Norma.uz
Газета Норма / 2017 год / № 30 / Стратегия в действии

Революция в применении кассовой техники – на благо государства и бизнеса

 

Узбекистан переходит на контрольно-кассовые машины, передающие налоговым органам информацию о каждом выбитом чеке (онлайн-ККМ). С 2018 года ККМ нового образца начнут использовать в Ташкенте, Нукусе и областных центрах. Поэтапно они станут обязательными и в остальных регионах республики. Это предусмотрено Указом Президента №УП-5116 от 18.07.2017 г.

 

Онлайн-ККМ будут частью новой системы автоматизированного контроля  поступ­ления наличной выручки. Действующая система не обеспечивает полноты учета наличной выручки от реализации товаров, услуг. В ней применение ККМ не исключает махинаций с чеками и контрольно-кассовыми книгами, что позволяет недоб­росовестным налогоплательщикам занижать свои доходы. Это наносит ущерб не только бюджету, но и законопослушным предпринимателям, вынужденным конкурировать в неравных условиях.

Внедрение онлайн-технологий, как показывает международный  опыт, обес­печит:

► увеличение собираемости налогов. Сокрытие реализации при выбитом чеке станет невозможным – информация о продаже, проведенной через ККМ, обязательно попадет в базу данных налоговой службы. Это затруднит ведение бизнеса «вчерную». В Южной Корее эта технология увеличила поступления в госбюджет от торговли и сферы услуг в 2,5 раза;

► уменьшение необходимости в проведении контроля с выездом к налогоплательщику. Контролировать предприятия торговли и сервиса можно будет в онлайн-режиме. Появится возможность адресно проводить выездные проверки на основе риск-анализа данных продаж;

► создание более справедливой  конкурентной среды. Участники рынка будут находиться в равных условиях и не смогут зарабатывать за счет теневых продаж;

► получение огромного массива информации о спросе и предложении, необходимой и государству, и бизнесу.

Переход на онлайн-ККМ – это не прос­то очередные изменения в применении контрольно-кассовой техники. Это революция в налоговом администрировании субъектов торговли и сферы услуг. Она потребует:

► массовой замены ККМ на новые или их модернизацию. Затраты только на «железо» составят сотни миллиардов сумов;

► создания более надежных каналов мобильной связи;

► разработки программного обеспечения для передачи, анализа и хранения огромного объема информации, приобретения серверов;

► переобучения всех, кто использует и обслуживает кассовую технику.

Понятно, что для реализации таких масштабных нововведений необходима тщательная подготовка. В ходе ее предстоит принять нормативно-правовые акты, создать и апробировать программные системы и продукты, обеспечить конкурентные поставки онлайн-ККМ или устройств для модернизации имеющейся кассовой техники.

Наконец, должно быть сделано все необходимое, чтобы переход на использование онлайн-ККМ был максимально безболезненным для бизнеса.

Представляется, что этому будут способствовать:

1) постепенность внедрения новых технологий. Сначала проведение эксперимента, апробирование программно-техни­ческих комплексов. Затем к системе онлайн-контроля должны поэтапно подключаться предприятия:

торгующие алкогольной и табачной продукцией, нефтепродуктами – с 1 апреля 2018 года;

крупные организации торговли и сервиса – с 1 июля 2018 года;

юридические лица – субъекты малого бизнеса – с 1 января 2019 года;

индивидуальные предприниматели – с 1 июля 2019 года.

Нужно предусмотреть и добровольное применение новой техники вне предлагаемых временных рамок, так как она даст много новых возможностей в повышении эффективности бизнеса;

2) уменьшение налоговой нагрузки. Выход из тени миллиардов сумов розничного товарооборота позволит расширить налогооблагаемую базу и без ущерба для бюджета снизить ставки ЕНП для торговли и сферы услуг;

3) оптимизация дополнительных расходов, которые понесет бизнес на закупку нового оборудования и приобретение программных продуктов. Это можно обеспечить за счет создания их конкурентного рынка, предоставления целе­вых льготных кредитов, предоставления в аренду, модернизации действующей техники и т.п. Для субъектов малого предпринимательства можно пойти и на применение налоговых вычетов при внедрении онлайн-ККМ;

4) облегчение процедур регистрации новых ККМ. Предприниматель должен это делать   в онлайн-режиме через личный кабинет на сайте ГНК;

5) упрощение документооборота и учета. Так как онлайн-ККМ будут автоматически отправлять все данные в налоговые органы, работы у бухгалтеров убавится. Не нужно будет, например, ежедневно распечатывать Z-отчеты и заполнять контрольно-кассовую книгу вручную;

6) определение перечня населенных пунктов, в которых онлайн-контроль за наличной выручкой не вводится до решения проблем с мобильным Интернетом.

Если эти и аналогичные меры удастся реализовать, то даже малый и микробизнес сможет воспользоваться огромными  возможностями новых информационных технологий. Предприниматели смогут не только контролировать работу торговых точек из любого места, в том числе с помощью смартфона или планшета, но и получать информацию о каждой покупке, кассире, сумме скидки, сумме возврата, среднему чеку за смену и т.д. В обработанном виде информация о продажах позволит оптимизировать закупки, планировать спрос, ускорить оборачиваемость средств и повысить рентабельность.

 

Жорилла Абдуллаев,

Михаил Перпер,

наши эксперты.

Прочитано: 1402 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика