Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 20 / Называем проблему

Когда у проверяющих согласья нет…

 

При проверке возникли вопросы о начислении пособий по временной нетрудоспособности работникам предприятий. Причем проверяющие разных предприятий по-разному интерпретировали нормы Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию в части включения в расчеты премиальных выплат, надбавок, компенсаций и иных доплат. Например, согласно приказу руководителя учреждения, издаваемому в начале года, работникам, помимо должностного оклада, выплачиваются постоянно: надбавка в фиксированной сумме или как процент от заработной платы (должностного оклада); премии к праздникам, по результатам работы за квартал, год; материальная помощь (1 раз в год), а также компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях (2 МРЗП в пределах норм + 1 МРЗП сверх установленных норм). На одном предприятии проверяющий для расчета пособия по больничному листу учел только должностной оклад, к которому прибавил только 1/12 часть премии, на втором – к окладу были прибавлены все выплаты сверх него, за исключением премий, которые были включены в расчет в размере 1/12. Как правильно рассчитывать пособие по временной нетрудоспособности работникам, имевшим вышеназванные доходы?

Севара Г.,

аудитор.

 

Взносы вычли? – Бери в расчет

 

Расчет пособий по болезни определен Положением о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию (рег. МЮ №1136 от 8.05.2002г., далее – Положение №1136). Им установлено, что пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из фактической заработной платы работника. В фактическом заработке, из которого исчисляется пособие, учитываются все виды зарплаты по месту работы, на которые начисляются страховые взносы. Размер среднемесячного заработка определяется путем прибавления к зарплате учитываемого месяца 1/12 части всех премий, полученных в течение 12 месяцев перед началом отпуска по временной нетрудоспособности, при условии уплаты с их сумм страховых взносов (пп.49–52 Положения №1136).

Для работников с повременной оплатой труда Положение №1136 дает отдельное пояснение расчета пособия по временной нетрудоспособности: оно рассчитывается исходя из месячного должностного оклада, дневной или часовой тарифной ставки с учетом постоянных доплат и надбавок, получаемых на день наступления нетрудоспособности, и премий, среднемесячное значение которых рассчитывается в вышеприведенном порядке, – в размере 1/12.

 

 

Несоответствие, однако

 

Следует отметить, что в отношении Положения №1136 в правоприменительной практике сегодня появилось достаточно вопросов. Некоторые из них обусловлены тем, что отдельные его пункты не соответствуют действующим в настоящее время правовым нормам или прямо противоречат им. Например, в пункте 1 Положения №1136 указано, что пособие по беременности и родам выплачивается за счет средств внебюджетного Пенсионного фонда. В то время как с 2010 года выплата данного пособия производится за счет средств работодателей. Этот порядок введен пунктом 24 постановления Президента от 22.12.2009 г. №ПП-1245. Его действие продлевается регулярно на протяжении всех последующих лет – на 2016 год это сделано на основании пункта 16 постановления Президента от 22.12.2015 г. №ПП-2455.

Содержание других пунктов также нуждается в уточнениях, соответствующих действующим нормам. Например, в пункте 2 Положения №1136 отмечено, что пособия выплачиваются гражданам, на которых распространяется социальное страхование. При этом платежи по социальному страхованию разделяются условно на 2 вида – единый социальный платеж (уплачивает работодатель, в 2002 году назывался «обязательные взносы на социальное страхование от фонда оплаты труда юридических лиц независимо от форм собственности») и обязательные страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд (уплачивает работник через работодателя – налогового агента). Неясно, какие платежи по социальному страхованию нужно учитывать при начислении пособия. Или оно может быть начислено только при одновременной уплате 2 видов платежей?

Кроме того, в пункте 51 Положения №1136 предлагается учитывать виды зарплаты и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы, установленные постановлением Кабинета Министров от 11.05.1994 г. №249 (Перечень таких видов зарплаты и других выплат утратил силу в соответствии с ПКМ от 11.03.2009г. №63). Но с 2008 года перечень таких видов выплат регулируется соответствующими статьями Налогового кодекса. Объектом обложения страховыми взносами являются доходы в виде оплаты труда, перечисленные в ­статьях 172–175 НК (ст. 306 НК). То есть в фактическом заработке для исчисления пособия по временной нетрудоспособности учитываются, помимо зарплаты, начисленной за фактически выполненную работу исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, также стимулирующие и компенсационные выплаты, выплаты за неотработанное время, иные надбавки и доплаты, производимые работодателем, которые не всегда являются зарплатой в подлинном ее понимании. По сути, это все доходы, которые могут получать физлица и которые должны облагаться соответствующими налогами.

По выплате пособия совместителям Положением о порядке работы по совместительству и совмещения профессий и должностей (утв. ПКМ от 18.10.2012г. №297) более четко прописан порядок расчета среднего заработка для совместителя. Он рассчитывается раздельно по основному месту работы и по совместительству. А согласно пункту 60 Положения №1136 пособие исчисляется из общей суммы зарплаты по всем мес­там работы, то есть редакция пункта соответствует периоду, когда выплаты пособия производились не за счет средств работодателя.

Кроме того, в Положении №1136 имеются неясности. В частности, абзац 2 пункта 62 устанавливает: если период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам наступил в период временной приостановки работы, то пособие за время приостановки выдается в размере минимальной заработной платы в соответствии со стать­ей 155 Трудового кодекса. Статья 155 ТК в свою очередь устанавливает, что месячная оплата труда работника, выполнившего полностью определенные на этот период нормы труда и трудовые обязанности, не может быть ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда (прил. №1 к ПКМ от 21.07.2009г. №206). Исходя из буквы Положения №1136 в случае наступления временной нетрудоспособности в период временной приостановки работы предприятия исчислять пособие в общеустановленном порядке не нужно, а следует выплатить сумму установленного минимального размера заработной платы за все дни нетрудоспособнос­ти (при тарифном коэффициенте 2,476 и МРЗП 130 240 сум. МРОТ составляет 322 474,24 сум.). Понятно, что так быть не должно и в таких случаях исчислять пособие следует исходя из МРОТ 322 474,24 сум. и дней нетрудоспособности.

 

 

Работа по понятиям

 

Следует также отметить, что действующее трудовое законодательство не раскрывает сути отдельных понятий, применяемых в Положении №1136. В связи с этим возникают различные толкования и, соответственно, различные подходы к их применению. Например, что подразумевает под видами заработной платы Положение №1136? В практике прошлых лет под ними понимались основная и дополнительная заработная плата. Первая выплачивалась за отработанный период или выполненный объем независимо от того, за какой период она начислялась – день, неделю, полмесяца или месяц. Выплата дополнительной зарплаты (второй ее вид) гарантировалась действовавшим тогда законодательством в определенных случаях: доплаты отдельным категориям работников, оплачиваемые отпуска и оплачиваемые перерывы в работе кормящим женщинам и льготные часы несовершеннолетним работникам, выходные пособия при увольнении и т.п. Сейчас все это включается в понятие совокупного дохода на основании статей 171–178 Налогового кодекса. При этом и содержание доходов, и их структуризация преследуют только фискальные цели. Этим объясняется сложность соотнесения отдельных видов доходов с зарплатой. Например, сверхнормативные компенсации по командировочным расходам, по использованию личного автомобиля, а также отдельные виды матпомощи, признаваемые в целях налогообложения даже стимулирующими выплатами. Признать эти выплаты зарплатой проблематично и с позиций сложившегося понимания заработной платы и методологии ее начисления.

Другая проблема при расчете пособия возникает с постоянными доплатами и надбавками. В правоприменительной практике прошлых лет к ним относили те, размер которых не изменялся в течение календарного года (например, работнику приказом установлена персональная надбавка за профессионализм в 250 тыс. сум.). Такая позиция озвучивалась на публичных семинарах работниками уполномоченных органов. Однако в последние годы толкование постоянных доплат и надбавок изменилось.

В частности, госорганизациям предлагается относить к ним выплаты, которые предусмотрены законодательством, не зависят от результатов труда и не могут быть изменены или отменены решением руководителя организации (учреждения). Доплаты и надбавки госслужащим выплачиваются в целях стимулирования их труда. В связи с этим бюджетным организациям предоставлено право создавать специальный фонд материального стимулирования работников (специальный фонд) (Положение, рег. МЮ №177 от 20.09.1995г.). При этом создание спецфонда не отменило действие ранее образованных фондов. Госслужащие получают также надбавки на основании постановлений КМ «Об установлении двадцатипроцентной надбавки к должностным окладам» (от 3.07.1997г. №339) и «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций» (от 3.09.1999г. №414). Отдельным бюджетным организациям утверждены свои (ведомственные) положения о фонде стимулирования (например, Положение о специальном фонде Государственного комитета Респуб­лики Узбекистан по статистике, утв. ПКМ от 8.01.2003г. №8). Но все эти документы также не раскрывают, какие надбавки и доплаты являются постоянными, а какие нет.

 

 

Причин для разногласий – пруд

 

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что оснований для неоднозначного толкования и некорректного применения на практике разъяснений Положения №1136 более чем достаточно. Это подтверждают и ваши вопросы, вызванные замечаниями проверяющих по расчету больничных. Если руководствоваться строго Положением №1136, то ни один из них не был прав.

На практике применяли и применяют более понятный и справедливый порядок расчета пособий (на семинарах специалисты уполномоченных органов приводят именно такой), при котором пособие исчисляется исходя из зарплаты, установленной по тарификации, или должностного оклада на день расчета с увеличением на 1/12 суммы, превышающей в расчетном периоде установленную зарплату по тарификации или должностной оклад. То есть все премии, доплаты, надбавки и другие выплаты учитываются в надтарифной части (не только премии).

При этом в расчете пособия учитываются в целом все выплаты (доходы), с которых удерживаются обязательные страховые взносы граждан в Пенсионный фонд.

 

Камила КАРИМОВА,

наш эксперт.

Прочитано: 2194 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика