Наше предприятие на основании экспортного контракта отгрузило получателю (Торговый Дом, Россия) продукцию собственного производства в бочках.
Товар в ж/д вагоне прибыл в место назначения, вагон был опломбирован, следов вскрытия или повреждения пломбы не обнаружено, но были замечены течи содержимого бочек из щелей вагона. При комиссионном вскрытии вагона получатель совместно с представителями станции обнаружили, что, помимо товара в надлежащей упаковке, есть бочки с отсутствием содержимого, а также с порывами и дырками на вертикальной поверхности бочек. Был составлен коммерческий акт.
Получатель товара обратился в областное отделение Торгово-промышленной палаты России с заявлением об определении количества товара, пришедшего в негодность. Палата дала экспертное заключение, что часть товара к дальнейшему использованию и реализации негодна. На основании акта ТПП негодный товар был вывезен на свалку, на что есть соответствующий документ.
Получатель товара обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании стоимости причиненного ущерба. Было 6 судов в различных инстанциях. В 2 случаях решения суда были в пользу получателя товара. Но в конечном итоге в иске получателя товара к ОАО «Российские железные дороги» было отказано по причине некачественного материала, использованного для крепления бочек и неправильного закрепления груза отправителем продукции.
В приложении №1 к постановлению КМ от 9.08.2005 г. №189 сказано: «На товары, вывезенные в адрес предприятия за рубежом и пришедшие в негодность в процессе транспортировки и хранения либо по причинам, не зависящим от экспортера и предприятия за рубежом, представляется акт экспертизы соответствующего уполномоченного органа и(или) подтверждение таможенного органа страны нахождения товаров об их уничтожении под таможенным контролем. Указанные документы являются основанием для снятия с учета в таможенном органе договора (контракта). При этом к экспортеру финансовые санкции не применяются».
Несмотря на представленные в налоговые органы экспертное заключение ТПП и решения 6 судов, по иску получателя товара к ОАО «Российские железные дороги» налоговые органы собираются выставить штраф за непоступление валюты на счет отправителя с просрочкой платежа в 2 года.
Имеют ли право налоговые органы на применение финансовых санкций?
И.Мардонов,
бухгалтер.