Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 17 / В помощь соискателю

Секреты успешного собеседования

 

Поиск работы начинается с просмотра объявлений о вакансиях. Мы уже писали о том, как правильно их составить*. Сегодня речь пойдет о том, как успешно пройти собеседование. Об этом нашему корреспонденту рассказала опытный НR-менеджер Раъно ТАЛИПОВА.

 

 

– Раъно, если пригласили на собеседование, надо ли к нему готовиться?

– Прежде всего я рекомендую собрать информацию о компании, в которой он или она будут проходить собеседование, – о сфере деятельности, положении на рынке, целевой аудитории. Зная это, соискатель сможет выстраивать линию своего поведения на собеседовании. К примеру, вы нанимаетесь на должность менеджера по продажам в компанию, которая функционирует в области B2B (англ. business to business – буквально бизнес для бизнеса).Ваша цель – суметь показать себя специалистом, умеющим взаимодействовать с юридическими лицами, предпринимателями, топ-менеджерами, возможно, дать понять об имеющихся связях с другими организациями. Или же вы – грамотный маркетолог, ранее работавший в сфере услуг, а вам предлагают работу на производстве. Даже если вы отличный специалист, работать на производстве, не зная свойственных этой сфере нюансов, – непросто. В этой ситуации кандидату следует по возможности расширить свой багаж знаний в этом направлении или хорошенько подумать, стоит ли ему ступать на почву неизвестного ему поприща. В любом случае предварительная информация о компании нужна.

– А где лучше всего искать эти данные?

– В прессе, Интернете, можно спросить у знакомых. Я знаю одного человека, который после приглашения на интервью нанес визит в компанию, пригласившую его, под видом клиента. Таким образом, он смог узнать для себя много полезной информации. В итоге он получил работу в этой организации. Конечно, не всегда стоит таким образом добывать информацию, но если игра стоит свеч, то все законные средства хороши.

– Насколько мне известно, очень важен дресс-код?

– Это очень важный момент. Даже в поговорке говорится, что встречают по одежке, а провожают по уму. Именно так все и происходит на собеседовании. Интервьюер хочет видеть опрятного человека, в чистой, выглаженной одежде. Недопустимы открытые декольте и слишком короткие юбки или платья. Даже если в компании не принят деловой стиль одежды, все равно постарайтесь одеться более официально. Говоря о других моментах во внешнем виде, следует помнить о недопустимости яркого макияжа, броских причесок, жевания жвачки, чрезмерного аромата духов, одеколона. Все это может испортить впечатление о вас, даже если с профессиональной точки зрения вы окажетесь безукоризненным специалистом.

– Как себя вести во время интервью? Существуют ли четкие рекомендации по этому поводу?

– Универсальных советов никто не даст. Все зависит от ситуации, компании, должности. И все-таки существуют определенные нормы поведения, которых следует придерживаться в любом интервью. А именно:

грамотно разговаривать, без сленга и жаргона;

не критиковать свое бывшее руководство, коллег;

улыбаться, но сдержанно и вежливо;

не перебивать интервьюера, на собеседовании вопросы должен задавать он;

быть максимально вежливым и нейтральным, сильное проявление эмоций нежелательно.

Очень важно спокойно реагировать на каждый вопрос, не показывая, что он неинтересен или раздражает вас. Невербальная часть очень важна, любой грамотный интервьюер будет обращать внимание не только на то, что вы говорите, но и как.

 

 

– А существуют ли вопросы-ловушки?

– Существуют, и их немало. К примеру, самый распространенный – вопрос о замужестве, детях. У вас выясняют, планируете ли вы создать семью, завести детей. Если вы женщина, которая действительно в скором времени собирается стать матерью, и вы об этом сообщите, то маловероятно, что вы получите эту работу. Многие работодатели боятся принимать на работу молодых девушек на выданье или семейных женщин без детей. И та, и другая категория опасна с точки зрения будущих декретных выплат. Если вы входите в эту группу людей, то следует помнить об этом.

Еще один распространенный провокационный вопрос касается курения. Когда вас спрашивают, курите ли вы, и вы действительно являетесь человеком, который и дня не может прожить без сигарет, то следует избегать явных ответов. Работодателю невыгоден курящий человек, хотя лично я в этом моменте не вижу недостатков.

– Я не раз слышала, что самый неловкий момент на собеседовании возникает при обсуждении вопроса о заработной плате. Можете посоветовать, как себя вести в такой ситуации?

– Действительно, фактически все соискатели испытывают смущение перед необходимостью обсуждать размер заработной платы во время собеседования. Многие ждут, когда им самим предложат определенную сумму. Но чаще всего на собеседовании интервьюер задает вопрос «На какую заработную плату вы рассчитываете?» и просит назвать конкретную сумму. Я знаю нескольких людей, которые в такой ситуации оценивали себя гораздо ниже, чем стоили на самом деле. Я бы дала несколько советов. Прежде всего важно понимать, что обсуждение зарплаты – это право любого соискателя, и фактически каждое собеседование обязательно включает в себя этот момент, и самому кандидату будет лучше, если он хотя бы на время забудет о своей скромности в этом вопросе. Второй момент – как назвать нужную сумму? При поиске информации о компании можно рассмотреть конкурентную среду организации. Вполне возможно, что удастся выяснить, сколько зарабатывают специалисты на аналогичных должностях в компаниях-конкурентах. Можно посетить сайты, посвященные трудоустройству, поговорить с друзьями, знакомыми. Также каждый работник должен определиться со своей «ценой» заранее. Понятное дело, оценивать себя нужно объективно исходя из опыта, умений и образования. Участие в крупных проектах, профессиональные сертификаты, наработанная клиентская база, опыт управленческой деятельности, дополнительное профильное образование, портфолио, рекомендации будут способствовать увеличению вашей стоимости как работника. Главное – не переусердствовать и не назвать такую сумму, которая испугает нанимателя.

– Стоит ли кандидату самому задавать вопросы и какие?

– Определенно стоит. Любой грамотный интервьюер после того, как узнает все что нужно, обязан спросить о наличии у соискателя вопросов. Даже если вы все выяснили для себя, лучше принять это предложение. Естественно, вопросы должны быть по теме – об истории организации, ее деятельности, режиме работы, обязанностях рассматриваемой позиции, испытательном сроке, заработной плате, соцпакете. Очень важно помнить, что собеседование нужно не только для того, чтобы работодатель узнал о вас и захотел принять на работу, но и для того, чтобы вы поняли, насколько вам интересна эта работа, эта компания. К сожалению, сегодня многие соискатели забывают об этом и фактически вынуждают себя принимать не угодную им работу.

– Как понять, что вы понравились работодателю и вас пригласят на работу?

– Понять это непросто. Зачастую на собеседовании интервьюеры, сохраняя этикет, приветливо ведут разговор, обещают связаться с вами. Бывают случаи, когда вакансия очень горящая и уже на интервью вам могут сообщить о положительном ответе. Что бы ни было, важно не терять позитивного настроя и уверенности в себе.

Беседовала
Наталья СПИРИДОНОВА,

наш корр.

 

*«За парой фраз – специалист» («Норма» N 11 (452) от 18.03.2014 г.).

Прочитано: 2481 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика