Узбекистан переходит на контрольно-кассовые машины, передающие налоговым органам информацию о каждом выбитом чеке (онлайн-ККМ). С 2018 года ККМ нового образца начнут использовать в Ташкенте, Нукусе и областных центрах. Поэтапно они станут обязательными и в остальных регионах республики. Это предусмотрено Указом Президента №УП-5116 от 18.07.2017 г.
Онлайн-ККМ будут частью новой системы автоматизированного контроля поступления наличной выручки. Действующая система не обеспечивает полноты учета наличной выручки от реализации товаров, услуг. В ней применение ККМ не исключает махинаций с чеками и контрольно-кассовыми книгами, что позволяет недобросовестным налогоплательщикам занижать свои доходы. Это наносит ущерб не только бюджету, но и законопослушным предпринимателям, вынужденным конкурировать в неравных условиях.
Внедрение онлайн-технологий, как показывает международный опыт, обеспечит:
► увеличение собираемости налогов. Сокрытие реализации при выбитом чеке станет невозможным – информация о продаже, проведенной через ККМ, обязательно попадет в базу данных налоговой службы. Это затруднит ведение бизнеса «вчерную». В Южной Корее эта технология увеличила поступления в госбюджет от торговли и сферы услуг в 2,5 раза;
► уменьшение необходимости в проведении контроля с выездом к налогоплательщику. Контролировать предприятия торговли и сервиса можно будет в онлайн-режиме. Появится возможность адресно проводить выездные проверки на основе риск-анализа данных продаж;
► создание более справедливой конкурентной среды. Участники рынка будут находиться в равных условиях и не смогут зарабатывать за счет теневых продаж;
► получение огромного массива информации о спросе и предложении, необходимой и государству, и бизнесу.
Переход на онлайн-ККМ – это не просто очередные изменения в применении контрольно-кассовой техники. Это революция в налоговом администрировании субъектов торговли и сферы услуг. Она потребует:
► массовой замены ККМ на новые или их модернизацию. Затраты только на «железо» составят сотни миллиардов сумов;
► создания более надежных каналов мобильной связи;
► разработки программного обеспечения для передачи, анализа и хранения огромного объема информации, приобретения серверов;
► переобучения всех, кто использует и обслуживает кассовую технику.
Понятно, что для реализации таких масштабных нововведений необходима тщательная подготовка. В ходе ее предстоит принять нормативно-правовые акты, создать и апробировать программные системы и продукты, обеспечить конкурентные поставки онлайн-ККМ или устройств для модернизации имеющейся кассовой техники.
Наконец, должно быть сделано все необходимое, чтобы переход на использование онлайн-ККМ был максимально безболезненным для бизнеса.
Представляется, что этому будут способствовать:
1) постепенность внедрения новых технологий. Сначала проведение эксперимента, апробирование программно-технических комплексов. Затем к системе онлайн-контроля должны поэтапно подключаться предприятия:
торгующие алкогольной и табачной продукцией, нефтепродуктами – с 1 апреля 2018 года;
крупные организации торговли и сервиса – с 1 июля 2018 года;
юридические лица – субъекты малого бизнеса – с 1 января 2019 года;
индивидуальные предприниматели – с 1 июля 2019 года.
Нужно предусмотреть и добровольное применение новой техники вне предлагаемых временных рамок, так как она даст много новых возможностей в повышении эффективности бизнеса;
2) уменьшение налоговой нагрузки. Выход из тени миллиардов сумов розничного товарооборота позволит расширить налогооблагаемую базу и без ущерба для бюджета снизить ставки ЕНП для торговли и сферы услуг;
3) оптимизация дополнительных расходов, которые понесет бизнес на закупку нового оборудования и приобретение программных продуктов. Это можно обеспечить за счет создания их конкурентного рынка, предоставления целевых льготных кредитов, предоставления в аренду, модернизации действующей техники и т.п. Для субъектов малого предпринимательства можно пойти и на применение налоговых вычетов при внедрении онлайн-ККМ;
4) облегчение процедур регистрации новых ККМ. Предприниматель должен это делать в онлайн-режиме через личный кабинет на сайте ГНК;
5) упрощение документооборота и учета. Так как онлайн-ККМ будут автоматически отправлять все данные в налоговые органы, работы у бухгалтеров убавится. Не нужно будет, например, ежедневно распечатывать Z-отчеты и заполнять контрольно-кассовую книгу вручную;
6) определение перечня населенных пунктов, в которых онлайн-контроль за наличной выручкой не вводится до решения проблем с мобильным Интернетом.
Если эти и аналогичные меры удастся реализовать, то даже малый и микробизнес сможет воспользоваться огромными возможностями новых информационных технологий. Предприниматели смогут не только контролировать работу торговых точек из любого места, в том числе с помощью смартфона или планшета, но и получать информацию о каждой покупке, кассире, сумме скидки, сумме возврата, среднему чеку за смену и т.д. В обработанном виде информация о продажах позволит оптимизировать закупки, планировать спрос, ускорить оборачиваемость средств и повысить рентабельность.
Жорилла Абдуллаев,
Михаил Перпер,
наши эксперты.