Потребители часто не в курсе, по какой причине происходит отключение горячей воды или отопления и должны ли работники теплоснабжающей организации предупреждать их об этом. Как регулируются эти ситуации Правилами оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах (приложение N 1 к Постановлению КМ от 15.07.2014 г. N 194, далее – Правила)?
Документ четко определяет сроки информирования потребителя обо всех перерывах в поставке теплоэнергии. Другой вопрос, как работает это реально. Пункт 71 Правил предусматривает случаи, когда поставщик имеет право полностью или частично прекратить поставку тепловой энергии. Это:
• неоплата полученной услуги теплоснабжения в предусмотренные договором теплоснабжения сроки;
• самостоятельное подключение потребителя к системе теплоснабжения;
• беспричинный недопуск представителей поставщика к общедомовым или индивидуальным приборам учета для осмотра или снятия показаний.
При этом теплоснабжающая организация должна письменно предупредить потребителя об отключении не менее чем за 2 суток.
Поставщик также имеет право отключать теплоснабжение в многоквартирном доме при проведении планово-предупредительных ремонтов или подключении новых потребителей. При этом он должен предупредить потребителей за 7 дней для согласования перерыва в поставке тепловой энергии. Если в 5-дневный срок после получения предупреждения исполнитель (потребитель) не согласует время перерыва в поставке, поставщик вправе установить это время самостоятельно (пункт 72 Правил).
Для принятия неотложных мер по предупреждению или ликвидации аварии теплоснабжающая организация имеет право прекратить поставку теплоэнергии с немедленным уведомлением о причинах отключения (пункт 73 Правил).
Возникает вопрос, каким образом поставщик должен информировать об этом потребителей? Чаще всего через ТЧСЖ, которое к ним ближе всех. Кроме того, в Правила включено понятие «каналы связи» между поставщиком и исполнителем (потребителем) в многоквартирных домах. Эти каналы организует и поддерживает поставщик. Речь идет об информировании потребителей по телефону, электронной почте, через сайты (специализированные для ЖКХ, поставщика, органов государственной власти на местах), а также другие удобные и доступные формы связи (пункт 2 Правил).
Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.