности.
Объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, превышающих (сокращающих) утвержденные нормативы (в раза)
|
Показатели коэффициента кратности за увеличение (уменьшение) утвержденных нормативов (лимитов) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов (Ккр) |
с 1,05 до 1,059
|
2,2
|
от 1,06 до 1,1
|
2,5
|
от 1,11 до 1,2
|
3,4
|
от 1,21 до 1,3
|
4,4
|
от 1,31 до 1,5
|
6,0
|
от 1,51 до 2,0
|
8,0
|
от 2,1 и выше
|
10,0
|
Если фактическая масса выбросов будет меньше утвержденных нормативов, то сумма компенсации определяется по формуле:
П = (Mн х R) / Ккр, где
Мн принимается по фактической массе выбросов.
Отдельные случаи
Существуют особенности определения фактической массы выбросов и расчета компенсации в отдельных случаях:
- при аварийном (залповом) выбросе – путем инструментального замера или расчетным способом исходя из технологического регламента производства. При этом компенсация уплачивается за период времени с момента возникновения аварии до ее ликвидации в 10-кратном размере к установленным размерам выплат по каждому веществу. Из расчетов компенсационной выплаты не исключается масса загрязняющих веществ, возвращаемых на предприятие для обезвреживания или дальнейшего вовлечения в производство в период ликвидации аварии и ее последствий;
- при невозможности определения фактической массы выбросов за отчетный период их масса рассчитывается исходя из ожидаемой годовой массы по технологическому регламенту производства;
- при сжигании моторного топлива – в соответствии с размерами компенсационной выплаты за всю массу загрязняющих веществ без подразделения их на виды (прил. N 2 к ПКМ N 15), а фактическая масса загрязняющих веществ принимается согласно таблице.
Масса
выброса загрязняющих веществ
при сжигании 1 тонны моторного топлива
Виды топлива
|
Масса загрязняющих веществ, кг |
Автобензин этилированный
|
788,3
|
Автобензин неэтилированный
|
788,0
|
Дизельное топливо автомобильное
|
208,5
|
Дизтопливо для тепловозов
|
120,5
|
Сжатый природный газ
|
274,0
|
Сжиженный нефтяной газ
|
584,8
|
Реактивное топливо
|
178,5
|
Авиационный бензин
|
169,8
|
Топливо для водного транспорта (флотский мазут)
|
198,4
|
Если инструментальными замерами предприятия или органов экологии и охраны окружающей среды выявлено превышение установленных нормативов, то за эту массу уплачивается компенсация как за сверхнормативные выбросы.
Пример расчета
Предприятие имеет на балансе автомобили, при эксплуатации которых сжигается топливо в пределах 1 т за год. Кроме этого, отходы производства составляют за год 700 кг.
Согласно формуле П = (Mн х R) + (Mcн х R х Ккр) имеются следующие данные:
Мн = 788,3 кг – масса выбросов;
R = 0,7722 сум. – компенсация за выброс 1 кг загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании 1 т моторного топлива (прил. N 2 к ПКМ N 15);
Мсн = 700 кг – масса выбросов сверх нормы;
R = 0,1872 сум. – компенсация за выброс 1 кг нетоксичных отходов (прил. N 4 к ПКМ N 15);
Ккр = 10, так как норматив нетоксичных отходов предприятию не установлен.
В итоге сумма компенсационной выплаты составит:
П = 788,3 x 0,7722 + 700 x 0,1872 х 10 = 608,73 + 1 310,4 = 1 919,13 сум.
По результату видно, что сумма выплаты за год – менее 0,5 МРЗП. Несмотря на это, предприятие должно уплатить данную сумму, так как не имеет утвержденного норматива (лимита) выбросов.
Сроки и порядок выплат
Компенсация уплачивается:
- ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Сумма авансовых платежей исчисляется исходя из фактической среднемесячной массы нормативных и сверхнормативных выбросов по данным предыдущего квартала;
- ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, если сумма компенсации за квартал – менее 10 МРЗП.
При несвоевременном перечислении средств взимается пеня в размере 0,1 % от суммы задолженности по компенсационной выплате за каждый просроченный день, но не превышающая 50 % от общей суммы задолженности.
Компенсация перечисляется плательщиками на соответствующие казначейские лицевые счета территориальных органов Госкомитета по экологии и охране окружающей среды по месту образования выбросов.
Когда подразделения и филиалы предприятий расположены на разных территориях, не являются юрлицами и не имеют банковских счетов, компенсации направляются на счета территориальных органов тех территорий, где расположены указанные подразделения и филиалы.
Если предприятие уклоняется от уплаты компенсации, ее (а также пени) взыскивают принудительно через суд.
Представление расчетов
Расчет массы нормативных и сверхнормативных выбросов согласовывается с органами экологии и охраны окружающей среды 1 раз в год в сроки представления финансовой отчетности.
Расчет суммы компенсации установленной формы представляется в территориальный орган экологии и охраны окружающей среды по месту размещения плательщика ежеквартально в сроки, установленные для представления финансовой отчетности.
Поскольку субъекты малого бизнеса сдают финансовую отчетность 1 раз год, то и расчет суммы компенсации представляется 1 раз в сроки представления годовой финансовой отчетности.
Ответственность плательщиков
Плательщики несут ответственность за:
- правильность расчета;
- своевременность внесения компенсационной выплаты.
Уплата компенсаций не освобождает плательщиков от обязанности возмещения ущерба, причиненного этими выбросами, сбросами и размещением отходов.
Контролирующий орган – Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды.
Особенности исчисления компенсаций за сверхнормативные выбросы в системы коммунальной канализации
Для юридических и физических лиц, сбрасывающих производственные сточные воды в коммунальные канализационные сети (далее – абоненты) в результате предпринимательской деятельности, устанавливаются коммунально-экологические нормативы на сброс производственных сточных вод в канализационные сети.
Коммунально-экологические нормативы:
- устанавливаются водопроводно-канализационными предприятиями (далее – ВКП) с учетом массы сверхнормативных сбросов, то есть превышающей предельно допустимую концентрацию (далее – ПДК);
- должны соответствовать санитарным правилам и нормам;
- согласовываются с территориальными органами Госкомэкологии;
- действуют 5 лет;
- действительны на период сохранения водного баланса, а также количественного и качественного состава сбрасываемых производственных сточных вод.
Абоненты:
- осуществляют постоянный внутренний контроль за объемом и качественным составом производственных сточных вод, сбрасываемых в систему канализации;
- представляют ВКП сведения об объемах, качественном и количественном составе производственных сточных вод и о режиме их сброса в канализационные системы ежемесячно в сроки и по форме, предусмотренные договором с ВКП;
- немедленно информируют ВКП и территориальные органы Госкомэкологии обо всех случаях ухудшения качества очистки производственных сточных вод, о залповых сбросах, проведении аварийно-восстановительных работ;
- обеспечивают ВКП возможность проведения в любое время суток контроля за сбросом производственных сточных вод;
- несут ответственность за сброс недостаточно очищенных производственных сточных вод в водные объекты, а также за аварии или несчастные случаи, возникшие на сооружениях очистки производственных сточных вод, за сброс реагентов и других веществ и материалов, используемых в технологическом процессе абонента;
- принимают меры по предупреждению нарушения коммунально-экологических нормативов на сброс производственных сточных вод в систему канализации городов или населенных пунктов. При возникновении таких нарушений абонент обязан немедленно прекратить сброс загрязненных производственных сточных вод в систему канализации.
Водопроводно-канализационные предприятия:
- контролируют соответствие сброса производственных сточных вод утвержденным для абонента коммунально-экологическим нормативам;
- при обнаружении в составе городских вод высокой концентрации загрязняющих веществ информируют об этом территориальные органы Госкомэкологии, Минздрава. Одновременно проводят поиск источника высокого загрязнения;
- при выявлении нарушений, допускаемых абонентом, составляют акт и уведомляют об этом территориальные органы Госкомэкологии;
- имеют право предъявлять претензии и иски в установленном порядке к абонентам о возмещении ущерба, нанесенного системам коммунальной канализации, сооружениям, а также за нарушения технологического регламента очистки производственных сточных вод;
- до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в территориальные органы Госкомэкологии информацию о несоблюдении абонентами правил приема производственных сточных вод в коммунальную канализационную сеть;
- согласовывают расчеты компенсаций с органами Госкомэкологии и производят их уплату за вычетом суммы выплат, начисленных их абонентам за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети, – по итогам отчетного квартала.
Органы Госкомэкологии:
- начисляют и взыскивают с абонентов выплаты за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети ежеквартально по данным лабораторий;
- проводят мониторинг качества очистки производственных сточных вод абонентов перед их сбросом в коммунальные канализационные сети. Он проводится не чаще 1 раза в месяц;
- принимают решение в случаях возникновения разногласий между ВКП и их абонентами по достоверности результатов выполненных лабораторных анализов, определяющих качественный состав производственных сточных вод;
- выдают абоненту предписание об устранении нарушений с указанием суммы компенсационных выплат. В случае уклонения от исполнения или ненадлежащего исполнения выданного предписания материалы передаются в суд.
Применяемые коэффициенты
При расчете компенсации применяются коэффициенты к действующим тарифам:
- в случае несанкционированного сброса ливневых вод в систему коммунальной канализации – 3,0 к действующим тарифам за сброс производственных сточных вод. Расчет производится по площади организации согласно кадастру и метеорологическим данным;
- при сверхдопустимой концентрации загрязняющих веществ, сбрасываемых в коммунальные канализационные сети, – 2,0, для особо токсичных веществ – 5,0.
Налогообложение
Компенсации в пределах установленных норм являются прочими вычитаемыми расходами при определении налогооблагаемой прибыли (п. 35 ст. 145 НК).
Компенсации сверх норм относятся к невычитаемым расходам (п. 18 ст. 147 НК).
Бухгалтерский учет
Начисленные суммы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов включаются в состав текущих затрат по содержанию и эксплуатации фондов природоохранного назначения (пп. 1.5.1.5, 2.2.15 Положения, утв. ПКМ N 54 от 5.02.1999 г.).
Операция
|
Дебет
|
Кредит
|
Начислена компенсация за загрязнение окружающей среды
|
Счета учета затрат
|
6990 «Прочие обязательства»
|
Уплачена компенсация
|
6990 «Прочие обязательства»
|
5110 «Расчетный счет»
|
Как видим, компенсационные выплаты не относятся к налогам и обязательным платежам, предусмотренным налоговым законодательством, и не контролируются налоговыми органами. Но уплатить их – наша обязанность и наш вклад в сохранение природного баланса!
Наталья МЕМЕТОВА,
эксперт ООО «Norma».