По данным доклада группы Всемирного банка «Ведение бизнеса 2015: Выходя за рамки эффективности»* (Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency), Узбекистан по сравнению с данными прошлогоднего доклада поднялся в этом рейтинге стран мира по комфортности ведения бизнеса на 8 позиций.
Основными причинами повышения рейтинга нашей страны стали принятые нормативно-правовые акты, улучшающие или либерализующие многие процедуры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и взаимодействием с государственными органами и структурами.
• В докладе учтен тот факт, что Узбекистан существенно сократил сроки прохождения процедур, необходимых для осуществления экспортно-импортных операций, в том числе путем внедрения информационных систем, позволяющих подавать и обрабатывать соответствующие документы на основе веб-интерфейса.
Наряду с отменой процедуры постановки на учет внешнеторговых контрактов в уполномоченных банках субъекты предпринимательства получили возможность представлять в электронной форме данные по указанным контрактам в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО) через Единый портал государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи.
Эти меры предусмотрены апрельским Указом Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» N УП-4609, а также Постановлением Кабинета Министров «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» (от 21.07.2014 г. N 199). Но основные эффекты от реализации этих и других принимаемых Правительством мер еще впереди.
• Совершенствование таможенных процедур стало еще одним важным пунктом в программе реформ, направленных на либерализацию предпринимательской деятельности. В частности, Узбекистан сократил количество документов, запрашиваемых таможенными органами, а также упростил процесс их подачи и получения.
Так, во исполнение пункта 5 Указа Президента «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» (от 18.07.2012 г. N УП-4455) Государственным таможенным комитетом Узбекистана с 1 января 2013 года предоставлена в качестве интерактивной услуги через сеть Интернет процедура электронного декларирования товаров, которая позволяет минимизировать человеческий фактор при таможенном оформлении товаров, а также значительно сократить время таможенного оформления. Также в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2012 г. N 370 с 1 января 2013 года субъектам предпринимательства предоставлено право по своему выбору осуществлять процедуру таможенного оформления товаров в электронной форме.
• Благоприятно сказалось на положении инвесторов в республике принятие новой редакции Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (от 26.04.1996 г. N 223-I, в редакции Закона от 6.05.2014 г. N ЗРУ-370). Новая редакция данного Закона устанавливает более высокие требования к раскрытию информации о сделках с аффилированными лицами, совершаемых заинтересованными директорами обществ, а также к включению информации о подобных сделках в соответствующие годовые отчеты акционерных обществ. Кроме того, любому акционеру предоставлено право запрашивать и получать все документы, связанные с вышеуказанными сделками. Принятие данных норм позволило дополнительно усилить защиту миноритарных акционеров, что в свою очередь нашло отражение в повышении в рейтинге на 18 пунктов.
• Также в докладе сообщается, что Узбекистан стал одной из 50 стран, создавших специальные структуры с подчинением на уровне ведомств или с прямым подчинением Президенту или премьер-министру, которые призваны улучшить координацию взаимодействия между различными государственными органами.
• Особо следует отметить, что в рейтинге, отражающем систему налогообложения, Узбекистан поднялся на 61 позицию. По нашему мнению, основным фактором позитивных изменений является ежегодное снижение налоговых ставок. Так, если в 2000 году ставка налога на прибыль составляла 38%, то через 5 лет она снизилась до 15%, а ставка единого социального платежа с 40% уменьшена до 25%. Методично и прогрессивно снижается ставка единого налогового платежа. К примеру, установленная в 2005 году в размере 13% для промышленных предприятий в настоящее время она составляет всего лишь 5%. Немаловажно и то, что систематически снижаются ставки подоходного налога.
Полный текст доклада «Ведение бизнеса 2015: Выходя за рамки эффективности» (Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency) и отдельный развернутый профиль данного доклада, посвященный Республике Узбекистан (на английском языке), доступны для скачивания на сайте norma.uz. Кроме того, там же желающие могут ознакомиться с кратким текстом прошлогоднего доклада на русском языке «Ведение бизнеса 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий».
Дополнительную информацию можно найти по адресу http://russian.doingbusiness.org.
Алексей НИЯЗМЕТОВ,
Бекзод КУРБАНОВ,
наши эксперты.
*Показатели, представленные в докладе, приведены на 1 июня 2014 года.