Недавно с супругой возвращались из Дубая, где принимали участие в международной выставке ремесленников. При таможенном контроле нас остановил инспектор и потребовал дать сотовые телефоны. Он долго и с пристрастием изучал их содержимое. На выставке мы сделали снимки интересных работ, мудрых мыслей на арабском языке для работы над будущими миниатюарами. Сообщили об этом инспектору таможни. Нас продержали час. Затем таможенник заставил уничтожить некоторые снимки с выставки.
Насколько правомерны были действия и требования таможенника?
Ш.Шоолим.
– В соответствии с Законом «О государственной таможенной службе» таможенные органы выполняют следующие задачи:
защищают экономические интересы и в пределах своей компетенции обеспечивают экономическую безопасность Узбекистана;
контролируют соблюдение таможенного законодательства;
обеспечивают таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, подлежащими такому контролю;
предотвращают, выявляют и пресекают нарушения таможенного законодательства и контрабанду.
Согласно статье 13 Таможенного кодекса товаром является любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе национальная валюта Республики Узбекистан, валютные ценности и другие ценные бумаги, электрическая, тепловая и иные виды энергии, объекты интеллектуальной собственности, транспортные средства. А статьей 21 Кодекса определено, что товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению.
Согласно статье 188 Таможенного кодекса формами таможенного контроля являются проверка документов и сведений, устный опрос, получение информации, таможенный осмотр, проверка маркировки товаров, таможенный досмотр, личный досмотр, таможенная идентификация, таможенное наблюдение, обследование помещений и территорий, учет, проверка системы учета и инвентаризация товаров и транспортных средств, таможенный контроль после их выпуска.
В соответствии с положениями статьи 189 Кодекса таможенные органы, применяя формы таможенного контроля, основываются на принципе выборочности и ограничиваются теми формами таможенного контроля, которые обеспечивают соблюдение таможенного законодательства. Выбор формы таможенного контроля определяется должностным лицом таможенного органа.
Постановлением Кабинета Министров №374 от 30.07.1997 г. утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Республики Узбекистан (прил. №4). Согласно его пункту 9 в целях эффективного выполнения возложенных задач органы ГТК в порядке, установленном законодательством, имеют ряд прав. В том числе требовать предъявления для досмотра (передосмотра) товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, и документов на них; производить досмотр (передосмотр) товаров и транспортных средств, а при наличии достаточных оснований – личный досмотр физических лиц.
Кроме того, Инструкцией по проведению таможенного осмотра товаров и транспортных средств, а также их таможенного досмотра (рег. МЮ №2714 от 11.09.2015г.) определено, что таможенный досмотр осуществляется с целью установления законности перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, их учета, взимания пошлин, налогов, сборов, а также предупреждения перемещения через таможенную границу товаров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту.
В приложении №5 к Указу Президента «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)» (№УП-1871 от 10.10.1997г.) установлено, что запрещается ввозить на территорию республики произведения печати, рукописи, клише, рисунки, фотоснимки, фотопленки, негативы, кино-, видео- и аудиопродукцию, грамзаписи, звукоматериалы, направленные на подрыв государственного и общественного строя, нарушение территориальной целостности, политической независимости и государственного суверенитета, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, национальную исключительность и религиозную ненависть, расизм и его разновидность (антисемитизм, фашизм), а также материалы порнографического содержания.
Исходя из вышеизложенного таможенные органы Республики Узбекистан, наряду с защитой экономических интересов республики, уделяют особое внимание борьбе с ввозом, оборотом и распространением аудио- и видеопродукции, противоречащей национальной духовности и идеологии, содержащей деструктивные, экстремистские и террористические идеи, направленные против конституционного строя, и в этом направлении достигнуты определенные результаты.
Сообщаем также, что изложенное в обращении недовольство поведением сотрудника изучено, проведены профилактические беседы с личным составом. Указано на необходимость вежливого обращения с гражданами и то, что сотрудники обязаны разъяснять пассажирам обоснования принимаемых решений. Работа в этом направлении взята на контроль.
Равшан ТАДЖИЕВ,
начальник
специализированного таможенного комплекса «Ташкент АЭРО».
От редакции. Постановлением Кабинета Министров №10 от 20.01.2014 г. утверждено Положение о порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы материалов религиозного содержания (прил. №2). Согласно ему под материалами религиозного содержания понимаются «книги, брошюры, журналы, газеты, листовки и другие печатные издания, аудиовизуальные произведения (теле-, кино- и видеофильмы, клипы, записи концертных программ, мультфильмы, аниме, хэнтай и др.), электронные носители информации (дискеты, CD-, DVD-диски, материалы, размещенные в сети Интернет, и другие), отражающие основы, историю, идеологию, учения и комментарии, а также практику обрядов различных религий мира».
Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.