В стране ведется активная работа по реализации разработанной по инициативе Президента Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах (УП-4947 от 7.02.2017г.). Принимаются правовые акты, по-новому начинают работать государственные органы, на практике видны конкретные результаты принимаемых мер.
Одновременно в прессе, в экспертном сообществе активно обсуждается ход реализации Стратегии действий. В госорганах идет напряженная работа над проектами новых нормативных документов.
В порядке обсуждения ниже приводится одна из точек зрения относительно путей решения отдельных поставленных в Стратегии действий экономических задач.
ТРИ КИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ДВА ЕСТЬ.
ГДЕ ТРЕТИЙ?..
Благоприятные условия для развития предпринимательства созданы, во-первых, в части механизма регистрации субъектов бизнеса. Во-вторых, в части администрирования их деятельности: сокращение проверок, упрощение статистической и финансовой отчетности, переход к электронному правительству, вменение в обязанность контролирующим и правоохранительным органам защищать интересы предпринимателей, проводить профилактическую, разъяснительную работу с предпринимателями и оказывать им организационную помощь и т.д.
Однако в сфере налогообложения, несмотря на кажущиеся невысокие ставки налогов, обязательных платежей, несмотря на многочисленные налоговые льготы и преференции, условия для развития предпринимательства трудно признать достаточно благоприятными.
Почему, например, мужское население Узбекистана в основном носит импортные рубашки, в то время как хлопок – свой, а легкая промышленность, как утверждается в публикациях АО «Узбеклегпром», научилась глубоко перерабатывать волокно и производить хорошие ткани? Почему нет, почти нет или очень мало швейных предприятий по производству мужских рубашек? Не потому ли, что это требует много ручной работы, придется нанимать больше людей, с фонда оплаты труда платить 15 или 25% единого социального платежа и с зарплаты удерживать до 31% подоходного налога (НДФЛ) вместе со страховыми взносами!
Созданные благоприятные условия в части регистрации субъектов предпринимательства и контроля их деятельности при сложившемся значительном внебанковском налично-денежном обороте дают ограниченный конечный социально-экономический эффект. Необходимо дополнить их мерами по оптимизации налоговой системы.
В целом система льгот и преференций для малого предпринимательства построена таким образом, что успешному малому бизнесу невыгодно укрупняться, а крупному бизнесу невыгодно быть таковым.
В частности, если представитель малого предпринимательства, успешно функционируя, имеет возможность расширить свой бизнес – организовать новые производственные мощности, создать новые рабочие места, то он этого не сделает. Он либо дробит свой единый бизнес на несколько малых предприятий, либо начинает работать по «серым» схемам, выплачивая части своих работников «конвертную» зарплату. В противном случае, то есть если легально перейти в категорию крупных, придется вместо 15 платить 25% ЕСП и перейти на уплату общеустановленных налогов вместо ЕНП.
Систему льгот и преференций для субъектов малого предпринимательства целесообразно было бы скорректировать таким образом, чтобы успешному малому бизнесу не было бы невыгодно укрупняться, а крупному бизнесу было бы выгодно оставаться крупным и невыгодно дробиться и «мельчать».
Оптимизация налогов, направленная на преодоление теневого предпринимательства и незаконного внебанковского денежного оборота, – важнейшее условие формирования социально ответственного легального созидательного предпринимательства.
ГЛАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Существенной особенностью экономики страны является проблема незаконного внебанковского налично-денежного оборота. Эта проблема может стать самым серьезным препятствием для дальнейшего экономического роста.
Эмпирические факты нашей действительности – нелегальные работники на предприятиях, особенно в торговле, сфере услуг и малого производства. Нелегальная занятость является и причиной, и следствием внебанковского оборота: нелегальные работники получают «конвертную» зарплату, а для этого нужна неучтенная наличная выручка (причина); наличие внебанковского оборота позволяет нанимать нелегальных работников (следствие).
Незаконный внебанковский налично-денежный оборот является отражением нелегального производства товаров, нелегального импорта, нелегальной занятости, нелегальной торговли. Применение пластиковых карточек, конечно, сдерживает рост внебанковской массы, однако не снимает остроты проблемы. Нелегальный оборот постоянно подпитывается за счет легального сегмента: часть официальной наличной зарплаты населения постоянно тратится на потребительские товары и услуги теневого предпринимательства.
Главный мотив в деятельности хозсубъектов, способствующий росту незаконной денежной массы, – стремление уйти от налогообложения. Действующие ставки налогов с физических, юридических лиц в комплексе со ставками обязательных платежей (ЕСП, страховые взносы в Пенсионный фонд и т.п.) ослабляют стимулы и ограничивают финансовые возможности для легального созидательного предпринимательства.
Говоря о налогообложении, следует иметь в виду как собственно налоги, так и обязательные платежи. Прежде всего – это единый социальный платеж (25% – для крупных, 15% – для малых предприятий) и страховые взносы граждан в Пенсионный фонд (8%). Они регулируются Налоговым кодексом и уменьшают доходы хозсубъектов и граждан.
Максимальный уровень подоходного налога – 23%. Вместе со страховыми взносами с доходов физических лиц (8%) верхний уровень прямого налогового изъятия составляет 31% с доходов физлиц.
Большинство узбекистанских предпринимателей по своим финансовым возможностям, уровню экономико-правовой культуры, сознательности, менталитету добровольно не платят 25- или 15-процентный ЕСП с фонда оплаты труда и еще 31-процентный налог с начисленной зарплаты своих работников. Они предпочитают функционировать в значительной степени в «тени», нелегально.
В ряде развитых стран уровень налогов на труд и на бизнес выше, чем в нашей стране. При этом, видимо, оставшаяся после уплаты налогов часть доходов в большей степени обеспечивает прожиточный уровень физических лиц, уровень прибыльности бизнеса и меньше толкает на нарушение законодательства, чем в наших условиях. Налогообложение в этих странах поддерживается при меньшем удельном весе внебанковского оборота.
БАЛАНСЫ ЭКОНОМИКИ, АНАЛИЗ, РАСЧЕТЫ, ПРОГНОЗ
Для разрешения двуединой проблемы – незаконного внебанковского налично-денежного оборота и неоптимальной системы налогов, целесообразно:
1. Провести взаимосвязанный анализ макрофинансовых балансов:
доходов и расходов бюджета страны;
государственных целевых внебюджетных фондов;
денежных доходов и расходов населения;
исполнения сводного кассового плана банков и показателей оценки внебанковского налично-денежного оборота;
валютного баланса страны;
торгового и платежного балансов страны и т.д.
Результаты расчетно-аналитической работы – взаимосвязанного анализа конкретных макроэкономических показателей могли бы служить основанием разработки предложений по оптимизации налогов и обязательных платежей.
2. Спрогнозировать действия хозяйствующих субъектов в условиях оптимизации налогообложения и описать потенциально достижимые результаты. А эти результаты в кратком изложении будут представлять собой:
достижение качественного скачка в развитии легального предпринимательства;
повышение уровня собираемости налогов и обязательных платежей;
преодоление главного фактора наращивания нелегального внебанковского оборота;
легализацию внебанковской денежной массы, слияние ее с законным банковским оборотом;
значительный рост доходов бюджета, позволяющий осуществлять как эффективную, масштабную государственную стратегическую инвестиционную политику, так и обеспечивать финансирование социальной сферы.
ВСЕ В ОДНОЙ ЛОДКЕ…
Одним из главных принципов осуществления мер по разрешению главной экономической проблемы должен быть принцип общественно бесконфликтной трансформации теневого предпринимательства в легальное. В условиях, когда теневое предпринимательство стало, к сожалению, органической составной частью экономики, меры экономико-правового стимулирования (вплоть до амнистирования) могут быть более эффективными, чем меры наказания.
Естественно, применение данного принципа не относится к общественно опасным видам криминального бизнеса, таким как хищение госсобственности, оборот запрещенных товаров, торговля людьми, подпольное производство алкогольной продукции и т.п.
Проблема, какой бы сложной она ни казалась, может и должна быть разрешена безболезненно, без шоков. Последовательно, постепенно, с осознанием того, что первично, что вторично. В течение определенного периода. Ведь Стратегия действий рассчитана на целых 5 лет!
Следует остерегаться основанных на рыночном романтизме попыток одномоментно, в короткий срок и к тому же комплексно разрешить все основные проблемы сразу.
Прежде всего нужен объективный, глубокий, детальный финансовый анализ экономики на макроуровне и основанные на его результатах соответствующие практические меры. Эти меры, будучи давно назревшими, по большому счету не сопряжены со спадом производства, с дискриминацией интересов тех или иных структур, с негативным отношением международных организаций и т.д.
ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
Указом Президента «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» (№УП-5177 от 2.09.2017г., далее – Указ №УП-5177) с 5 сентября текущего года гарантируется свободная покупка и продажа иностранной валюты юридическими и физическими лицами в банках для совершения текущих международных операций, устанавливается исключительное использование рыночных механизмов при установлении курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.
Данный документ предусматривает целый комплекс мер по преодолению имеющихся проблем валютного рынка – таких как наличие параллельного валютного рынка, множественность курсов, повышенный спрос на СКВ и т.д.
Эти проблемы – зеркальное отражение незаконного внебанковского сумового налично-денежного оборота, обусловленного незаконным предпринимательством. Не случайно принятию вышеназванного документа предшествовало принятие нормативных документов, направленных на:
1) обеспечения полноты учета и вовлечения в банковский оборот наличных денежных средств1;
2) упрощение системы налогообложения, снижение налогового бремени и повышения собираемости налогов и других обязательных платежей2;
3) увеличение поступлений в Госбюджет и расширение налогооблагаемой базы на основе эффективного взаимодействия финансовых, налоговых органов, а также местны органов исполнительной власти3.
В официальном комментарии к Указу №УП-5177 подчеркивается, что успешность реформ валютной политики во многом определяется эффективностью координации действий в денежно-кредитной, налогово-бюджетной (выделено автором – ред.) и других сегментах экономической политики.
Новые же подходы к налогообложению и новые ставки налогов и обязательных платежей могут быть предусмотрены и внедрены с 2018 года.
Поэтому полностью условия для либерализации валютного рынка и достижения целей Указа №УП-5177 могут быть, на наш взгляд, созданы по мере выполнения задач, поставленных в решениях Президента страны и Правительства, касающихся оптимизации налогов. В частности, если Концепция налоговой и бюджетной политики на 2018 год будет основана на новых подходах к налогообложению, способствующих легализации теневого предпринимательства, сокращению незаконного внебанковского денежного оборота.
В этой связи очень своевременным и важным является образование Распоряжением Президента страны №Р-4999 от 20.07.2017 г. постоянно действующей Экспертной комиссии по дальнейшему совершенствованию налоговой системы республики.
Цели ее создания – выработка конкретных предложений по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на хозсубъекты и население, усилению стимулирующей роли налогов, повышению доверия налогоплательщиков к налоговой системе и на этой основе расширению налогового потенциала, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей.
Меры стабилизации валютного рынка, затрагивающие только монетарную сферу – денежное обращение, механизм конвертации, порядок валютно-обменных операций, валютная интервенция и т.д., при сохранении неоптимальной системы налогообложения могут дать лишь ограниченный, временный эффект.
К примеру, если часть валютных резервов как стабилизационный фонд пустить на рынок для достижения равновесного курса, то в условиях неразрешенности главной экономической проблемы поддерживаемый искусственно временный стабильный курс может способствовать еще большему расширению параллельной экономики и утечке капитала из страны. Ибо в условиях неоптимального налогообложения хозяйствующие субъекты даже при стабильном курсе валют и гарантированной конвертации будут стремиться функционировать в нелегальной сфере и не декларировать свои доходы.
Целесообразно вспомнить опыт 2003 года, когда был снят ряд ограничений во внешнеэкономической деятельности хозсубъектов и в осуществлении ими валютно-обменных операций. В течение нескольких месяцев была достигнута относительная стабилизация валютного рынка, практически обеспечивался единый валютный курс. Однако меры по налоговой либерализации, сокращению внебанковского денежного оборота путем легализации предпринимательства были недостаточными. И, как следствие, проблемы валютного рынка не были разрешены окончательно.
Меры же по оптимизации налогов могут обеспечить качественный скачок в развитии легального предпринимательства во многих отраслях – в легкой промышленности, агропромышленном секторе и в других. «Сужение» нелегального бизнеса приведет к сокращению внебанковского оборота и минимизации нелегального спроса на СКВ.
А ЛАРЧИК ОТКРЫВАЕТСЯ ПРОСТО…
Оптимизация системы налогообложения путем пересмотра методов обложения, ставок налогов и обязательных платежей предполагает преодоление сложившихся стереотипов подхода к налогообложению.
Один из таких сложившихся стереотипов – это налогообложение не доходов, а выручки. В частности, единый налоговый платеж (ЕНП) установлен в процентах к выручке и составляет в настоящее время для основной массы производственных малых предприятий 5%, а для розничных торговых – 4%.
При таком методе, во-первых, налогом облагаются в большей степени не доходы, а расходы предприятия. Предприятие может быть малорентабельным или вовсе не иметь прибыли, но налог надо платить. Во-вторых, создается видимость низкой ставки налога.
Это можно проиллюстрировать следующим условным примером.
Предприятие «А» – плательщик ЕНП по ставке 5% имеет следующие показатели в условных единицах:
Варианты
|
Выручка
|
Себе- стоимость |
Фактическая прибыль (выручка минус себестои-
|
Сумма ЕНП (5% |
Отношение суммы ЕНП к фактической прибыли, %
|
I
|
120
|
100
|
20
|
6
|
33,3
|
II
|
130
|
100
|
30
|
6,5
|
21,7
|
III
|
150
|
100
|
50
|
7,5
|
15
|
Пример показывает, что кажущийся низким уровень налогов на самом деле по отношению к действительно получаемому предпринимателем доходу (прибыли) в несколько раз больше.
Второй сложившийся стереотип – оценка уровня налогов на труд без учета единого социального платежа и страховых взносов граждан в Пенсионный фонд. Между тем ставка последних с каждым годом повышается (в 2016 году – 7,5%, в 2017-м – 8%). В отличие от НДФЛ, этот обязательный платеж не имеет необлагаемого минимума, берется начиная с первого сума заработной платы. Поэтому из зарплаты 800 тыс. сум. в 2016 году изымались еще 60 тыс. сум. страховых взносов, а общая сумма изъятия составляла не 64 тыс. сум., а 124 тыс. сум., и не 8%, как утверждают некоторые специалисты, а 15,5%.
Налоговый кодекс «регулирует отношения, связанные с установлением, введением, исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды…» (ст.1). Согласно же статье 13 НК налогоплательщиками являются физические лица, юридические лица, на которых возложено обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей.
Следовательно, расчет уровня налогового изъятия может быть корректным только при учете обязательных платежей, регулируемых налоговым законодательством.
Третий сложившийся стереотип – проблемы в применении такого экономического инструмента, как минимальный размер заработной платы – МРЗП. На 2017 год он составляет 149 775 сум. Ставки многих налогов, государственных пошлин, финансовых санкций и другие экономические нормативы привязаны к МРЗП.
Название данного экономического инструмента не соответствует его величине: 149 775 сум. не являются минимальным размером заработной платы. Каждый работник имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного законодательством размера по 1 разряду Единой тарифной сетки по оплате труда (ст.16 Трудового кодекса). Работодатели при полной отработке работником установленного рабочего времени обязаны начислить ему заработную плату не ниже суммы 149 775 х 2,476 = 370 842,9 сум.
Сложившаяся практика установления МРЗП с точностью до сума без округления до тысячи приводит к техническим неудобствам и нарушениям при расчетах. В частности, в тех случаях, когда тот или иной платеж установлен в кратной доле от МРЗП, например, госпошлина в размере 0,5 МРЗП, возникает необходимость оплаты (при оплате в наличной форме) в вышедших практически из обращения денежных единицах (в тийинах, в купюрах номиналом от 1 до 25 сум.).
Существенной мерой уменьшения налоговой нагрузки было снижение с 2015 года ставки ЕСП для малых предприятий с 25 до 15%. Однако данная мера была принята несистемно – без пересмотра ставок и методов обложения по другим налогам и обязательным платежам. Она не оказала существенного влияния на уровень нелегального предпринимательства и незаконного внебанковского оборота.
В результате в налоговой системе страны, несмотря на имеющийся большой перечень льгот и, казалось бы, невысокие ставки, уровень налоговых изъятий с учетом обязательных платежей во внебюджетные фонды вынуждает многие хозсубъекты частично или полностью вести деятельность нелегально.
Работает цепочка-схема: высокие налоги – сокрытие доходов и уклонение от налогообложения – наличные деньги: во-первых, оборотный производственный и торговый капитал, оказывающий давление на рынок наличной СКВ, во-вторых, «конвертная» зарплата как средство обеспечения прожиточного уровня… Цепочку можно продолжить, добавляя негативные последствия в экономической и социальной сферах (например, в сфере создания новых рабочих мест, обеспечения занятости).
В качестве одного из вариантов оптимизации НДФЛ можно рассмотреть следующую шкалу:
Ставки налога на доходы физических лиц
Облагаемый доход
|
Ставка налога
|
до 750 000 сум.
|
0% с суммы дохода
|
от 750 001 до 1 500 000 сум.
|
7,5% с суммы, превышающей 750 000 сум.
|
от 1 500 001 до 3 000 000 сум.
|
налог с 1 500 000 сум. + 17% с суммы,
|
от 3 000 001 сум. и выше
|
налог с 3 000 000 сум. + 25% с суммы,
|
Одно из несовершенств системы налогообложения юридических лиц – установление ставки налога для производственных предприятий выше уровня ставок в торговой деятельности.
В частности, ставки ЕНП для предприятий розничной торговли в зависимости от места расположения дифференцированы в пределах от 1 до 4%:
в городах с численностью населения 100 тыс. и более человек – 4%;
в других населенных пунктах – 2%;
в труднодоступных и горных районах – 1%.
Для производственных малых предприятий независимо от места расположения ставка ЕНП равна 5%. То есть ставка для производственных предприятий выше, чем для розничной торговли, – в городах на четверть, в сельской местности – в 2,5 раза, в труднодоступных и горных районах – в 5 раз.
Данное обстоятельство в комплексе с другими является фактором, сдерживающим развитие производственного предпринимательства. Известно, что производство требует больше капиталовложений, чем сфера торговли, и потенциально может создать значительно больше рабочих мест, быть социально более полезным, чем торговая деятельность.
Фархад КУРБАНБАЕВ,
кандидат экономических наук.
1Постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию денежного обращения и развитию расчетов с использованием банковских пластиковых карточек» (№ПП-2777 от 15.02.2017г.).
2Указ Президента «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» (№УП-5116 от 18.07.2017г.); постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы» (№ПП-3168 от 1.08.2017г.).
3Постановление Кабинета Министров «О мерах по организации работ по выявлению резервов расширения доходной базы местных бюджетов» (№445 от 29.06.2017г.).