Какие бы определения понятия «торговля» ни давали «умные книжки», по сути, это всегда обмен одних товаров на деньги или на другие товары с целью получения выгоды. Сегодня эта самостоятельная отрасль экономики обеспечивает движение товаров от производителя к потребителю. Она включает целый ряд таких сопутствующих процессов, как обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже и т.п. Торговля, с одной стороны, важнейший экономический и социальный фактор, с другой – существенный источник налоговых поступлений. А потому государственное внимание к этой сфере неизбежно и ощутимо.
Узбекистан, пройдя непростой путь от уважаемых купцов (савдогаров) через имевших особое положение в эпоху всеобщего дефицита тружеников советской торговли, презираемых всеми «спекулянтов» и «торгашей» до стихийных «челноков», пришел в наше время к более или менее цивилизованному рынку. Однако законодательство в этой области всё еще несовершенно. В нем непросто найти ответ, казалось бы, на простой вопрос – чем оптовая торговля отличается от розничной.
Cогласно Налоговому кодексу (НК) торговая деятельность – деятельность по продаже товаров, приобретенных с целью их перепродажи (статья 22 НК). |
Известно, что она делится на оптовую и розничную. Общепринятое определение им дает Википедия.
Оптовая торговля – это торговля между организациями, организациями и предпринимателями, предпринимателями и предпринимателями. То есть это торговля, когда товар продается не для конечного пользования, а для нужд бизнеса (для перепродажи или использования в производстве), то есть когда покупатель идентифицируется.
Розничная торговля – продажа товаров конечному потребителю. В отличие от опта, товар, купленный в системе розничной торговли, не рассчитан на дальнейшую перепродажу, а предназначен для непосредственного использования конечным потребителем.
Такова теория. На практике грань между оптом и розницей установить не так просто. И это вызывает определенные проблемы, в том числе в налогообложении этой деятельности. Во многих странах для этих форм торговли установлены разные налоги. В России, например, розничники платят единый налог на вмененный доход, а оптовики применяют общую или упрощенную систему налогообложения.
А что у нас в республике? В соответствии с Положением о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности1 (далее – Положение N 407):
оптовая торговля – реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд;
розничная торговля – осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающее реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления без права использования в коммерческих целях.
Как видим, в число критериев идентификации вида торговли добавляются наличная и безналичная формы расчетов и количество реализуемого товара. Сразу возникают вопросы. Небольшое количество – это какое количество? А оптовой торговле нельзя продавать в небольших количествах? Или почему розничной торговле нельзя реализовать товары за безналичный расчет?
Не удаляясь в дебри критического анализа, отметим, что в условиях развивающейся рыночной экономики использование понятия «розница» как объемно-количественной характеристики торговли неоправданно. Ведь количество предметов купли-продажи характеризует не столько торговую деятельность, сколько потребности покупателя и возможности продавца в их удовлетворении.
Возведение «забора» между двумя видами торговли создает большие трудности и бизнесу, и потребителям. Поэтому Положение N 407 разрешает розничной торговле продавать товары по безналичному расчету (не более 10% от месячного товарооборота, проданное соцсфере – не считается) и без ограничений – по корпоративным пластиковым карточкам.
Опять возникают вопросы: почему 10, а не 15%? А можно реализовывать соцсфере, например, все имеющиеся товары? Кто вправе контролировать эти проценты и зачем это нужно? Тем более что делать это всё труднее, так как всё большая часть товаров (таков положительный результат государственной политики!) и в рознице, и в опте оплачивается с помощью «пластика». А ведь расчеты, осуществляемые с использованием банковских пластиковых карточек, относятся к безналичным формам расчетов (Положение о безналичных расчетах в Республике Узбекистан2). То есть вид расчетов – наличный или безналичный – как критерий разделения оптовой и розничной торговли уже не работает. Фактически розничная торговля сегодня получила возможность реализовывать товар по безналичному расчету без ограничений. И это очень хорошо, так как служит укреплению сума, сближает ценность наличных и безналичных денег.
Аналогичный процесс размывания различий идет и в оптовой торговле. С одной стороны, оптовая реализация товаров может производиться только на основании заключенных договоров и в безналичной форме взаиморасчетов (пункт 10 Положения N 407). С другой стороны, оптовикам разрешено осуществлять мелкооптовую и розничную торговлю за наличный расчет через собственные фирменные магазины (пункт 4 Указа Президента от 30.06.2003 г. N УП-3270).
Итак, мы видим, что сегодня всё больше стирается грань между оптовой и розничной торговлей. В теории производители реализуют свою продукцию оптовым торговым предприятиям, те – розничным, а они уже – потребителям. Но, как мы убедились, в жизни оптовые предприятия занимаются розничной торговлей, розничные могут реализовывать товары по безналичному расчету – по пластиковым карточкам – в неограниченном количестве.
Все это свидетельствует о последовательной либерализации условий ведения предпринимательской деятельности. Однако, по нашему мнению, ее «тормозят» разные режимы налогообложения оптовой и розничной торговой деятельности.
Налоговым кодексом определено, что предприятия торговли (как оптовой, так и розничной) независимо от численности работников обязаны уплачивать единый налоговый платеж (ЕНП). И это, по нашему мнению, правильно. Однако здесь есть и свои сложности.
Для предприятий розничной торговли установлена ставка ЕНП от 1 до 4% в зависимости от места расположения налогоплательщика, для оптовой торговли – 5%. Наличие разных ставок для опта и розницы, а также их дифференциация для розницы в зависимости от места расположения сопряжены с проблемами. Во-первых, это усложняет налоговое администрирование. Во-вторых, возникают условия, «подталкивающие» ритейл к применению более низких ставок для снижения налоговой нагрузки.
Именно последнее обстоятельство стало причиной того, что для предприятий торговли, осуществляющих оптовую, а также оптово-розничную торговлю, с 1 января 2015 года установлена единая ставка ЕНП – 5%. Это правильный шаг. Ранее они вели раздельный учет и платили ЕНП по оптовой торговле по ставке 5%, по розничной – от 1 до 4%.
Почему это было сделано. В стоимость товаров, покупаемых потребителем в рознице, заложено не менее 8% ЕНП (5% от оптового товарооборота + 3% в среднем от розничного). Если же товар покупается у оптового предприятия, то ЕНП в нем составляет от 1 до 4%. Почувствуйте разницу! Оптовики ее увидели очень быстро, что, естественно, привело к резкому росту розничной торговли у оптовых торговых предприятий. Так, доля розничной торговли у некоторых из них достигает 30 и более процентов.
Торговые предприятия, занимающиеся одновременно оптовой и розничной торговлей, даже при наличии единой ставки ЕНП (5%) должны вести раздельный учет, так как это обусловлено необходимостью определения минимального размера ЕНП. В случае преобладания оптовой торговли над розницей он рассчитывается исходя из 3-кратного земельного налога. Если же розница превышает опт – из суммы фиксированного налога. Как это ни странно, но у одного торгового предприятия в течение года могут быть разные объекты минимального налога.
Итак, при фактическом стирании барьеров между оптовой и розничной торговлей сохраняются определенные отличия и сложности в их налогообложении. Поэтому видится целесообразным в целях дальнейшей либерализации условий для торговой деятельности реализовать следующие меры:
1) снять различия в определениях оптовой и розничной торговли, в первую очередь убрать из них налично-безналичные формы расчетов и количество реализуемого товара. В дальнейшем рассмотреть вопрос о поэтапной отмене лицензирования оптовой торговли;
2) ввести единую ставку ЕНП для всех предприятий торговли – оптовых, оптово-розничных, розничных независимо от их расположения, например, 3% от товарооборота с отменой всех льгот. Для исключения потерь бюджета необходимо более точно определить размер ставки на основе расчетов;
3) ввести единый минимальный размер ЕНП для всех предприятий торговли. Это может быть, по нашему мнению, фиксированный налог, привязанный к какому-либо объективному показателю;
4) ввести для всех предприятий торговли (ранее был только у оптовых) единый авансовый платеж в размере ставки ЕНП.
По мере успешного развития рыночных реформ в Узбекистане, выравнивания условий хозяйствования для различных видов деятельности вопрос о разделении торговли на розничную и оптовую станет неактуальным. Он будет представлять не большую практическую ценность, чем деление торговли, скажем, на круглосуточную и некруглосуточную, на торговлю подержанными и неподержанными товарами и т.д. Продавец будет сам решать, где, когда, кому и сколько продавать. Да и покупатель не останется в стороне от этого, помогая решению таких «проблем» своим кошельком. Конечно, даже при «полной» либерализации речь не будет идти об абсолютной свободе торговли, поскольку защита публичных интересов предполагает наличие определенных требований или ограничений. |
Феруз ХАЙРУЛЛАЕВ,
экономический обозреватель.
Наша справка
Действующие ставки ЕНП для предприятий торговли
(приложение N 10-2 к Постановлению Президента от 4.12.2014 г. N ПП-2270)
1
|
Предприятия розничной торговли (за исключением указанных в пункте 4), расположенные в:
|
|
городах с численностью населения 100 тысяч и более человек
|
4
|
|
других населенных пунктах
|
2
|
|
труднодоступных и горных районах
|
1
|
|
2
|
Предприятия торговли, осуществляющие оптовую, а также оптово-розничную торговлю (за исключением указанных в пункте 4)
|
5
|
3
|
Специализированные территориальные базы «Шаробсавдо» по розничному и оптовому товарообороту
|
5
|
4
|
Оптовые и розничные аптечные организации, расположенные в:
|
|
городах с численностью населения 100 тысяч и более человек
|
3
|
|
других населенных пунктах
|
2
|
|
труднодоступных и горных районах
|
1
|
|
5
|
Для предприятий, указанных в пп. 1–4, по объему оказанных услуг, оплаченных с применением пластиковых карт
|
установленная ставка снижается
|
Практика государственного регулирования экономики в советское время привела к возникновению специальных торговых предприятий, в которых населению продавались товары, предназначенные исключительно для личного потребления. При этом их количество, которое мог приобрести гражданин (исходя и из своих финансовых возможностей, и из наличия товаров в магазинах, что чаще всего было обусловлено пресловутым «дефицитом»), как правило, ограничивалось единицами. Именно в советское время розничным торговым предприятием называлась организация, продающая товары населению, а понятие «розничная торговля» закрепилось за продажей исключительно предметов личного потребления.
Сравнительная таблица оптовой и розничной торговли
|
|||
|
|
Оптовая торговля
|
Розничная торговля
|
1
|
Международное определение
|
Торговля между организациями, когда товар продается не для конечного пользования, а для нужд бизнеса, т.е. когда покупатель идентифицируется
|
Продажа товара конечному потребителю
|
2
|
Определение
|
Реализация закупаемого товара
|
Осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающее реализацию товара поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления без права использования его в коммерческих целях
|
3
|
Лицензирование
|
Осуществляется хокимиятами
|
Не требуется
|
4
|
Размер уставного фонда
|
Не менее 3 500 МРЗП,
|
Не ограничен
|
5
|
Субъекты торговой деятельности
|
Юридические лица
|
Юридические и физические лица
|
6
|
Наличный
|
Безналичный расчет; наличный расчет через собственные фирменные магазины |
Наличный расчет; безналичный расчет в пределах 10% безналичный расчет сверх 10% |
7
|
Реализация
|
Возможна
|
Возможна
|
8
|
Объем реализации
|
Не ограничен
|
Поштучно или в небольших количествах
|
9
|
Налогообложение
|
Единый налоговый платеж (ЕНП)
|
Единый налоговый платеж (ЕНП)
|
9.1.
|
Объект обложения ЕНП
|
Товарооборот
|
Товарооборот
|
9.2.
|
Размер ставки
|
5%
|
от 1 до 4%
|
9.3.
|
Минимальный размер уплачиваемого налога
|
3-кратный земельный налог
|
Фиксированный налог для индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей
|
9.4.
|
Авансовые платежи
|
5%
|
Отсутствуют
|
Приведу пример из своей фирмы.Мы ООО микрофирма , имеем лицензию на оптовую тоговлю. Мы занимаемся реализацией минеральных удобрений (карбамид,сульфат амония и т.д.) закупаем минеральные удобрения через торгово-сырьевую биржу( кстати сказать,имея фирму , нам пришлось открыть другую фирму, так как биржа работает только с оптовой ОКОНХ, а если у Вас ОКОНХ розничная торговля, но имеется лицензия на право оптовой торговли не имеет значения - договор Вам не получить!).Хорошо, мы фирму открыли, начали свою деятельность , по всему району открыли филиалы, оснастили их ККМ и терминалами- фактически основная деятельность - розничная торговля , по перечислению - от 3 до7% в месяц.Теперь с 1 января вводится налог 5% на оптово-розничную торговлю, опять непонятно: мы имея лицензию становимся оптово-розничной или мы, все-таки, розничная торговля? У нас в месяц оптовая торговля составляет в среднем - 3- 7%. Если платить налог по 5%, то мы очень скоро обанкротимся, так как наши соседи , не имея ни лицензии , никаких документов , договорившись не знаем с кем, преспокойно реализуют за нал без ККМ по довольно низкой цене. Они покупают тикеты на бирже и попросту его перепродают в другие районы, фактически занимаясь обналом. Этим самым они бьют по нашей торговле : наш товар- 537 сум, а их товар 505 сум - разница заметна? Получается, если ты законно работаешь, то ты банкрот? Нам нужно закрываться ? Как доказать, что мы не оптовая фирма , а все-таки розничная, опять двоякое понятие , завтра с налоговиками придется опять спорить, доказывать, что нам нужно работать или каждый раз трястись: успели ли мы до 10го заплатить налоги, успели ли сдать отчеты во время, не штрафанут ли снова? Честно сказать, нам бухгалтерам, становится трудновато работать. Вроде все во время перечисляем, отчеты вовремя сдаем, но от налоговых органов постоянно приходят письма - о подаче на нас в суд , по каким-то двояким вопросам, и, самое обидное, что измотав нервы, мы доказываем свою правоту,но во сколько нам это обходится трата здоровья! При этом никто и никогда не извинится, а тем более налоговая - они всегда правы.Ну ошиблись, ну и что? Ты предприниматель умей доказывать! Вот и получается, что нам нужно не работать, а постоянно доказывать. Я права, бухгалтера?
А то, что Вы предлагаете:
Итак, при фактическом стирании барьеров между оптовой и розничной торговлей сохраняются определенные отличия и сложности в их налогообложении.
О каком стирании барьеров между оптовой и розничной торговлей Вы говорите, если еще имеются барьеры между наличными и безналичными расчетами, а также между наличными и денежными средствами на депозитных счетах предприятий, организаций.
ВЫ задумайтесь, к чему приведет Ваше предложение.
Предприятия торговли, осуществляющие оптово-розничную торговлю.
А есть ли такие. Во многих случаях предприятиями оптовой торговли за наличный расчет реализована крупная партия товара, к какой торговле в данном случае отнести - к розничной нет поштучно, мелкими партиями, к оптовой тоже нет, только перечислением. А не следовало проще, разрешить оптовой торговле торговать за наличку, но только установить ККМ по месту реализации.
И все, никакой оптово-розничной торговли.
Далее:
Вы предлагаете установить единую ставку ЕНП и снизить до 3%. Говорите о налоговом бремени.
Вы поймите налоговое бремя не у налогоплательщиков юр. лиц или Инд.Пр. Налоговое бремя у нас с Вами у конечного потребителя. Это он приобретая товар или услугу платит все налоги так как сумма налогов в цене товара, даже налог на доход физических лиц (фонд оплаты труда) платим мы, конечный потребитель.
И так по Вашему предложению уменьшили ставку ЕНП и Вы предполагаете, что снизятся цены, и нам будет легче. Есть проект или утвержденный бюджет доходы и расходы. И мы с Вами должны думать как покрывать расходы бюджета, за счет каких источников, а также о благосостоянии населения.
Вы же экономический обозреватель, давайте подумаем об этом.
Спасибо.