Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 13 / Актуально!

Всё или почти всё об акцизных марках

Постановлением Кабинета Министров от 11.02.2015 г. N 20 с 1 апреля 2015 года на алкогольную и табачную продукцию вводятся акцизные марки нового образца с дополнительными степенями защиты.

 

АКЦИЗНЫЕ марки – один из важных факторов легализации производства, импорта и реализации наиболее налогоемкой алкогольной и табачной продукции. В ее стоимости налоги составляют от 40 до 60%, что провоцирует уклонение от их уплаты. Это подтверждается и статистикой последних 10 лет. Так, если в 2005 году от винно-водочной продукции поступило 65 млрд сумов акциза, то по итогам 2014 года он составил 512,4 млрд сумов (рост в 7,9 раза). Аналогичная ситуация и по табачной продукции. Десять лет назад с нее было уплачено 23 млрд сумов акцизного налога, в 2014 году – 179 млрд сумов.

Маркетинговые исследования алкогольного рынка республики, проведенные в начале 2014 года Респуб­ликанским центром по изучению конъюнктуры товарных рынков и экспертизы инвестиционных проектов и программ при Министерстве экономики республики, подтвердили, что немаловажную роль в улучшении качества и повышении легитимнос­ти алкоголя играет выросший конт­роль населения за приобретаемой алкогольной продукцией. 80% респондентов обращают внимание на наличие акцизной марки – одного из основных инструментов контроля легитимности алкогольной продукции (в 2005 году это отметили только 30% рес­пондентов).

 

НЕ ПОДЛЕЖАТ маркировке алкогольные напитки и табачные изделия: экспортируемые за пределы республики; предназначенные для международного транзита; ввозимые в Узбекистан для магазинов беспошлинной торговли и для проведения выставок при наличии разрешения Кабинета Министров; ввозимые физическими лицами в некоммерческих целях без уплаты акцизного налога алкогольные напитки – до 2 литров, сигареты – до 10 пачек1.

Дизайн акцизных марок обновляется каждые 2 года. При этом реализация в Узбекистане алкогольных напитков и табачных изделий, маркированных марками старого образца, разрешается в течение 9 месяцев со дня введения новых марок. После этого они считаются немаркированными и подлежат изъятию и уничтожению в установленном порядке.

 

НОМИНАЛЬНАЯ стоимость единицы акцизных марок, внедряемых с 1 апреля текущего года, на алкогольные напитки составляет 25,6 сума, на табачную продукцию – 9,3 сума. Она не принимается к зачету при уплате акцизного налога. Расходы по приобретению акцизных марок (включая их номинальную стоимость), маркировке ими относятся на издержки (расходы периода) производителей и импортеров табачных изделий и алкогольных напитков.

На акцизные марки распространяются правила бухгалтерского учета бланков строгой отчетности. Они приходуются на забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности» по номинальной стоимости.

 

АКЦИЗНАЯ марка для алкоголя наклеивается поверх укупорочных колпачков (или поли­этиленовых пробок) сосуда так, чтобы она хорошо прилегала к горловине с равным облеганием по бокам и разрывалась при его вскрытии. Запрещается поверх нее применять какие-либо капсулы, за исключением изготовленных из прозрачного материала. Алкогольные напитки, маркированные акцизными марками других производителей или импортеров, других товарных групп алкогольных напитков или не соответствующими литражу тары, а также с нарушением действующего порядка, считаются немаркированными и подлежат изъятию и уничтожению в установленном порядке.

За подделку акцизных марок, а также сбыт таковых применяются меры уголовной ответственности, установленные статьей 176 Уголовного кодекса для случаев изготовления и сбыта поддельных денежных знаков или ценных бумаг.

На юридические лица, производящие алкогольную продукцию без акцизных марок, налагается штраф от 300 до 500 минимальных размеров заработной платы2.

Предприятия торговли, реализующие алкоголь без акцизных или с поддельными акцизными марками, а также нарушающие правила розничной торговли, штрафуются суммой от 200 до 300 МРЗП и лишаются права торговать алкогольной продукцией. Кроме этого, виновные работники привлекаются к административной и уголовной ответственности, установленной законодательством3.

 

ПОСЛЕ введения акцизных марок нового образца с 1 апреля 2015 года производители алкогольных напитков и табачных изделий еще могут реализовывать свою продукцию как с новыми, так и со старыми марками. С 1 августа 2015 года производство продукции со старой маркировкой прекращается4.

Если к этому времени у производителей возникнут остатки продукции, маркированной старыми марками, то она подлежит перемаркировке новыми марками. При этом старые должны быть с товаров удалены. Удаленные с продукции и неиспользованные акцизные марки старого образца, числящиеся на 1 августа 2015 года, комиссия, созданная на предприятии, сжигает и составляет соответствующий акт.

С 1 апреля до 1 августа торгующие организации, в том числе оптовые, приобретают у предприятий-производителей эти товары с акцизными марками не только нового, но и старого образца. А вот продавать последние они могут до 1 января 2016 года. На эту дату торгующие организации проводят инвентаризацию остатков алкогольной продукции и табачных изделий, маркированных старыми марками. Затем продукция со старыми марками подлежит изъятию и уничтожению в соответствии с законодательством.

 

ЧТОБЫ определить легальность алкогольной и табачной продукции, потребителю нужно уметь отличать легальную акцизную марку от поддельной.

 

По алкогольной продукции:

 

1) новая акцизная марка имеет новый дизайн, цвет, рисунок, изменились элементы степеней защиты, а также уменьшена ширина марки с 20 до 18 мм;

2) новая акцизная марка предприятий-произво­дителей имеет светло-зеленый цвет (старая марка – светло-синый), а у импортеров – светло-фиолетовый (старая марка – светло-желтый). Кроме того, в зависимости от вида продукции на марках для водки пишут «aroq», для всех видов вина (в том числе игристого) – «vino», для остальных видов алкогольной продукции (коньяка, бренди, ликеров и т.д.) – «spirtli ichimliklar»;

3) на марке размещается 5-значный код предприятия-производителя, например, О’Z 15026, или импортера – IM 15098. Первые 2 цифры – «15» – означают год выпуска акцизной марки, 3 последующие – «026» – код производителя или импортера. Пятизначный код производителя также должен указываться и на этикетке алкогольной продукции. По левому краю марки производителей размещен индивидуальный логотип завода (фирменный знак), указан объем алкогольной продукции, который должен совпадать с литражом на этикетке;

4) правее от литража на марке отпечатан коер-код, который читается с помощью мобильного телефона с операционной системой Android или Symbian с программой Mobiletag, QuickMark и др. Он содержит информацию о названии вышестоящей организации для предприятий-производителей – «Uzvinsanoat-хolding XK», для импортеров – «IMPORT», а также наименования завода-изготовителя, алкогольного напитка, код завода или импортера и объем напитка. Все эти закодированные данные должны совпасть с этими же данными, напечатанными на марке и на этикетке алкогольной продукции;

5) правее от коер-кода введен новый элемент – 8-конечная звезда с рисунком, нанесенным защитной тепловой крас­кой, – при нагревании свыше 47оС он исчезает. Для проверки теплового эффекта достаточно марку с 8-конечной звездой поднести к чайнику с горячим чаем;

6) в центре акцизной марки нанесена фольга с повторяющимся голографическим изображением. В нижней части голограммы отпечатан год выпуска новых марок – «2015» – с бесцветным рельефом;

7) правее от голограммы находятся аббревиатура «UZB» и две 8-гранные звездочки, в зависимости от угла наклона меняющие цвет от ярко-золотого до светло-серого;

8) еще правее от голограммы напечатан серийный индивидуальный номер акцизной марки, состоящий из двух букв и 7-значного номера (например, АА1265784). В ультрафиолетовом свете он светится красным цветом. Номер меняет цвет с черного на лицевой стороне марки на красный на обороте;

9) при трении металлическим предметом пустого белого окошка над индивидуальным номером появляется изображение с аббревиатурой «UZB»;

10) по правому краю марки расположена орнаментальная розетка красно-коричневого цвета, рельефная на ощупь;

11) по всему формату акцизной марки имеется мик­ротекст, читаемый с помощью лупы при многократном увеличении;

12) по всей длине акцизной марки расположено двухкрасочное изображение, светящееся в ультрафиолетовом свете красно-зеленым цветом;

13) акцизные марки отпечатаны на специальной бумаге, имеющей водяные знаки, которые видны на просвет в виде символов «DSN» и 5-конечной звездочки с чередованием светлого и темного начертания.

 

По табачной продукции:

1) новая акцизная марка производителей имеет светло-зеленый цвет (старая – светло-желтый), а импортеров – светло-фиолетовый (старая – светло-синий);

2) на ней размещается 4-значный код, например, О’Z 1501 – предприятия-производителя или IM 1502 – импортера. Первые 2 цифры («15») означают год выпуска акцизной марки, 2 последующие («01») код производителя или импортера;

3) с левой стороны акцизной марки нанесена фольга с повторяющимся цветным голографическим ­изображением;

4) по всему формату акцизной марки имеется мик­ротекст, видимый с помощью лупы при многократном увеличении;

5) по всей длине акцизной марки расположено двухкрасочное изображение, в ультрафиолетовом свете светящееся желто-зеленым цветом;

6) акцизные марки отпечатаны на специальной бумаге, имеющей водяные знаки. Они видны на просвет в виде символов «DSN» и 5-конечной звездочки с чередованием светлого и темного начертания.

 

Феруз ХАЙРУЛЛАЕВ,

эксперт.

 


1Положение о порядке применения акцизных марок в Республике Узбекистан на ввозимые и производимые табачные изделия и алкогольные напитки (приложение N 1 к Постановлению КМ от 14.08.1996 г. N 285); Инструкция о порядке применения акцизных марок в Республике Узбекистан на табачные изделия и алкогольные напитки (утверждена МФ и ГНК, зарегистрирована МЮ 7.01.1999 г. N 589).

2Постановление Кабинета Министров от 5.01.1999 г. N 2.

3Правила розничной торговли алкогольной продукцией (приложение N 2 к Постановлению Президента от 16.03.2007 г. N ПП-605).

4Положение о порядке введения акцизных марок нового образца на алкогольную и табачную продукцию (утверждено постановлением МФ, ГНК и ГТК, зарегистрированным МЮ 3.03.2004 г. N 1320).

Прочитано: 9430 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика