Norma.uz
Газета НТВ / 2017 год / № 19 / Экспортный потенциал

Контракты под будущий урожай

 

Плодоовощная отрасль – один из самых быстроразвивающихся и перспективных секторов экономики Узбекистана. В прошлом году у нас выращено 18 млн тонн продукции плодо­овощеводства. С 1991 года производство овощей и бахчевых выросло, соответственно, в 8 раз, фруктов в 5 раз, винограда в 9 раз. Производимые в стране объемы плодоовощной продукции позволяют обеспечивать не только потребность населения республики, но и поставлять высококачественную продукцию на рынки зарубежных стран. В этом убедились участники международного Бизнес-форума «Расширение экспорта плодоовощной продукции и усиление конкуренции», прошедшего в Самарканде. В их числе потенциальные импортеры, представляющие крупнейшие торговые сети и предприятия Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении, Афганистана, Франции, Израиля, Турции, Германии, РФ, Беларуси, Украины, Литвы, Латвии и других стран.

В мероприятии, организованном Государственным комитетом Респуб­лики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с Агентством по международному развитию США (USAID), Германским обществом международного сотрудничества (GIZ) и хокимиятом Самаркандской области, также приняли участие представители международных организаций, агрофирм, фермерских хозяйств, перерабатывающих предприятий Самаркандской, Джизакской, Сырдарьинской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей, международные эксперты по вопросам торговли, сертификации, выращиванию и экспорту сельхозпродукции.

 

Торжественное открытие выставки начальником управления Госкомконкуренции Улугбеком Камолиддиновым и главным советником по вопросам торговли USAID в ЦА Райдером Роджерсом.

 

Выступивший на открытии начальник управления Госкомитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Улугбек Камолиддинов отметил, что в нашей стране осуществляется комплекс мер по развитию и либерализации экономики, повышению конкурентоспособности за счет модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей. Особое внимание уделяется выращиванию, переработке и экспорту экологически чистой, соответствующей международным стандартам сельхозпродукции с использованием современных технологий. Он выразил надежду, что Самаркандский бизнес-форум поспособствует укреплению связей с иностранными компаниями и поиску новых партнеров, расширению географии экспорта сельхозпродукции. А изучение международных требований к ее хранению, переработке и экспорту станет подспорь­ем в этом.

 

 

Обзор плодоовощной отрасли

 

Узбекистан занимает достойное место на мировом рынке по экспорту сельскохозяйственной продукции. В частности, по экспорту абрикосов, сливы, винограда, орехов, капусты и другой плодоовощной продукции наша страна входит в десятку ведущих государств мира. Излишки плодоовощной продукции после обеспечения потребностей населения – более 180 видов фруктов и овощей и продукция, заготовленная на основе их переработки, экспортируются в более чем 80 стран, в частности, в США, Японию, Таиланд, Индонезию, Монголию, Саудовскую Аравию, Россию, Словакию и др. Экспортный потенциал – более 3 млн тонн продукции в год.

Всего в нашей стране производится более 300 видов фруктов и овощей, – сообщил начальник управления маркетинга АО «Узагроэкспорт» Камолиддин Ганиев.

К 2020 году прогнозируется рост производства плодоовощей на 40%, с 18 млн тонн 2016 года до 25 млн тонн. Планируется увеличить объемы экспорта с 2 млрд до 5 млрд долл. США. Для этого в республике есть соответствующая производственная база и инфраструктура: 160 тыс. фермерских хозяйств и заготовительных баз; 721, 4 тыс. га посевных площадей под плодоовощную продукцию; 1 300 холодильных камер и хранилищ мощностью свыше 800 тыс. тонн. В 2017 году запланировано строительство и реконструкция еще 197 современных холодильных камер и хранилищ под плодоовощную продукцию общей мощностью свыше 100 тыс. тонн.

В 2010 году на территории СИЭЗ «Навои» введены в эксплуатацию современные мощности по хранению плодоовощной продукции в нейтральной газовой среде, которая затем международным авиатранспортом поставляется в страны Европы и Азии.

В текущем году введена в эксплуатацию современная электрифицированная железная дорога «Ангрен–Пап» с уникальным для региона 19-километровым тоннелем через перевал «Камчик», которая связывает регионы Ферганской долины с остальной частью Узбекистана. Ежегодно по этой железной дороге будут перевозить до 10 млн тонн грузов, в том числе плодоовощной продукции, предназначенной для экспортных поставок. Предоставляются тарифные льготы и преференции на транзитные перевозки.

В республике функционируют 4 торгово-логистических центра – ООО «Улгуржи база» (Андижанская область), ООО «Кийим» (Кашка­дарьинская область), ООО «Сурхонмевасабзавотлари» (Сурхандарьинская область) и OOO «Gold Dried Fruits» (Ташкент).

Кстати, представитель Узагроэкс­порта сообщил участникам, что в рамках государственного визита Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 4–5 апреля текущего года в РФ подписано Соглашение о формировании так называемого «зеленого коридора» на экспортируемую в Россию плодо­овощную продукцию, предусматривающего упрощение таможенных процедур, в том числе сокращение сроков оформления документов для ввоза и ряда формальностей при таможенном досмотре скоропортящейся продукции.

 

 

Проблемы экспорта

 

С вопроса «Почему так важен плодоовощной сектор Узбекистана?» начал свою презентацию независимый эксперт Бахтиёр Эргашев. И сам же на него ответил.

Потому что в республике ежегодно производится более 19 млн тонн плодоовощной продукции. Доля этой отрасли в общем объеме производства сельхозпродукции составляет более 41%, а в ее экспорте – 43,4%.

Потому что около 700 тыс. тонн плодоовощной продукции экспортируется. И в секторе переработки плодоовощной продукции заняты около 200 тысяч человек.

К сожалению, существуют факторы, негативно воздействующие на динамику развития сектора.

 

В производстве плодоовощной продукции

1. Ограниченность земельных и водных ресурсов. В структуре производства сельхозпродукции доля плодоовощеводства составляет более 40%. Однако доля земель, отводимых под плодоовощные культуры, не превышает 20% от общей посевной площади.

2. Недостатки в системе районирования и семеноводстве. Посев плодоовощной продукции, бахчевых и бобовых осуществляется в основном на небольших и разбросанных площадях, на которых выращивается плодоовощная и бобовая продукция разных сортов, типов и видов. Все это создает проблемы при экспорте, не отвечая требованиям сортнос­ти, размеру и внешнему виду для зарубежных покупателей.

Сейчас в Узбекистане возделываются свыше 40 видов овощных, бахчевых культур и картофеля, более 32,5 тыс. сортов плодовых и 955 сортов винограда. В то же время ежегодно импортируется более 100 тонн различных видов овощных семян.

В системе закупки/заготовки

1. Более 50% производимой плодоовощной продукции приходится на дехканские и личные подсобные хозяйства. Однако доля дехканских хозяйств с образованием юрлица составляет менее 10%. При этом механизм заключения договоров контрактации и осуществления взаиморасчетов с ними отсутствует.

2. Финансирование закупок для государственных нужд. Заготовительные организации не имеют достаточно средств, необходимых для финансирования госконтрактов. В итоге они вынуждены брать кредиты коммерческих банков под проценты в размере 16% годовых, что автоматически приводит к удорожанию закладываемой продукции (срок хранения и реализации: октябрь–февраль), особенно с учетом того, что данная продукция является скоропортящейся и потери при ее хранении (около 20–25%) накладываются на конечную цену оставшейся продукции.

3. Слабая конкурентная среда в сфере переработки плодоовощной продукции. Монопсонизм (монополия покупателей) переработчиков на региональном уровне, когда зачастую в регионах существуют одно-два перерабатывающих предприятия, которые при закупке у производителей плодоовощной продукции устанавливают довольно низкие цены, что не стимулирует производителей к увеличению объемов производства.

4. Институциональные изменения. В результате проведенных реформ в сельском хозяйстве кардинально изменилась институциональная структура сельхозпроизводства. В стране функционируют более 160 тыс. фермерских хозяйств, на них приходится более 85% всех пахотных земель. На каждое хозяйство – в среднем по 22,3 га земли.

В структуре производства сельхозпродукции доля фермерских хозяйств составляет около 60%, дехканских хозяйств – 38%, сельхозпредприятий – около 2%. Таким образом, фермерские и дехканские хозяйства стали основными производителями.

Исходя из объективно меняющихся климатических условий, влияющих на водообеспеченность аграрного сектора, требуются развитие новых форм фермерских хозяйств, новые подходы к вопросам их специализации.

 

 Предприниматели Узбекистана и Казахстана на подписании Меморандума.

 

Наряду с этим, в сфере экспорта плодоовощной продукции есть ряд серьезных проблем. Ключевая из нихее недиверсифицированность (ограниченность стран-импортеров). Основными рынками сбыта узбекской продукции являются Казахстан (67% от общего объема экспорта), Россия (17%), Афганистан (5%), Кыргызстан (2%) и другие страны (9%).

Другие проблемы, влияющие на динамику экспорта плодоовощной продукции:

 усложненный характер про­цедур экспортного контроля. Процесс получения необходимых экспортных сертификатов и экспортного таможенного оформления происходит в разных местах, порой отдаленных от места отгрузки продукции. Процедура оформления необходимых документов занимает 2–3 дня;

 ограниченный доступ к финансовым ресурсам для экспортеров. Процентные ставки по кредитам, предлагаемым коммерческими банками, слишком высоки, суммы, которые могут быть заимствованы, малы, а процесс подачи заявки на кредит трудоемок и сложен;

 недостаток современных овоще-фруктохранилищ. Многие производители распродают свой урожай еще осенью. Мелкие оптовики могут хранить большие партии овощей максимум до января–февраля. До 30% выращенных овощей (картофель, лук, морковь, капуста, свекла) не доходят до потребителя из-за недостаточности спецхранилищ;

 проблемы транспортировки продукции. Большая часть экспорта плодоовощной продукции приходится на автотранспорт. Однако существующий автопарк рефрижераторов не покрывает потребности экспорта. Стоимость транспортировки сильно колеблется в зависимости от сезона и наличия транспортных средств, что не позволяет обеспечить стабильность экспортных поставок. Железнодорожные же тарифы АО «Узбекистон темир йуллари» на перевозку экспортной продукции превышают тарифы, применяемые для внутренних перевозок;

 неразвитость системы оценки качества и сертификации экспортной продукции. Сегодня практически не развита система анализа продуктов питания и фитосанитарных испытательных лабораторий в регионах. Недостаточно гармонизировано национальное законодательство (особенно в области требований к пищевой безопасности) с зарубежными стандартами.

Независимый эксперт поделился своим видением решения упомянутых проблем.

 

 

Ознакомились с требованиями, выразили намерения

 

Предоставляемые государством возможности возлагают и большую ответственность на производителей сельхозпродукции. Они должны выращивать экспортоориентированную продукцию, для чего необходимо свое­временно принимать меры против заболеваний и вредителей. Известно, что страна-­импортер проводит специальную проверку закупаемой продукции. Неправильное выращивание может не отразиться на внешнем виде продукции, но выявится в его химическом составе во время лабораторного исследования. И поэтому экспортируемая продукция должна соответствовать международным стандартам. О них и многом другом говорили в своих презентациях международные эксперты.

 

 Потенциальные партнеры знакомятся с плодами узбекской земли.

 

Самаркандский Бизнес-форум стал хорошей демонстрационной и бизнес-площадкой для привлечения крупных зарубежных торговых сетей и закупочных компаний. Их представители увидели товар лицом на специализированной выставке. Свежие овощи и фрукты, сухофрукты, бобовые, консервированные продукты, соки разместили на своих экспозиционных стендах и столах самаркандские аграрии и специализированные предприятия.

На состоявшихся здесь же встречах в формате B2B они провели пере­говоры c потенциальными покупателями, обсудили проекты меморандумов о сотрудничестве и условия будущих контрактов. По предварительным итогам, были подписаны протоколы о намерениях на 38 млн долл. США.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 

 

Прочитано: 2070 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика