или о порядке привлечения постоянным учреждением иностранной рабочей силы
Для привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РУз работодателю необходимо получить разрешение Агентства по вопросам внешней трудовой миграции (пункт 11 Инструкции о порядке применения Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан). При этом работодателями выступают:
юридическое лицо – резидент Узбекистана, включая предприятия с иностранными инвестициями;
отдельные физические лица (граждане Узбекистана или иностранцы), проживающие на территории республики и использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
Должен ли нерезидент, осуществляющий свою деятельность на территории Узбекистана через постоянное учреждение, который исходя из положений статьи 20 Налогового кодекса не относится ни к одной из указанных категорий, получать в Агентстве разрешение на привлечение иностранцев к трудовой деятельности?
– С одной стороны – нет. Ведь, во-первых, Инструкция о порядке применения Положения о порядке привлечения и использования рабочей силы в Республике Узбекистан1 (далее – Инструкция N 285) содержит закрытый перечень работодателей, к которым применяются ее нормы, а во-вторых, в перечне лиц, которые должны получать такое разрешение, нет иностранного лица – нерезидента, осуществляющего свою деятельность на территории Узбекистана, в том числе через постоянное учреждение.
Однако, с другой стороны, такая ситуация выглядит, по меньшей мере, нелогично: нерезиденту для осуществления предпринимательской деятельности через постоянное учреждение удобнее просто «командировать» своих сотрудников в Узбекистан, чем привлекать к труду отечественные кадры2. Почему же эти случаи не принимаются во внимание при учете максимально допустимого числа иностранных работников (в целом и по группам профессий), нанимаемых для работы на территории республики?
Вышесказанное можно рассматривать с точки зрения дополнительной льготы, предоставляемой иностранным инвесторам. Тогда от обязанности получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в целях инвестиционной привлекательности целесообразно освободить и предприятия с иностранными инвестициями, которые являются резидентами Узбекистана.
Помимо этого, согласно статье 12 Трудового кодекса (ТК), на предприятиях, принадлежащих полностью или частично иностранным юридическим и физическим лицам и расположенных на территории республики, применяется законодательство о труде Узбекистана. При этом:
под понятие «предприятия, принадлежащие полностью или частично иностранным юридическим и физическим лицам» подпадают как предприятия с иностранными инвестициями и предприятия с участием иностранного капитала (резиденты РУз), так и иностранные юридические лица (нерезиденты РУз);
исходя из того, что постоянное учреждение нерезидента представляет собой любое место осуществления нерезидентом предпринимательской деятельности на территории Республики Узбекистан (статья 20 Налогового кодекса (НК), это учреждение предполагает присутствие иностранного юридического лица на нашей территории.
Следовательно, исходя из содержания статьи 12 ТК нерезидент, осуществляющий свою деятельность через постоянное учреждение, обязан соблюдать национальное законодательство о труде. Согласно ему осуществлять трудовую деятельность на территории РУз иностранец может только при наличии подтверждения права на это. Оно же в свою очередь предоставляется только на базе выданного работодателю разрешения (пункт 11 Инструкции N 285).
Иными словами, нерезидент при осуществлении деятельности через постоянное учреждение обязан запросить у работника (иностранного гражданина) подтверждение на право осуществления трудовой деятельности. Поскольку же получить такое подтверждение работник может только при наличии у нерезидента разрешения на привлечение к труду иностранной рабочей силы на территории Узбекистана, то нерезидент за его получением вынужден обратиться в Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения.
Исходя из смысла абзаца девятого пункта 4, абзаца шестого пункта 9, абзаца третьего пункта 13 Положения об Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции3 разрешение выдается юридическим лицам в целом (без указания на резидентство). Следовательно, как юридическим лицам, зарегистрированным на территории Узбекистана, так и юридическим лицам, зарегистрированным на территории иностранного государства, по их запросу и в целях привлечения ими иностранных работников Агентством выдается разрешение.
Тем не менее, поскольку ситуация до конца все же не прояснена, а риски, связанные с привлечением иностранной рабочей силы без получения соответствующего разрешения, существуют, важна позиция Агентства. В настоящее время по результатам рассмотренных запросов официальное мнение этого госоргана не опровергает факт того, что нерезидент, осуществляющий деятельность через постоянное учреждение, согласно Инструкции N 285 работодателем, которому необходимо получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, не является. Вместе с тем Агентство подтверждает готовность оказать иностранным юридическим лицам практическую помощь при получении ими разрешения для привлечения иностранных сотрудников к трудовой деятельности в Узбекистане.
Исходя из мнения этого госоргана можно предположить, что получение нерезидентом такого разрешения необязательно. С другой стороны, такая возможность не исключается, тем более что привлечение работодателем к труду иностранных сотрудников, не имеющих подтверждения на право осуществления трудовой деятельности, выданного Агентством, является нарушением действующего законодательства. Другой вопрос, не менее обсуждаемый экспертным сообществом, заключается в том, кто в этой ситуации будет являться работодателем, заключающим трудовой договор: постоянное учреждение или сам нерезидент? Однако это тема отдельной публикации, которая в дальнейшем обязательно будет освещена нами на страницах газеты, а также рассмотрена на спецтренинге 4 июня в Центре профессионального развития «NORMA».
Возвращаясь к сказанному, принимая во внимание все доводы «за» и «против», считаем целесообразным рекомендовать нерезидентам, чья корпоративная практика направлена на минимизацию правовых рисков, которые могут возникнуть при осуществлении ими деятельности через постоянное учреждение, привлекать иностранных работников с соблюдением требований трудового законодательства и с разрешения Агентства либо заручиться его официальным письмом, в соответствии с которым без получения соответствующего разрешения допускается привлекать иностранных сотрудников к трудовой деятельности в рамках конкретного проекта (по крайней мере, до внесения изменений в действующее законодательство).
P.S. Следует обратить внимание на то, что, несмотря на тщательное изучение нормативно-правовых актов в ходе исследования заданных вопросов, публикуемые ответы не являются профессиональной консультацией. Они выражают мнения лиц, их изучивших, исходя из их понимания описанных в вопросах ситуаций.
Изложенные в этих материалах мнения оставляют возможность для дополнительного изучения и последующего обсуждения вопросов. В любом случае перед конкретным применением нормативно-правовых актов целесообразно обращаться за профессиональной консультацией, чтобы учесть индивидуальные особенности отдельных случаев и для оптимального решения ситуации в соответствии с законодательством.
Екатерина АДЕЕВА,
заместитель руководителя юридической практики
аудиторско-консалтинговой группы компаний «BAKER TILLY UZBEKISTAN».
1Утверждена МТ, зарегистрирована МЮ 20.11.1996 г. N 285.
2Конечно, если речь не идет об инвестиционной деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о разделе продукции или иных договоренностей с государством, предполагающих предоставление инвестором рабочих мест для соискателей местного рынка труда.
3Приложение N 3 к Постановлению КМ от 12.11.2003 г. N 505.