Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 32 / Записки эксперта-криминалиста

Что показала экспертиза?

 

Расследование преступлений в сфере экономики нередко становятся предметом жарких дискуссий. Не всегда актов ревизии финансово-хозяйственной деятельности может хватить для отображения полной картины противоправного действия, если оно все же было совершено. Нередко органы предварительного расследования становятся инициаторами проведения судебно-экономических экспертиз. Цель таких исследований – установление обстоятельств, требующих доказательств по делу, рассматриваемому в суде, причем при проведении экспертизы эксперт может осветить те вопросы, которые перед ним не ставились, но которые имеют отношение к делу.

 

Наглядным примером стало уголовное дело, открытое в отношении должностного лица, ответственного за проведение тендера по организации перевозок пассажиров на автотранспорте. Для прояснения картины произошедшего прокуратура назначила судебно-экономическую экспертизу.

 

 

Оформление – с нарушением

 

Первый вопрос, который предстояло рассмотреть специалистам:

Соблюдались ли требования Положения об организации и проведении открытых тендеров на размещение пригородных, междугородных (внутриобластных, межобластных) и международных пассажирских маршрутов1 при проведении тендерных конкурсов в 2013 году и первом квартале 2014 года, правильно ли были оформлены документы?

Чтобы ответить на этот вопрос, эксперты затребовали ксерокопии решений хокима района об отмене предыдущего и утверждении нового состава членов Комиссии по организации пассажирских перевозок. Им также предоставили протоколы собраний Комиссии по итогам проведенных в 2013–2014 годах тендерных конкурсов с указанием фамилий ее членов и заверяющими их подписями. При сопоставлении утвержденных списков членов тендерной Комиссии с перечнем лиц, указанных в составах Комиссии в протоколах собраний, выявлено их несоответствие. А это – нарушение требований, установленных Типовым положением о Комиссии по организации пассажирских перевозок на пригородных и междугородных-внутриобластных маршрутах2.  

Проанализировав предоставленные для исследования подшивки газет «AVTO+», эксперты выяснили, что Комиссия по организации пассажирских перевозок давала в СМИ объявления о проведении тендеров. Все они были опубликованы не менее чем за 30 дней до проведения тендера, что соответствует требованиям пункта 7 Положения. В них указывались предмет тендера, основные условия, порядок, время, место его проведения, в том числе порядок оформления до­кументов участниками.

Для участия в тендере обычно выдается конверт с пакетом документов в виде бланков, необходимых для заполнения, а также список документов, которые нужно собрать и представить на регистрацию для участия в тендере. Анализируя переданные на экспертизу конверты с тендерной документацией, эксперты выяснили, что в одних случаях бланки не были надлежащим образом заполнены, в других – необходимый пакет тендерных документов, предусмотренных Положением, сформирован не полностью.

Так, в отдельных предложениях отсутствовали формы сведений об участнике, лицензии на право осуществления перевозок, лицензионные карточки на предлагаемые для перевозок автомобили и даже технические паспорта и акты техосмотра транспортных средств. А ведь наличие акта установленного образца с положительным заключением одиночного осмотра каждого транспортного средства, заверенного печатью территориального управления безопасности дорожного движения, является обязательным условием для участников конкурса.

При исследовании документов эксперты выявили еще 2 случая несоответствия требованиям Положения. В одном из пакетов тендерных предложений были представлены 2 разные организации, а в их сведениях об участнике указана одна и та же машина под одним номером. В другом – на момент проведения тендера действие лицензионных карточек уже прекратилось. Таким образом, в представленных на исследование тендерных документах выявлены недостатки и нарушения, о чем эксперты подробно указали в своем заключении.

 

 

Тендер – выигран.
А потребитель – в проигрыше…

 

Второй вопрос, нуждавшийся в уточнении:

Полностью ли были сформированы пакеты тендерных документов, представленные участниками тендера в соответствии с требованиями Положения?

Изучая ситуацию, эксперты вновь обнаружили отклонения от требований Положения. Так, в пункте 15 Положения перечислено, какие показатели и информацию должны включать конкурсные предложения. Причем отдельно оговорено, что «по всем пунктам тендерных предложений участник обязан представить полную и исчерпывающую информацию», что не соответствовало действительности.

Третий вопрос, ждавший разъяснения:

Нужно ли во время проведения тендера проверять фактические сведения, указанные в представленных документах (лицензию на перевозку пассажиров автотранспортом, акт об осмотре транспортного средства и законность выдачи госавтономеров)? Кто несет ответственность за правильность этих сведений?

Эксперты сошлись во мнении, что определение необходимости или обязательности проверки Комиссией фактических сведений, указанных в до­кументах, так же как и установление лиц, ответственных за правильность этих сведений, не относится к их компетенции. Такая проверка не предусмотрена и Положением.

И наконец, предстояло дать ответ на вопрос:

Необходимо ли в составе тендерной документации представлять договоры аренды, заключенные между владельцами предлагаемых для участия в тендере автомашин и их арендаторами?

По этому вопросу эксперты отметили следующее. Положением требуется представить лицензию. При этом представление договора аренды, заключенного владельцами предлагаемых автомашин с арендующими их лицами, при проведении тендера не предусматривается. Из данной нормы Положения следует, что без договора аренды лицензионные карточки не выдаются. Следовательно, выдача лицензионной карточки подтверждает наличие до­говора аренды на автомашину.

 

Данный тендер проводился с целью получения прав на перевозку людей на пассажирских маршрутах. Заключение экспертов показало, какие нарушения лишают возможности выиграть в тендерном конкурсе. Несоблюдение предусмотренных законодательством требований чревато не только поломкой автотранспорта, но, что еще страшнее, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. В описываемом случае было открыто уголовное дело. Его исход – прерогатива суда и не относится к компетенции эксперта-экономиста. Можно лишь предположить, что компании, незаконно «выигравшие» тендер, потеряли право оказывать данный вид услуг.

Все тайное рано или поздно становится явным, и судэксперты играют заметную роль в раскрытии таких тайн.

 

Эльвира Медзвецкая,

ведущий эксперт отдела

судебно-экономической экспертизы

РЦСЭ при Министерстве юстиции РУз.

Прочитано: 1305 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика