Наше предприятие планирует производить и реализовывать технические масла. Данная деятельность подлежит лицензированию, за исключением случаев реализации технических масел в заводских упаковках.
Что такое заводская упаковка? В каком случае наше предприятие сможет отвечать данному требованию?
Директор ООО.
– Реализация (но не производство) нефтепродуктов (автобензина, авиабензина, экстрабензина, дизельного топлива, авиакеросина, мазута, печного топлива, нефтебитума, а также технических масел и смазочных материалов), за исключением расфасованных в заводские упаковки, требует наличия соответствующей лицензии (Перечень, прил. №1 к ПОМ №222-II от 12.05.2001г.). Это же требование предусмотрено и пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по реализации нефтепродуктов (кроме реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции и пункты обмена масел) (прил. №1 к ПКМ №289 от 28.06.2003г.).
Таким образом, производство и реализация технических масел в заводской упаковке лицензированию не подлежат.
Что же представляет собой заводская упаковка? В ГОСТе 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения» приводится следующая формулировка: «упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции».
Согласно разъяснению Узбекской государственной инспекции по контролю за использованием нефтепродуктов и газа (Узгоснефтегазинспекция): «заводская упаковка – это упаковка нефтепродуктов, расфасовываемых в тару заводом-изготовителем». При этом пунктом 2.9 ГОСТа 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» предусмотрены предъявляемые к таре требования.
Аналогичную позицию по данному вопросу имеет и АО «O’zneftmahsulot», пояснившее, что «заводская упаковка представляет собой изготовленные и расфасованные нефтепродукты заводом-изготовителем».
Исходя из сказанного можно резюмировать, что заводская упаковка нефтепродуктов представляет собой средство защиты продукции от внешних повреждений, являющееся неотъемлемой частью продукта. Эту защиту обеспечивает производитель (изготовитель) продукции с проставлением соответствующей маркировки. На наш взгляд, можно выделить следующие признаки заводской упаковки нефтепродуктов:
► наличие тары как основного элемента упаковки;
► наличие укупорочных средств для герметичного хранения и перевозки;
► маркировка на таре.
Таким образом, если технические масла упакованы и маркированы заводом-изготовителем в соответствии со стандартами предприятия и требованиями ГОСТа 1510-84 (в указанном нормативном документе приводятся виды тары, пригодные для хранения и транспортировки нефтепродуктов, и, в частности, масел), то производитель может реализовывать их без лицензии на право реализации нефтепродуктов.
Важно отметить, что деятельность по реализации нефтепродуктов вправе осуществлять только юридические лица (п.3 Положения №289).
Мария Колусева,
юрисконсульт АО ООО «Baker Tilly Tashkent».