Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 10 / 15 марта – Всемирный день потребителя

Наш покупатель – в мировом тренде

 

В прошлом году Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции и его территориальные органы получили 4 725 жалоб и заявлений от потребителей – на 7,5% больше, чем в 2013 году.

 

По результатам их рассмотрения потребителям возвратили около 1,215 млрд сумов.

Лидером по числу обращений является коммунальная сфера – ее доля составила 63,4%. Торговле и общественному питанию посвящено 16,4% заявлений, транспорту, сфере связи и коммуникаций – 9,7%.

Более 3 000 обращений поступило в письменной форме. Почти 88% их было решено в пользу потребителей, осуществлен перерасчет на 1,113 млрд сумов.

Из более 1 700 обращений, полученных по телефонам доверия, меры приняты по 984. Сумма перерасчета по ним составила 101,3 млн сумов. Свыше 700 обратившихся получили разъяснения.

 

Статистические выкладки ведомства комментирует председатель Навоийского городского общества защиты прав потребителей Дилшод КОСИМОВ.

– Цифры, обнародованные Госкомконкуренции, отражают реальный расклад взаимоотношений производителей товаров и услуг и потребителей на отечественном рынке ритейла. Конечно, в разных регионах данные могут варьировать, но тенденция налицо: активность потребителей растет, они стали более требовательны и готовы защищать свои законные права. Такая позиция вполне закономерна. Я бы даже сказал, что ситуация соответствует общемировому тренду. Отечественный потребитель уже мало чем отличается от зарубежных покупателей. Ведь и наш розничный рынок сегодня демонстрирует изобилие товаров и услуг. У потребителя появился выбор. И он, естественно, хочет за свои «кровные» приобретать качественную продукцию и услуги при минимальных затратах. Когда же люди встречаются с обманом, нарушением правил торговли и оказания услуг, они ищут возможности «привести в чувства» зарвавшегося продавца и отстоять свои справедливые требования. Приведу пример.

 

Житель Навбахорского района Умурзок Шарипов на вещевом рынке областного центра приобрел за миллион сумов импортный телевизор. Как и многие другие доверчивые потребители, он не озаботился получением кассового чека или квитанции продавца, подтверждавших факт покупки. А зря. Не прошло и полгода, как телевизор вышел из строя. Невезучий покупатель обратился к продавцу с требованием вернуть деньги или обменять сломанный «ящик» на аналогичную исправную технику. Но тот отказался исполнять законное требование покупателя. Шарипов с заявлением о помощи обратился в наше общество. Казалось бы, ситуация тупиковая: нет документов, подтверждающих факт купли-продажи, а потому поди докажи, что телевизор был приобретен именно в этой торговой точке.

 

Сразу замечу, ситуация не новая, с ней не раз сталкивались потребители, обращавшиеся к нам или в иные инстанции за содействием. Поэтому у нас наработан опыт по восстановлению прав излишне доверчивых потребителей, которые по простоте свой души «стеснялись» требовать кассовый чек или сертификат качества, а потом попадали впросак. Привлекли к разбирательству специалистов контролирующих органов, которые восстановили хронологию событий и подтвердили правоту потребителя. В итоге продавец не только обменял сломанный телевизор на новый, но еще и был привлечен к административной ответственности за нарушение правил торговли.

 

В аналогичную ситуацию попала жительница областного центра Ольга Фролова, купившая в магазине дорогостоящее моющее средство, которое, как оказалось впоследствии, не пенится. Проще говоря, женщина приобрела бракованную продукцию. Ей вернули потраченные средства. Однако, стоит заметить, будь у нее и у Шарипова на руках кассовые чеки или квитанции, подтверждающие факт покупки, споры разрешались бы гораздо быстрее, а «забывчивые» продавцы меньше хамили и были бы куда покладистее.

 

За минувший год в наше общество поступило 115 заявлений. Из них 67 – письменных, 48 – по телефону доверия. Положительно решено 112 обращений. По трем обращениям даны разъяснения. По результатам рассмотрения заявлений в пользу потребителей был произведен перерасчет на сумму более 13 млн сумов.

В нашем «рейтинге» недобросовестных продавцов товаров и услуг пальму первенства держит розничная торговля. Главным образом потребителей возмущает разница цены продаж при оплате покупки за наличный расчет и посредством пластиковой карты. Плюс низкое качество обслуживания, примитивный сервис и несоблюдение санитарных норм в пунктах общественного питания.

Разумеется, в областном управлении Госкомконкуренции, наделенном контрольными функциями, есть своя – отслеживать правонарушения в потребительской сфере. Мы же – организация общественная, и наша главная задача – донести до потребителя нормы Закона «О защите прав потребителей», научиться ими пользоваться. Поэтому мы проводим много встреч с населением, сотрудниками различных учреждений, организаций и предприятий. На них разъясняем права потребителей, рассказываем о конкретных правонарушениях, допущенных при совершении покупок навоийцами.

Полагаю, есть смыл обратить внимание на одну деталь. Действующий Закон направлен исключительно на защиту интересов потребителей. Но он привлекателен и для производителей товаров и услуг, так как подталкивает их к поиску решений по улучшению качества своей продукции и услуг, снижению издержек и повышению культуры производства и обслуживания. Но таковы неписаные законы выживания бизнеса в современном мире. А потребитель, как всегда, проголосует кошельком и тем самым даст объективную оценку, подскажет и покажет, кто из производителей лучше работает, умеет учитывать и угадывать его предпочтения.

 

Амир МАХМУДОВ,

наш спец. корр.,

г.Навои.

Прочитано: 1144 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика