В одной из Чиланзарских многоэтажек произошла трагедия. Пожилую женщину защемила кабина лифта. Спасти ее не удалось. Пока идет следствие, делать свои выводы и искать причины не будем. Но это ЧП высветило крупным планом проблемы, связанные с техническим обслуживанием подъемников, а также соблюдением самими жителями правил пользования лифтами.
Экономия себе во вред
Прежде всего необходимо помнить, что лифты являются общим имуществом собственников жилых помещений, которое они обязаны содержать за собственный счет. Исправность подъемника и его техническое состояние зависит от платежной дисциплины самих членов товарищества. Как правило, в ТЧСЖ, где лифты стоят месяцами «убитыми», их должным образом не обслуживают. Потому что жители не платят обязательных взносов на содержание общего имущества. И тогда на лифтах начинают «экономить». Руководители товариществ не спешат заключать договоры со специализированными организациями. От случая к случаю по дешевке нанимают на выполнение разовых работ людей с улицы, которые не имеют права этим заниматься.
А ведь лифт – это сложный механизм, объект повышенной опасности. Обслуживать их могут на основе договоров с ТЧСЖ лишь юридические лица, имеющие разрешение ГИ «Саноатгеоконтехназорат» на осуществление этого вида деятельности.
Физическим лицам запрещено заниматься обслуживанием и ремонтом лифтов. Некоторые из них могут говорить, что прошли обучение, имеют спецдопуск. Но и то, и другое может осуществлять только юридическое лицо, и только на договорной основе. Ведь когда нет договора, нет и ответственности сторон. Значит, не с кого спросить, когда лифты встанут, потребуется ремонт, произойдет ЧП. И тогда экономия может обернуться тяжелыми последствиями для жителей высоток. Случайные люди, допущенные товариществом к обслуживанию лифтов, – это потенциальная угроза безопасности граждан. В договоре же с профессиональной организацией устанавливается перечень работ по ремонту, восстановлению подъемника. Он предполагает наличие диспетчера, механика, принятие оперативных мер при аварийной ситуации. У специалистов имеются комплектующие, запчасти. В случае поломок они могут быстро устранить неисправность. Механики регулярно проводят профилактические осмотры, фиксируют все замечания в журнале.
Проведенный в Чиланзарском районе мониторинг лифтов выявил около 300 бесхозных подъемников. При острой необходимости для их запуска привлекали физических лиц. Сейчас заключены договоры, обслуживанием занимаются профессиональные компании. В столице сегодня работают около 40 таких специализированных организаций. Контроль за техническим состоянием подъемников осуществляет ГИ «Саноатгеоконтехназорат».
Кто ответит за ЧП
Профессиональная управляющая компания «Береза Коммунал Сервис» специализируется на обслуживании подъемников много лет, имеет в этом деле опыт и репутацию. Проблемы этой сферы знает изнутри. Ее директор Валентина Азимова рассказывает:
– Принимаем на обслуживание лифты «убитые», в ужасном состоянии, нет ни одного нормального. – При составлении актов выявляем массу неисправностей. Порой поражаемся, как некоторые из них еще функционировали и какой угрозе подвергались при этом жители. Нередко в кабине вообще нет кнопок, двери не закрываются, в машинном отделении сплошные перемычки проводов, детали все искорежены, не работает ловитель (устройство для удержания кабины при обрыве подъемного каната), сгоревший мотор и так далее.
Конечно, многие ТЧСЖ находятся в сложном финансовом положении из-за неплатежей жителей. Но руководство товарищества обязано грамотно разъяснять им, что на обслуживании лифтов нельзя экономить. Если случится ЧП, отвечать за него прежде всего будет ТЧСЖ, которое не обеспечило должного содержания общего имущества членов товарищества.
Цены на обслуживание одного подъемника у нас дифференцированны. В зависимости от этажности дома цена составляет от 60 до 160 тыс. сум. Есть даже пятиэтажка, для которой установлен тариф в 40 тыс. сум. Сколько это составляет в структуре обязательного взноса? Например, в девятиэтажке, где установлен обязательный взнос 400 сум. за 1 кв.м, плата за обслуживание лифта будет равна примерно 13%. В зависимости от технического состояния подъемника эта цифра может быть выше-ниже.
Несмотря на то что мы – коммерческая структура, иногда по-человечески идем навстречу людям, входим в их положение. Понимаем, что такое отключенные лифты для пожилых, больных, родителей с малыми детьми. Были случаи, когда в дома с неработающими лифтами отказывалась подниматься бригада «скорой помощи». Поэтому мы делали скидку товариществам с тяжелым финансовым положением, выплачивающим кредиты. Или обслуживали дома с просроченной платой за лифты, зная, что они расплатятся.
Недавно звонят нам из одной махалли, просят взять на обслуживание 57 явно бесхозных лифтов – у товариществ нет ни одного договора со специализированными компаниями. Да еще просят снизить цену. А ведь в ремонт и восстановление подъемников, которые много лет находились без обслуживания и профилактики, вкладывать надо больше. Мы не можем работать себе в убыток из-за безответственности руководства и членов ТЧСЖ.
Остро стоит проблема с запчастями и комплектующими для лифтов. Большая часть их самаркандского и российского производства. Какие-то комплектующие везут из России, что-то можно найти на рынке, что-то изготавливают местные умельцы.
Собери коляску и войди в лифт
Конечно, в обслуживании лифтов существуют проблемы, не зависящие от жителей. В столице значительная доля подъемников установлена более четверти века назад. Они изношены, требуют капремонта и замены, а товарищества не в состоянии этого сделать. Постановлением Кабинета Министров от 10.08.2015 г. №235 утверждена Программа по замене лифтов в многоквартирных домах города Ташкента на 2016–2021 годы. Она предусматривает заменить в многоквартирных домах столицы 1 000 подъемников. Эта огромная помощь жителям оказывается за счет госбюджета. А собственники жилья обязаны сохранять и бережно относиться к подъемникам.
Другая сторона обеспечения безопасности и сохранности подъемников – соблюдение жителями правил пользования пассажирскими лифтами. Родители не придают значения тому, что дети в них катаются, силой открывают закрытую дверь, во время движения подъемника нажимают на все кнопки и пытаются его открыть, прыгают в кабине и так далее. Эти «забавы» выводят лифты из строя, создают прямую угрозу безопасности, аварийной ситуации. Надо знать, что дошкольникам вообще запрещено самостоятельно пользоваться лифтами. Взрослые должны объяснять ребятам, что подъемники надо беречь и подобные шалости ни к чему хорошему не приведут. Оплачивать ремонт лифта, когда он выйдет из строя, будут жители.
Сколько лет приходится вразумлять мамочек, что правилами запрещено ввозить в кабину коляску с ребенком. Коляска должна быть в собранном виде, ребенок на руках. Родители не делают этого. А ведь дверью лифта можно зажать коляску, в которой находится малыш. При проектировании девятиэтажек в них были предусмотрены колясочные помещения. Но при приватизации нежилые помещения были распроданы.
Угрожает техническому состоянию лифтов и перевозка в кабине стройматериалов и мусора. Но в старом жилом фонде практически нет грузовых лифтов. Поэтому аварийные ситуации часто создаются при ремонте квартир. Был случай, когда в пассажирский лифт загрузили 20 мешков песка в сопровождении трех рабочих. Неудивительно, что от перегруза сгорел мотор подъемника. Хозяйка ремонтируемой квартиры говорит: «Я тут ни при чем, ищите рабочих, пусть они и платят». А где их найдешь? Пока спорили, кому платить, лифт не работал, жители терпели неудобства. Спасибо другой соседке, которая оказала спонсорскую помощь, заплатив за восстановление мотора. И такое происходит очень часто.
Чтобы жители были уверены в безопасности лифтов, товарищества и управляющие компании должны тщательно подходить к выбору организации по обслуживанию подъемников. Прежде чем заключить договор, надо уточнить, выполняет ли она профилактические ремонты, насколько надежен контроль за работой лифтов.
Как не допустить аварий
1. Обслуживать лифт на основании договора должна управляющая или специализированная организация, имеющая лицензию на этот вид деятельности.
2. В кабине обязательно должны быть правила пользования пассажирскими лифтами и номера телефонов, по которым следует звонить в случае неисправности подъемника.
3. Необходимо срочно сообщить товариществу или обслуживающей подъемник организации об обнаружении следующих неисправностях:
лифт часто застревает;
при движении слышны посторонние звуки и скрежет, часто мигает свет;
кабина движется резкими рывками или вибрирует;
кнопки западают и не срабатывают после первого нажатия;
лифт останавливается неточно, заметно выше или ниже порога нужного этажа (допустимое отклонение от нормы – 35 мм).
4. При поездке нельзя расшатывать и перегружать кабину лифта.
5. Запрещается перевозить воспламеняющиеся и горючие жидкости, строительный мусор, курить в кабине.
6. Перед тем как войти в лифт, следует убедиться, что перед вами находится действительно кабина, а не открытая шахта. Пол кабины должен располагаться на одном уровне с полом посадочного этажа. Если есть хотя бы незначительный зазор (более 2–3 см) между ними, воспользуйтесь лестницей и сообщите о неисправности диспетчеру.
7. Нажимать кнопку нужного этажа можно, только убедившись, что все пассажиры успели совершить посадку.
8. Если лифт стоит с открытыми дверьми или в кабине отсутствует освещение, лучше подняться по лестнице.
9. Нельзя пользоваться подъемным механизмом, если вы заметили торчащие из панели вызова провода или другое нарушение целостности одной из частей лифта. Нельзя пользоваться лифтом при какой-либо другой неисправности. Заметив неполадки, обязательно сообщите об этом диспетчеру.
Будьте внимательны при поездке с детьми и животными
1. Ребенок дошкольного возраста может пользоваться лифтом лишь в сопровождении взрослых.
2. Взрослый должен войти в кабину лифта первым, затем ребенок. Первыми из нее выходят дети.
3. Если у вас ребенок в коляске, то ребенка надо взять на руки, войти в лифт, затем внести коляску в собранном виде. Выходить – в обратном порядке. Вначале – коляска, затем – мать и дитя.
4. Если вы спускаетесь (поднимаетесь) с домашними животными, убедитесь, что ваш питомец полностью вошел в кабину и его хвост не высовывается за двери лифта.
Как попасть в программу замены и капремонта лифтов
Заказчиком работ по замене и обновлению лифтов в рамках Программы является Ташкентское городское территориальное коммунально-эксплуатационное объединение (ТГТКЭО). Оно проводит инвентаризацию многоквартирных домов, при которой выявляются наиболее изношенные подъемники, требующие замены и капремонта, составляются дефектные акты, утверждаются адресные программы и списки. Товарищество может направить в ТГТКЭО заявление с обоснованием необходимости замены или капитального ремонта лифта. Оно будет поставлено на учет и рассмотрено комиссией.
Что делать в экстремальной ситуации
1. Если вы застряли в лифте, то прежде всего не паникуйте, а сразу же вызывайте диспетчера.
2. Если кнопка вызова диспетчера не работает, следует воспользоваться мобильным телефоном, сообщить о ситуации по телефону, указанному в правилах пользования лифтом, родным или людям, к которым вы направлялись в гости.
3. Если этого не получается сделать, постарайтесь привлечь внимание проходящих мимо людей голосом или стуком по корпусу кабины.
4. Если кабина остановилась между этажами, нельзя открывать двери лифта и шахты, самостоятельно выбираться из него.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк.