Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 35 / Дом, в котором мы живем

На переднем крае перемен

 

13 лет Акмаль Мирсагатов – электромеханик управляющей компании «Береза коммунал сервис» (далее – УК) из Ташкента делает жизнь своих соседей лучше и комфортнее. Для жителей трех 9-этажек, что на квартале «Е» Чиланзара, он человек не со стороны, а свой, родной, чему они несказанно рады. Вырос на их глазах, многие помнят его мальчишкой. Теперь вот старается на благо соседей.

 

Жители уважают его, потому что знают, если за дело берется Акмаль, можно быть спокойными: с лифтами будет все в порядке – запустит; проблемы с электричеством решит; прорвавшую трубу заменит. Все остальное тоже сделает на совесть, как следует. И не потому, что для себя и своих соседей, просто по-другому не может – профессионал. А это значит – высокая ответственность, надежность, в работу вложит душу, выполнит ее лучше других. Такие люди в жилищной сфере на вес золота. Одним словом, повезло соседям, а вместе с ними и УК. Иметь такого мастера на все руки в штате управляющей компании – как выигрыш в лотерею. Он тебе и механик, и электрик, и сантехник – один в нескольких лицах, универсальный специалист. И еще хороший человек. Уважает людей, любит свое дело и знает его досконально.

 

 

Дерево цветет в одном месте

 

Директор УК «Береза коммунал сервис» Валентина Азимова говорит, что присматривалась к Акмалю, когда тот был еще мальчишкой. Его ровесники во дворе бегали, а он все схемы телевизоров изучал – с малых лет отличался страстью к радиотехнике. Схемы на­учился читать как книжки, собирал из деталей телевизоры и радиоприемники. Обратила внимание на его упорство, целеустремленность. После школы пошел в радиотехнический техникум. Окончил его, но по специальности не работал. Началась перестройка, устроился в столярный цех, потом на стройку. Обретал жизненный опыт, по крупицам откладывал его в багаж знаний. Так формировались кругозор, отношение к делу.

В 2003 году Валентина Азимова, возглавлявшая тогда товарищество, стала уговаривать Акмаля перейти в ТЧСЖ на должность электрика и сантехника. Была абсолютно уверена, что парень справится, освоит дело с таким же интересом и основательностью, как все, что он делал ранее. От предложения Акмаль долго отказывался. Решающим аргументом стал совет родителей, которые тоже работали в жилищной сфере – вначале в жэке, потом в арендном предприятии. «Делай людям добро, сынок, и они ответят тебе тем же, – говорил отец. – Дерево цветет в одном месте».

Рассказывает, как проходил «боевое крещение» в ТЧСЖ. 3 года у людей в доме не было отопления – текли трубы. Попробовал спуститься в подвал, а там воды – по плечи. Признается, как подумал тогда: «Зачем мне все это надо?». Но потом решил: «Ведь мы живем здесь, дети растут. Что им оставим? Вот такие дома? Нет, надо приводить их в порядок».

Электрику и сантехнику Акмаль освоил довольно быстро. Нарисовал схемы систем электро- и теплоснабжения, теплового узла, изучил их досконально. Через месяц-другой знал инженерные коммуникации с закрытыми глазами. Подвал осушили, отопление восстановили. Ну и все остальное потихоньку довели до ума. Тогда реформы в ЖКХ шли семимильными шагами. На смену «натуральным хозяйствам» – большим товариществам с огромным штатом работников – пришли однодомные и малые ТЧСЖ, подтвердившие свою эффективность. Так, практика обслуживания многоквартирного жилого фонда выдвинула необходимость создания профессиональных управляющих компаний.

«Помню, как однажды Валя-опа сказала: «В наших домах столько лифтов, а мы чужих людей к обслуживанию привлекаем, не всегда довольны ими, – говорит Акмаль. – Может, создадим управляющую компанию и будем обслуживать лифты сами? Давай-ка, берись за новое дело». Но лифты очень сложное оборудование, связанное с безопасностью людей. Ответственность большая. Вначале это останавливало. Но потом подумал: «А что? Новый опыт, новые знания. Справлюсь».

И опять сел за учебу. Получил диплом электромеханика. В УК пошли заказы от ТЧСЖ на обслуживание лифтов. Стал обучать молодежь. Сейчас УК обслуживает по городу 109 подъемников. Проблемы каждого из них Акмаль схватывает на слух, как опытный дирижер. Люди довольны им. По словам Валентины, если он берется за дело, можно быть спокойной и уверенной: все проблемы будут решены. Неслучайно, когда возникают какие-то неисправности, заказчики просят приехать Акмаля. Недавно о нем прознали жилищники из Каракалпакстана. Заключили с УК договор. Поехал Акмаль вместе с работником специализированной фирмы приводить в порядок лифтовое хозяйство двух жилых 9-этажек в Нукусе. 8 подъемников были установлены там в 2003 году, но ни одного дня не работали из-за неправильного подключения. Быстро разобрались, в чем дело, привели их в порядок. Не хотели нукусцы отпускать Акмаля, просили остаться, предложили даже 4-комнатную квартиру. Но… дерево цветет в одном месте.

 

 

Академик жилищных наук

 

«Мне кажется, человек должен учиться всю жизнь, отдавать другим то, что знает, не замыкаться в одной сфере, – говорит Акмаль. – Особенно это важно в жилищке. Здесь надо быть академиком жилищных наук (смеется), разбираться во всех тонкостях домового хозяйства, быть хорошим психологом. Каждый день общаюсь с большим количеством жителей. Стараюсь находить с ними общий язык, быть терпимым, объяснять, что им непонятно.

Например, летом возрастает расход горячей воды по счетчику из-за того, что отсутствует линия циркуляции, и температура горячей воды не отвечает установленным параметрам. Жители жалуются, просят отключить им счетчик. Мол, приходится долго ждать, когда пойдет горячая вода, а прибор учета работает. Терпеливо объясняю, что счетчик отключать нельзя. А «Таштеплоэнерго» применяет коэффициент выстывания горячей воды, компенсируя ее расход в межсезонье. Или в этом году весной жители просили уменьшить отопление – жарко. Тоже пришлось объяснять, что у нас центральное отопление, его нельзя уменьшить в индивидуальном порядке.

Конечно, все люди разные. Поэтому и отношение к одному и тому же вопросу бывает разным. Например, жители жаловались, что машины по тротуарам ездят, паркуются у домов. Сделали шлагбаум. Одни говорят «спасибо», другие – «зачем сделали, обходить неудобно». Или ремонтировали канализацию, предупредили соседей, что отключим воду. Одни отнеслись к этому с пониманием, кто-то стал возмущаться: «Что за безобразие, почему воды нет?». Один дом был на полном обслуживании УК, потом отказался от услуг. А тут мы стали козырьки делать над подъездами. Очень они высотки украсили. Приходят жители этого дома и спрашивают: «А вы нам будете делать козырьки?». Отвечаем: «Нет, вы же от услуг УК отказались». Обижаются: «Мы тоже хотим». Мой отец часто говорил, что, когда вода рядом течет, ты ее не замечаешь. Пересохнет ручей – сразу увидишь. Так и люди.

Положительных моментов в работе, конечно, больше. Не знаю, что лучше: обслуживать своих соседей или чужих людей. Но в обоих случаях радует, когда вижу, как меняются дома, довольны люди. Как-то закончили работу, а одна бабуля говорит Валентине: «Ну где же Акмаль? Я пирог испекла, чай поставила, «спасибо» сказать за работу хочу». Или запускали подъемник в 16-этажке. Люди плакали: «У всех лифты работают, а у нас нет. Совсем замучались». И как радовались, когда он поехал! Вот это для меня и есть высшая награда».

 

 

Эй, гражданина, ты туда не ходи, ты сюда ходи

 

«Работа в УК и ТЧСЖ – это работа 24 часа в сутки, – говорит Акмаль. – Как в песне поется, почти про нас «служба дни и ночи». Потому что проблемы и аварийные ситуации в домах возникают без перерывов на обед, сон или выходной. У нас подход такой: если ты выбрал жилищку, приходится заниматься широким кругом вопросов. Недавно забетонировали дорожки, предупредили жителей, чтобы не ходили по ним, пока бетон не возьмется. А сами переживаем, вдруг кто пройдет – вся работа насмарку. Всю ночь не спали, дежурили. Смеялись вместе с соседями, вспомнив фразу из кинокомедии: «Эй, гражданина, ты туда не ходи, ты сюда ходи».

Однажды жители стали жаловаться на то, что ночью спать не могут – кто-то под окнами «кукует». Мы с Валентиной вызвали участкового, 2 часа сидели в засаде. Выяснилось, что нарушителем ночного покоя жителей оказалась птица. Пришлось ветки на дереве спилить, чтобы спать не мешала. Кто-то сочтет, что это не входит в задачи ТЧСЖ. Мол, они ограничены исключительно содержанием общего имущества – и точка. Но для нас важен человеческий фактор, добрые отношения с людьми. Коль взялись за дом, помогаем людям по-человечески решать многие вопросы, выходящие за рамки штатного расписания.

Что огорчает? Люди не хотят беречь свое общее имущество. Удивляюсь: ведь они платят за его содержание. В то же время портят его: дети царапают отремонтированные стены подъезда, кабины лифтов, бросают у дома пакеты с мусором. Если прежде мы не горели желанием установить видеокамеры, теперь считаем это необходимостью. Все поломки лифтов – исключительно человеческий фактор. Жители перевозят в нем строительные материалы и мусор, мебель, дети постоянно катаются. Как-то установил в кабине лифта радио. Думал, людям приятнее будет с музыкой ездить. Динамики тут же сломали, 3 раза менял их – то же самое. Поджигают в лифтах плафоны, бросают окурки, жвачку в вентиляционные сетки. Обидно, ведь никому не придет в голову делать это в своей квартире.

Часто слышу от людей, что у них плохое товарищество, председатель, а руководители ТЧСЖ жалуются на жителей: такие-сякие, не платят, только требуют. Но могу однозначно сказать: тот, кто хочет работать, – работает. А не хочет – ищет причины. Много езжу по городу. Иногда смотришь, дом запущенный, а вот чтобы работы какие проводились – не вижу. Ни сантехников, ни электриков – никакого движения. А ведь дом постоянно требует внимания, профилактики, вложений. Так же, как серьезные проблемы со здоровьем человека, проблемы в доме надо решать кардинально, не тратить деньги жителей на латание.

В трех 9-этажках, которые на полном обслуживании нашей УК, практически выполнены работы, требующие больших затрат. Но для нас это не повод расслабиться. В этом году к 25-летию независимости Узбекистана реализуем грандиозную программу по благоустройству. Забетонировали дорожки вдоль домов, начали озеленять территорию (УК даже собирается принять в штат 2 озеленителей). Привели в порядок ирригационную систему, планируем строительство автостоянок для жителей и детских площадок. Отремонтировали подъезды и подвалы, вывели водосточные трубы в лотки, чтобы вода не собиралась, провели капремонт канализации, установили шлагбаумы. Все работы выполняются за счет кредитов, которые гасятся жителями с опережением графиков. Автостоянки и детские площадки намечаем обустроить за счет средств членов ТЧСЖ. Работа кипит, все вокруг преображается на глазах.

За 13 лет работы в жилищной сфере вижу, какие перемены произошли в ней. Горжусь тем, что наша УК была участником этих перемен, всегда на переднем крае. Мы примеряли к себе новые веяния, не боялись браться за их воплощение, радовались, когда начинания оборачивались добрыми всходами и возвращались благодарностью людей. Хочу поздравить наших заказчиков, соседей, всех жителей страны с 25-летием независимости Узбекистана и пожелать всем крепкого здоровья, мира, добра, благополучия, хорошей «погоды» в доме».

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.

Прочитано: 1730 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика