Norma.uz

Впиши свою строку в Закон

 

Эксперты Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана (НАБА Уз), изучив мнения представителей аудиторских организаций, подготовили предложения по совершенствованию Закона «Об аудиторской деятельности» (от 9.12.1992г. №734-XII, в ред. Закона от 26.05.2000г. №78-II), которые будут представлены Комитету по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Публикуя их в газете «Налоговые и таможенные вести», мы ждем заинтересованного прочтения предложений специалистами по аудиту, финансовому контролю, ученых и преподавателей по специальности «Аудит». И, конечно же, нам хотелось бы знать ваше мнение о том, как сделать нашу профессиональную сферу совершеннее.

Вы можете поделиться им на сайте norma.uz и по электронным адресам: minovar@naaa.uz, naaa.uz@mail.ru.

Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,

председатель Совета НАБА Уз.

 

Предложения

Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана,

направленные на совершенствование Закона «Об аудиторской деятельности»

 

Статья 3-1. Квалификационный сертификат аудитора

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Квалификационный сертификат аудитора – документ, подтверждающий квалификацию аудитора и предоставляющий право оказывать аудиторские услуги от имени аудиторской организации

 

Квалификационный сертификат аудитора выдается на неограниченный срок и имеет юридическую силу на всей территории Республики Узбекистан

 

Обоснование изменения

 

Предлагается уполномоченному госоргану осуществить поэтапный переход с выдачи квалификационного сертификата аудитора сроком на 5 лет на его выдачу на неограниченный срок исходя из практики большинства стран ближнего и дальнего зарубежья, осуществляющих сертификацию аудиторов, а также учитывая опыт сертификации налоговых консультантов в порядке, предусмотренном Законом «О налоговом консультировании» (от 21.09.2006г. №ЗРУ-55)

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Порядок выдачи, переоформления, аннулирования квалификационного сертификата аудитора, продления и прекращения его действия определяется специально уполномоченным государственным органом

 

Порядок выдачи, переоформления, аннулирования квалификационного сертификата аудитора и прекращения его действия определяется специально уполномоченным государственным органом

 

Обоснование изменения

 

В связи с организацией поэтапной выдачи квалификационного сертификата аудитора  с неограниченным сроком предлагается убрать слово «продления»

 

Статья 6. Права аудиторской организации

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Аудиторская организация имеет право:

 

привлекать в установленном порядке к участию в проведении аудиторской проверки  аудиторов и иных специалистов;

Аудиторская организация имеет право:

 

привлекать в установленном порядке к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов, другие аудиторские организации и иных специалистов;

Обоснование изменения

 

Аудиторская организация, которая несет ответственность за составление аудиторского заключения по финансовой отчетности хозсубъекта (основная аудиторская организация), может не иметь достаточного количества аудиторов или иных специалистов для проведения аудита крупного хозсубъекта, консолидированной финансовой отчетности крупных холдинговых компаний или дочернего общества хозсубъекта, находящегося за рубежом. Соответственно, возникает необходимость в привлечении другой аудиторской организации для выполнения определенных аудиторских процедур.

Аудиторская организация, которая проверяет финансовую информацию дочернего предприятия или структурного подразделения, включенную в консолидированную или отдельную финансовую отчетность хозсубъекта, проверяемую основной аудиторской организацией, несет ответственность за составление отчета относительно этой информации (далее – другая аудиторская организация).

Международный стандарт аудита 600 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности группы (включая работу других аудиторов)» предусматривает использование работы другой аудиторской организации

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Дополняется

 

знакомиться с разрешения хозяйствующего субъекта  с рабочей документацией предшествующего аудитора

 

Обоснование дополнения

 

Аудиторское заключение по финансовой отчетности текущего периода касается и финансовых показателей хозсубъекта на начало года. Новая аудиторская организация должна удостовериться в достоверности начальных финансовых показателей хозсубъекта, так как она выражает аудиторское мнение и по начальным показателям, аудированных предшествующей аудиторской организацией.

Международный стандарт аудита 510 «Первичные соглашения – начальное сальдо» предписывает знакомиться с рабочей документацией предшествующего аудитора для  получения такого доказательства

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

оказывать хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, за исключением постановки, восстановления, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

 

оказывать хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, за исключением предусмотренных абзацами вторым, третьим, четвертым и восьмым части первой статьи 17 настоящего Закона;

 

Статья 16. Ограничения при проведении аудиторской проверки

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Проведение аудиторской проверки запрещается:

 

в) оказывавшим данному хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, предусмотренные абзацами вторым, третьим и восьмым части первой статьи 17 настоящего Закона;

Проведение аудиторской проверки запрещается:

 

в) оказывавшим данному хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, предусмотренные абзацами вторым, третьим, четвертым и восьмым части первой статьи 17 настоящего Закона;

Обоснование изменений

 

Для более корректного изложения ссылок на ограничение прав аудиторских организаций

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Аудиторская организация не вправе проводить аудиторскую проверку одного и того же хозяйствующего субъекта более трех лет подряд

 

Аудиторская организация не вправе проводить аудиторскую проверку и(или) участвовать в аудиторской проверке одного и того же хозяйствующего субъекта более пяти лет подряд

 

Обоснование изменения

 

На наш взгляд, разработка национальной финансовой отчетности в соответствии с международными требованиями бухгалтерского учета, по сути, является ее составлением по международным стандартам финансовой отчетности. При наличии ограничения на аудиторские проверки к составлению финансовой отчетности аналогичный подход должен применяться и для вышеуказанной трансформации.

Ограничение на проведение аудиторской проверки должно применяться как к «основной аудиторской организации», так и к «другой аудиторской организации», которая проверяет финансовую информацию дочернего предприятия или структурного подразделения, включенную в финансовую отчетность хозсубъекта, проверяемую основной аудиторской организацией, и несет ответственность за составление отчета относительно этой информации.

Трехлетнее ограничение для проведения аудита одного и того же хозсубъекта не позволяет эффективно организовать аудиторскую проверку консолидированной финансовой отчетности отечественных крупных холдинговых акционерных компаний в соответствии с международными стандартами аудита (МСА). По мнению аудиторских организаций,  входящих в международную сеть,  для изучения объектов аудита, организации учета и имеющихся проблем, а также систематизации процесса аудита такого масштаба требуется минимум 2–3 года.

Изучение международной практики выявило установление 7-летнего ограничения и показало, что очень ограниченное количество стран (к примеру, Аргентина)  применяет 3-летнее ограничение

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Дополняется

 

Аудиторская проверка, осуществляемая на основе международных стандартов аудита, предусматривает соблюдение ограничений, установленных международными стандартами аудита дополнительно к ограничениям, предусмотренным в настоящей статье

 

Обоснование дополнения

 

В связи с тем что не все ограничения при аудиторской проверке по МСА приведены в настоящем Законе, необходимо установить требования для соблюдения дополнительных ограничений, предусмотренных МСА, путем ссылки на соответствующие МСА

 

Статья 17. Профессиональные услуги аудиторских организаций

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Аудиторские организации могут оказывать следующие профессиональные услуги:

 

перевод национальной финансовой отчетности на международные стандарты бухгалтерского учета;

 

 

осуществление функций ревизионной комиссии (ревизора) хозяйствующего субъекта.

Аудиторские организации могут оказывать и иные профессиональные услуги, предусмотренные национальными стандартами аудиторской деятельности

Аудиторские организации могут оказывать следующие профессиональные услуги:

 

перевод национальной финансовой отчетности на международные стандарты финансовой отчетности;

 

осуществление функций ревизионной комиссии (ревизора) или внутреннего аудита хозяйствующего субъекта.

Аудиторские организации могут оказывать и иные профессиональные услуги, предусмотренные национальными стандартами аудиторской деятельности и международными стандартами по аудиторским услугам

Обоснование изменений

 

Для приведения в соответствие с международной практикой обозначения международных стандартов финансовой отчетности.

 

 Функции внутреннего аудита может выполнять не только физлицо, имеющее квалификационный сертификат внутреннего аудитора, но и аудиторская организация путем установления квалификационных требований к специалистам, осуществляющим эти функции.

Профессиональные услуги могут выполняться на основе международных стандартов по аудиторским услугам (ISEA)

 

Статья 18. Аудиторский отчет

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Аудиторский отчет должен быть подписан постранично аудитором (аудиторами), осуществлявшим аудиторскую проверку, и руководителем аудиторской организации

 

После проведения аудиторской проверки по национальным стандартам аудиторской деятельности аудиторский отчет должен быть подписан постранично аудитором (аудиторами), осуществлявшим аудиторскую проверку, и руководителем аудиторской организации

 

Обоснование изменения

 

В связи с тем что при проведении аудита по МСА не представляется аудиторский отчет в том понимании, которое вкладывается в понятие «аудиторский отчет» при проведении аудита по НСАД, необходимо указать, что только при проведении аудита по НСАД составляется такой отчет.

Справочно: при проведении аудита по МСА аудиторская организация представляет проверямому хозсубъекту так называемое письмо руководству согласно МСА 260 «Информационное взаимодействие с представителями собственника» и МСА 265 «Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля до представителей собственника и руководства организации»

 

Статья 19. Аудиторское заключение

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Аудиторское заключение составляется на основании аудиторского отчета.

Аудиторское заключение должно быть подписано аудитором (аудиторами), руководителем аудиторской организации и заверено печатью аудиторской организации (при наличии печати)

После проведения аудиторской проверки по национальным стандартам аудиторской деятельности аудиторское заключение составляется на основании аудиторского отчета. Аудиторское заключение должно быть подписано аудитором (аудиторами), руководителем аудиторской организации и заверено печатью аудиторской организации (при наличии печати)

 

Обоснование изменения

 

В связи с тем что МСА устанавливают детальные требования к оформлению, форме и содержанию аудиторского отчета-заключения и к получению согласия аудитора(ов) и старшего по аудиту по формату и содержанию аудиторского отчета-заключения, нет необходимости устанавливать дополнительные технические требования к оформлению аудиторского отчета-заключения по МСА

 

 

 

 

 

Прочитано: 1380 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика