Norma.uz
Газета НТВ / 2017 год / № 5 / Налогообложение

Допуслуги мобильной связи абоненту – без НДС

 

Успеха в борьбе с налоговыми нарушениями можно добиться не применением административных и уголовных наказаний, а предупреждением правонарушений. То есть созданием таких условий, когда не надо будет выдумывать различные схемы по уклонению от уплаты налогов. Профилактика налоговых правонарушений – это задача госорганов, наделенных властными полномочиями, а значит, имеющих возможность обеспечивать условия, препятствующие совершению налоговых правонарушений.

В сегодняшней статье мы постараемся предостеречь сотовых операторов от возможных ошибок при налогообложении.

 

 

Пора вносить изменения

 

При стремительном развитии высоких технологий актуальной становится сфера потребительского рынка услуг и защиты интересов абонентов, которые пользуются услугами мобильной связи.

В правоприменительной практике весьма редки случаи обращения абонентов в суд по поводу ненадлежащего оказания услуг связи оператором. Происходит это по двум причинам:

● невозможность получения доказательной базы ввиду нематериального свойства услуги;

● отсутствие закрепленного как на законном, так и на подзаконном уровне понятия «оказание услуги радиотелефонной связи надлежащего качества».

Поэтому полагаем целесообразным принять государственный стандарт качества в данной сфере.

Законодательство Республики Узбекистан в области мобильной связи основывается на Конституции и законах «О связи», «О телекоммуникациях», «Об электронной коммерции»,  «О естественных монополиях», на Правилах оказания услуг мобильной связи (рег. МЮ №1900 от 6.02.2009г.) и иных нормативных актах.

Рынок услуг мобильной связи развивается наиболее интенсивно, что диктует необходимость внесения ряда изменений в законы «О связи», «О телекоммуникациях», которые не содержат специальной нормы, регулирующей услуги мобильной связи. В них также отсутствуют классификация и определение отдельных видов этих услуг.

В настоящее время подготовлен проект новой редакции Правил оказания услуг мобильной связи. Однако многие вопросы правового регулирования данных услуг остаются за рамками данного проекта, например, такие как дополнительные услуги мобильной связи.

Услуги мобильной связи делятся на:

1) основные услуги, которые оказываются всем абонентам без исключения;

2) дополнительные услуги, предоставляемые по заявлению абонента.

К основным услугам мобильной связи относятся:

● услуги голосовой связи, включая экстренные вызовы;

● передача коротких текстовых сообщений.

Перечень же дополнительных услуг определяется оператором сотовой связи в зависимости от технической возможности сети. Такие услуги, как распознавание скрытых номеров и роуминг, SMS- и MMS-сервисы, SIM-меню, WAP и передача данных (3G и 4G), мобильное позиционирование, SMS- и Java-игры, административные, информационные и развлекательные голосовые услуги, трансляция деловых и развлекательных телевизионных каналов на мобильные телефоны, должны оказываться только по заявлению абонента.

Дополнительные услуги, предоставляемые сегодня абонентам мобильной связи, остались практически вне правового регулирования.

В связи с этим, думается, назрела необходимость законодательно пополнить перечень понятий и определений отдельных видов услуг. Например:

 

роуминг – предоставление услуг сотовой связи абоненту оператора сотовой связи в сети оператора сотовой связи в другой стране на основании роумингового соглашения между операторами сотовой связи;

контент – полученные на основании запроса абонента посредством SMS, MMS, 3G и 4G текстовые или мультимедийные данные, носящие информационный, развлекательный или иной характер.

А также: отдельный пакет услуг, тариф, сотовая связь, мультимедийное сообщение (MMS), короткое текстовое сообщение (SMS, USSD), расчетный период, учетный период, биллинг и т.д.

 

В связи с отсутствием четкого правового регулирования позиции разноуровневых подразделений налоговых органов также не всегда однозначны и часто не совпадают. По-разному комментируя положения нормативно-правовых актов при определении объекта налого­обложения по тому или иному налогу, уплачиваемому сотовой компанией, налоговики выносят разные решения. Что же говорить о налогоплательщике – сотовой компании, которой разбираться в налоговых тонкостях приходится намного скрупулезнее, дабы избежать санкций.

В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы гражданско-правового регулирования услуг мобильной связи, определения правовой природы отношений при оказании этих услуг, прав и обязанностей сторон заключенного договора по их оказанию.

Так, по мере расширения спектра предоставляемых дополнительных услуг мобильной связи эта деятельность для сотовых операторов все больше становится непрофильной. К ней они привлекают своих партнеров – контент-провайдеров. Распределение обязанностей и коммерческие аспекты взаимодействия оговариваются договором, заключенным между контент-провайдером и сотовым оператором. Однако их можно классифицировать и в соответствии с тем, кто принимает на себя риски при доставке контента.

Оператор и контент-провайдер относительно независимы. Абонент использует сеть оператора в качестве транспортной среды для доступа к услугам контент-провайдера. Платежи по договорам производятся сотовому оператору, а он в свою очередь перечисляет полученные денежные средства контент-провайдеру, удержав причитающееся вознаграждение.

Оператор сотовой связи несет ответственность за качественное предоставление услуг связи по запросам абонента, осуществляемое до точки подключения к информационным ресурсам контент-провайдера, и не отвечает за качество контент-услуг, содержание сервиса, а также не несет ответственности за понесенный абонентом ущерб вследствие оказания контент-услуг ненадлежащего качества.

 

 

Для допуслуг – допбаланс

 

Каждый владелец мобильного телефона может констатировать, что количество предлагаемых операторами сотовой связи дополнительных услуг постоянно увеличивается.

Иногда абоненты замечают, что их счета на оплату услуг сотовой связи постоянно растут. А все дело в рассылке абонентам SMS-сообщений с развлекательной и другой информацией.

Для того чтобы не возникало вопросов о незаконном списании денежных средств при использовании дополнительных услуг, следует обратиться к сотовому оператору. Абоненту активируют дополнительный баланс для оплаты информационно-развлекательных (контентных) услуг, оказываемых с привлечением контент-провайдеров. Оплата услуг с него позволит контролировать расходы на подобные услуги на коротких номерах. По желанию абонента допбаланс может автоматически пополняться с основного в случае недостаточности на дополнительном балансе средств для оплаты услуги.

 

 

Учет и налоги сотового оператора по допуслугам

 

В предыдущей статье «Провайдер – не посредник?» («НТВ» №23 от 7.06.2016г.)  мы уже отмечали, что договор, по которому контент-провайдер реализует принадлежащий ему контент абонентам через сотового оператора, является договором комиссии. По нему контент-провайдер является поставщиком контента, а сотовый оператор – посредником (комиссионером), обеспечивающим его доставку абонентам.

И здесь хотелось бы отметить, что многие контент-провайдеры, являясь поставщиками контент-услуг, уплачивают единый налоговый платеж и не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Комиссионер (в нашем случае – сотовый оператор) – плательщик НДС, но при этом выставляющий счет-фактуру от своего имени при реализации товаров (работ, услуг) комитента, не являющегося плательщиком НДС, в выставленном счете-фактуре на имя покупателя сумму НДС не указывает и ставит штамп «Без НДС» (п.43 Порядка учета и оформления счетов-фактур, прил. № 3 к пост. МФ и ГНК, рег. МЮ №2439 от 22.03.2013г.).

То есть услуга должна быть оказана абоненту без НДС.

Сейчас же при получении абонентом SMS-рассылки в нарушение законодательства сотовый оператор не указывает в стоимости абонентской платы, с учетом или без учета НДС оказываются дополнительные услуги.

По статье «Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг)» (стр.010) Отчета о финансовых результатах (форма №2) (рег. МЮ №1209 от 24.01.2003г.) показывается выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг за вычетом налогов (НДС, акцизный налог) и стоимости возвращенных товаров и готовой продукции, скидок покупателю с продажных цен.

При оказании услуг на основании договора комиссии, поручения или иного договора на оказание посреднических услуг в интересах другого лица налогооблагаемая база по НДС определяется исходя из суммы, подлежащей получению в виде вознаграждения (процента) за оказанные услуги, включающей в себя сумму налога (ст.204 НК).

Следовательно, сотовый оператор в чистой выручке от реализации услуг показывает комиссионное вознаграждение, полученное или подлежащее к получению, за минусом НДС.

Налоговым кодексом предусмотрена ответственность за отражение в счете-фактуре налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, а также при реализации товаров (работ, услуг) поставщиками, не являющимися плательщиками НДС (ст.118 НК). Штраф, налагаемый на поставщиков, – 20% от суммы НДС, указанной в счете-фактуре. При этом поставщик обязан уплатить в бюджет и сумму налога, указанную в счете-фактуре.

В нашем случае под поставщиком услуг при выписывании счета-фактуры подразумевается комиссионер – сотовый оператор. Так как согласно пункту 26 Порядка  №2439 при реализации товаров (работ, услуг) комитента по договору комиссии комиссионер выставляет счет-фактуру от своего имени.

 

Шарофиддин РУЗМЕТОВ,

директор ТГО РИКЦ при ГНК.

Прочитано: 4876 раз(а)

Комментарии к статье (6)

Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.
2017-01-30 15:56:30, Гость_:
Да связь ужасная порой. Да и антенны понаставили по всему городу А стандарты есть? или они тоже 1992 года Иногда задумываешься, почему так сильно болит голова, не знаешь куда идти жаловаться
2017-01-31 09:28:44, Гость_qwerty:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!
2017-01-31 13:57:42, Гость_buxgalter:
Фирма где я работаю гл.бухгатером является плательщиком НДС, нам сотовая компания выставляет счет-фактуру где за доп.услуги отражают стоимость услуг с НДС.
И это факт. Следовательно мы им незаконно перечисляем НДС
2017-02-02 12:09:15, Гость_Искатель:
Очень поучительная статья не только для сотовых операторов. И здесь хотелось бы отметить для руководителей и бухгалтеров, что допуслуги сотовой связи являются расходами в интересах работника организации и включается в совокупный доход облагаемый НДФЛ.
2017-02-08 09:12:55, Гость_:
Для плательщиков НДС следовательно уплаченный НДС по допуслугам принимается в зачет, а стоимость допуслуги совокуп.доход работника.
А если не плательщик НДС совокуп.доход считаем с НДС
2017-11-27 21:54:08, Гость_Рузметов Ш.:
В этой статье мне хотелось достучаться до руководителей сотовых компаний, чтобы они немного поняли с юридической стороны  взаимоотношения сотовых операторов и контент-провайдеров, а не только коммерческую и финансовую.
"Достучался"  Хотелось бы мне посмотреть в глаза тем юристам, которые "породили" договора между сотовым оператором и контент-провайдером в новой редакции. Очень им хотелось вместо договора комиссии, то есть в терминологии договора не указывать понятие контент-провайдера, полностью из договора слить понятие абонент, а что получилось: в нем и лицензионное соглашение (передача имущественных прав), договор возмездного оказания услуг (выделенные короткие номера оператором контент-провайдеру),  договор комиссии (контент-провайдер ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, загружает базу абонентских номеров, имеющих подключенный контент)
Как не крути взаимоотношение Контент-провайдера и сотового оператора установлено законодательством, то есть контент-провайдер оказывает услуги абонентам через сети сотовых операторов.  Если сотовый оператор желает оказывать контент услуги, то он должен иметь оборудование для оказания данных услуг или заключить договор аренды оборудования и лицензионное соглашение на имущественное право использования контента, и в данном случае за техническую  и цензурную загрузку абонентских номеров подключенных контентов ответственность несет сотовый оператор.
А в настоящее время заключенные договора между оператором и контент-провайдером принесут огромные убытки не только бюджету, но и сотовым операторам и контент-провайдерам  с дальнейшим привлечением руководителей.  
Если с высокой трибуны обещают защищать инвестиции, то давайте, и мы не будем нарушать законодательство.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика