Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 39 / Пенсионное дело

Вредности доказательства вредности

 

В наше акционерное общество постоянно обращаются за справками достигшие пенсионного возраста бывшие работники, в свое время отработавшие на рабочих местах, дающих право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров от 12.05.1994 г. N 250. Однако АО зачастую такую справку выдать не может. Дело в том, что в пункте 5 Инструкции о порядке применения списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных основаниях, указано, что работники, профессии и должности которых предусмотрены в части 1 Списка N 2 и в части 1 Списка N 3, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанным в этих списках. Данное соответствие должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест в организациях в порядке, установленном законодательством. Но в архиве акционерного общества не хранятся документы, подтверждающие результаты аттестации рабочих мест до 1996 года. Дело в том, что эти требования появились только в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации Республики Узбекистан, с указанием сроков хранения, разработанном Агентством «Узархив» при Кабинете Министров и утвержденном 19.09.2005 г. (стр. 82 §4 раздела «Охрана труда»). В то же время имеется достаточно подтверждений рабочих профессий работников, на которых они трудились в подразделениях акционерного общества до 1996 года (трудовая книжка, ведомость начисления зарплаты, приказы о приеме, переводах, увольнениях и др. с указанием рабочих профессий и должностей).

Просим разъяснить, что является основанием для подтверждения стажа, дающего право на пенсию на льготных условиях до 2005 года, так как представители Пенсионного фонда г.Ташкента при проверке достоверности выдачи архивных справок требуют, помимо прочих, и результаты аттестации рабочих мест.

 

Р.Умаров,

сотрудник АО.

 

 

БЫЛО ТАКОЕ ТРЕБОВАНИЕ

 

За разъяснением по этому вопросу мы обратились к начальнику отдела анализа и мониторинга назначения пенсий и пособий управления внебюджетного Пенсионного фонда г.Ташкента Абдурашиду ИСМАИЛОВУ. Вот что он ответил:

 

– В соответствии со статьей 9 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» (от 3.09.1993 г. N 938-XII, далее – Закон N 938-XII) право на пенсию на льготных условиях имеют отдельные категории граждан согласно спискам, утверждаемым Кабинетом Министров1. Постановлением N 250 установлено, что применение час­ти 1 списков NN 2 и 3 производится с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты населения и Министерством здравоохранения.

Согласно Методике оценки условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда2 (далее – Методика N 247) аттестация включает в себя:

обоснование отнесения рабочего места к классу и степени вредности и опасности труда;

обоснование отнесения производства, учреждения, работ, профессии, должностей и показателей к спискам NN 1, 2, 3, дающим право на льготное пенсионное обес­печение.

Для определения права на льготное пенсионное обеспечение необходимо представить следующие документы:

приказ о создании на предприятии (ведомстве) аттес­тационной комиссии;

карту оценки условий труда по степени вредности и опасности производственной среды рабочих мест цеха;

сводную ведомость рабочих и результатов их аттестации по условиям труда на предприятии;

пояснительную записку об условиях труда конкретной профессии;

протокол заседания аттестационной комиссии.

В законодательстве бывшего СССР понятие «аттестация рабочих мест» применено в статье 102 Кодекса законов о труде СССР (КЗоТ, 1971 г.), согласно которой нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3.10.1986 г. N 387/22-78 утверждено Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда.

Аттестация рабочих мест была предусмотрена и в Законе «О пенсионном обеспечении граждан СССР» (от 15.05.1990 г.), согласно статье 14 которого пенсии по возрасту на льготных условиях назначались по результатам аттестации рабочих мест.

 

 

АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ НЕТ И ДЕСЯТИ ЛЕТ

 

Свою точку зрения по данному вопросу изложил Махкам ВОХИДОВ, эксперт «Norma Profi», кандидат юридических наук.

 

– Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо уяснить, с какого периода в пенсионном законодательстве – как в национальном, так и в действовавшем до него союзном – появились понятие «аттестация рабочих мест» и требование о ее проведении и хранении полученных результатов.

Для начала исследуем законодательство бывшего Союза.

В пенсионном законодательстве СССР этот термин использовался всего лишь единожды. 15.05.1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Согласно его статье 14 пенсии по возрасту на льготных условиях назначались на основании соответствующих списков производств, цехов, профессий и должностей и по результатам аттестации рабочих мест. Там же указывалось, что порядок проведения аттестаций должен быть утвержден Советом Министров СССР.

Пунктом 4 Постановления Совета Министров СССР «О государственной экспертизе условий труда» (от 13.08.1990 г. N 812) ряду органов исполнительной власти было поручено совместно с Всесоюзным центральным советом профсоюзов в 3-месячный срок представить предложения о порядке проведения экспертизы организации и условий труда. Однако разработка документа не была доведена до конца. Из этого следует, что предоставление льготных пенсий по возрасту продолжало регулироваться Законом СССР «О государственных пенсиях» (от 14.07.1956 г.), к которому мы вернемся позже.

А пока обратимся к истории зарождения этого требования в национальном законодательстве. Так, Постановлением N 250 впервые устанавливалось, что соответствие условий труда работников, предусматривающих право на льготную пенсию по возрасту (часть 1 списков NN 2, 3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготную пенсию), определяется с учетом аттестации рабочих мест. Эта норма отсылочного характера указывает, что аттестация проводится в порядке, установленном министерствами труда и здравоохранения. На тот момент она еще не влечет обязательности ее соблюдения. Последняя возникла лишь спустя 2 года, когда была утверждена Методика N 247. Только с этого момента проведение аттестации и хранение ее материалов в течение 50 лет становится обязательным для работодателя (пункт 1.9 Методики N 247).

Постановлением парламента от 3.09.1993 г. N 939-ХII сохранен порядок льготного обеспечения по возрасту за лицами, работавшими до введения в действие Закона N 938-XII на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (пункт 4). Это значит, что так как собственных документов, регулирующих данную сферу, в ту пору у республики не имелось, то фактически признается юридическая сила действовавших на тот момент правовых актов бывшего Союза. В частности, Закона «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., в статье 9 которого предусматривалось назначение льготных пенсий без каких-либо требований об аттестации рабочих мест только лишь на основании списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых давала право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждаемых Советом Министров СССР. Эти списки были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. и периодически дополнялись и корректировались.

Таким образом, требование отдельных специалистов Пенсионного фонда о представлении материалов об аттестации за период до 1996 года является, на наш взгляд, необоснованным.

Отметим также, что, согласно пункту 3 Постановления N 250, Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство финансов уполномочены давать разъяснения о порядке применения списков при назначении рассматриваемых льготных пенсий.

В случаях же возникновения конфликтных ситуаций, связанных с решениями уполномоченных органов о непринятии стажа работы, согласно законодательству, предусмотрен только судебный порядок их урегулирования (пункт 82 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением КМ от 8.09.2011 г. N 252).

 

 

От редакции. Как видно из комментариев представителя Пенсионного фонда и нашего эксперта, ответ на вопрос о представлении подтверждающих документов по аттестации рабочих мест имеет немалый список регламентирующих его законодательных актов. Но, к сожалению, в них не прописаны нюансы сохранения их в архивах. А именно этот момент стал у многих камнем преткновения при оформлении пенсий на льготных условиях. Зачастую претендент не может представить все требуемые документы, потому что часть их, датируемая временем до 1993 года, не сохранилась. Следовательно, и годы, проработанные, например, в горнодобывающей промышленности, в стаж для льготной пенсии не входят, несмотря на записи в трудовой книжке.

Да, можно попытаться решить проблему в судебном порядке. И многие будущие пенсионеры так и делают. Но, может быть, и законодателям стоит подумать, как исправить ситуацию, чтобы людям не было мучительно больно за тяжело проработанные годы.

 

 


1См. Постановление Кабинета Министров «Об утверждении списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях» (от 12.05.1994 г. N 250, далее – Постановление N 250).

2Утверждена Минтруда и Минздравом, зарегистрирована МЮ 28.05.1996 г. N 247.

Прочитано: 6382 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2017-12-04 12:46:45, Гость_флюр сафин:
в КЗоТ СССР от 1971 г.в статье 102 нет понятия об аттестации рабочих мест

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика