Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 17 / Внешнеэкономическая деятельность

Конструктивизм сотрудничества

  

14–16 апреля в Исламабаде (Пакистан) при поддержке Проекта USAID по региональному экономическому сотрудничеству состоялась Центральноазиатская конференция по бизнес-возможностям. В ней участвовали около 500 предпринимателей, представителей госструктур и ассоциаций Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Узбекистана, Таджикистана и международных организаций.

 

 

 

– Конференция, которую давно ждали и к которой основательно готовились деловые круги Пакистана, – событие знаковое для страны, – отметил в своем приветствии президент Федерации торгово-промышленных палат Пакистана (FPCC) Закария Усман. – В контексте ее целевых задач – содействие развитию регионального экономического сотрудничества, определение ключевых проблем и предпосылок для расширения торговли и инвестиций, поддержка растущей координации между правительствами – встреча обещает быть продуктивной.

Он выразил надежду, что она станет существенным импульсом для расширения партнерства и развития взаи­мовыгодных связей.

Президент Торгово-про­мышленной палаты г. Равалпинди Шумайл Дауд Ориен проинформировал о структуре и роли ТПП в развитии внешнеэкономических связей Пакистана. Он сказал, что на конференции будут обсуждены состояние и перспективы торгово-экономических и межпалатных связей, развитие контактов предпринимателей, расширение межпалатного взаи­модействия – эффективного инструмента региональной экономической интеграции. Доктор Ориен заметил, что развивающийся рынок Центральной Азии – один из перспективных. Пакистан положительно относится к устойчивому развитию взаимовыгодных связей со странами региона, считая выгодными торговые, финансовые и технологические возможности этих государств.

 

О торговом и инвестиционном потенциале

шел разговор в первый день конференции. Деловой настрой и динамичность ее работе задала принимающая сторона. Секретарь Министерства коммерции и торговли Пакистана Мухаммад Шехзад Арбаб проинформировал о торговых преференциях, предоставляемых по двусторонним и многосторонним международным договорам. В настоящее время Пакистан подписал с 47 странами двусторонние соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) (в их число входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), о защите инвестиций – с 48, об избежании двойного налогообложения – с 52 государствами. Пакистан участвует в международных и региональных экономических организациях, интеграционных и преференциальных торговых соглашениях, укрепляя политический и деловой имидж страны, продвигая свои геополитические и торгово-экономические интересы. Государство прилагает усилия для создания благоприятного инвестиционного климата, стабилизации социально-экономической ситуации.

Министр коммерции и торговли Пакистана Кхуррама Дастгира передал участникам приветствие премьер-министра страны Наваза Шарифа. Он отметил, что импортная политика правительства базируется на трех основных принципах: либерализация торговли, содействие отечественным предприятиям и регулирование внешнеэкономической деятельности. Ее либеральность способствует доступу в страну товаров, прежде всего сырья и полуфабрикатов.  

Большая часть тарифов, устанавливаемых правительством Пакистана, является адвалорными, размер которых зависит от таможенной стоимости товара. Около 400 наименований товаров подпадает под режим свободной торговли. В стране разрешен беспошлинный ввоз сырья для экспортоориентированных производств (текстиля, ковров, кожаных изделий, хирургических инструментов и спортивных товаров). Предприятия, расположенные в экспортно-промышленных зонах, могут беспошлинно ввозить сырье и оборудование как из-за границы, так и из таможенной зоны.

 

 

Приоритетны поддержка и диверсификация национального экспорта, увеличение доли готовых изделий, повышение качества и стандартизация экспортной продукции, расширение рынков сбыта, развитие зон свободной торговли. Экспортерам предоставляются льготы, главной из которых являются сниженные таможенные пошлины.

В последние годы Пакистан расширил свою торговлю со странами Центральной Азии, что способствовало увеличению его экспортных показателей. Для пакистанского экспорта традиционными являются продукция текстильной промышленности, хлопок-сырец, рис, овощи и фрукты, сыромятные кожи и готовые изделия из нее, нефтепродукты, цемент, фармацевтическая продукция, спорттовары. Основной импорт – нефть, сырьевые и продовольственные товары, машинно-техническое оборудование.

В Пакистане развита система торгово-промышленных палат и профессиональных ассоциаций, призванных защищать интересы национальных производителей. Развитием и повышением инвестиционной привлекательности Пакистана занимаются специальные организации и ведомства. Законодательство гарантирует защиту собственности в промышленности – никто не может быть ее лишен без соответствующей компенсации. Иностранным инвесторам разрешено вкладываться не только в промышленный, но и в банковский, телекоммуникационный, сельскохозяйственный, энергетический и другие секторы экономики.

Свободные экономические зоны сегодня функционируют в городах Карачи, Сиалкот, Рисалпур, Саиндак, Дуддар, Гаддани, Реко Дик. Расположенным в них предприятиям разрешено экспортировать в таможенную зону для продажи в Пакистане до 20% своей продукции. Остальная должна быть вывезена за рубеж. В стадии организации находятся еще более десятка экспортно-промышленных зон. Входящие в них предприятия освобождены от подоходного налога сроком на 10 лет. Им разрешен разовый беспошлинный ввоз оборудования для организации производства.

Заместитель министра финансов Афганистана Гюль Максуд Сабит рассказал о либеральности правовой базы своей страны. В частности, практически все секторы экономики открыты для инвестиций. Разрешена доля иностранного капитала до 100%. Помимо владения собственностью, иностранному инвестору предоставляется ряд существенных льгот и преференций. Ему не обязательно иметь афганского партнера, он вправе выво­зить свой капитал и прибыль из Афганистана, в том числе для обслуживания долга по оффшорным кредитам. Иностранцы могут арендовать недвижимость на 50 лет, а земли под пашню – и на более длительный срок. В страну можно беспошлинно импортировать технику, а таможенная пошлина на сырье и промежуточные материалы составляет всего лишь… 1%.

Об инвестиционных возможностях и внешнеторговых режимах своих стран рассказали и другие участники конференции. Делегация Узбекистана, информируя об основных аспектах инвестиционной политики нашего государства, рассказала о широкой системе правовых гарантий, льгот и преференций для иностранных инвесторов, о стимулировании предприятий с иностранными инвестициями. Особое место в модернизации производственного потенциала страны занимают свободные экономические зоны, в которых созданы беспрецедентно благоприятные условия для иностранных инвесторов. Особый интерес вызвало сообщение о том, что у нас с 1997 года отменены экспортные таможенные пошлины на все товары. Существенное внимание было акцентировано на Инвестиционной программе.

Разговор был продолжен пленарным обсуждением коммерческих и инвестиционных возможностей. В дискуссии своим мнением поделились послы и представители дипломатического корпуса стран Центральноазиатского региона и Афганистана.

 

Региональный транзит

через Пакистан–Афганистан, приоритеты и перспективы развития транзитных коридоров региона, их потенциал по снижению временных и стоимостных затрат участники обсуждали на второй день конференции.

– Географические особенности региона, опережающее развитие автотранспорта делают наиболее предпочтительными автокоридоры. Поэтому стратегическим направлением региона является развитие автодорожной инфраструктуры. Рост интенсивности движения и нагрузок на автомобильные дороги делает проблему их строительства, реконструкции и эксплуатации составной частью комплексного развития всей Центральной Азии и каждого государства в частности, – отметил директор автомобильного транспорта Министерства связи Пакистана Шаиб Догар.  

Президент Совместной торгово-промышленной палаты Пакистана и Афганистана (PAJCCI) Зубаир Мотивала сакцентировал внимание на том, что рост региональной вовлеченности в международную торговлю требует формирования логистической инфраструктуры, обслуживающей возрастающие грузопотоки. Развитие сектора логистических услуг является необходимым условием реализации такого конкурентного преимущества, как уникальное географическое положение «моста» между Европой и Азией. А значительная территория, являющаяся частью Великого шелкового пути, благоприятные условия для международного транзита и участия в международных системах транспортных коммуникаций, развивающаяся сеть железных и автомобильных дорог, портов свидетельствуют о большом потенциале для создания сети современных логистических центров.

– Такой подход выгоден и национальным компаниям, так как благоприятствует выстраиванию широких корпоративных логистических систем, – согласились руководитель компании «Smart Business Solutions Central Asia» Кубат Рахимов и глава пакистанской фирмы «Pyramid Logistics» Якуб ­Шаикх. – Чтобы эффективно развивать перевозки и логистические услуги, необходимо проанализировать, какие препоны существуют для прохождения транзитных грузов по региону, насколько эффективно работают транспортные коридоры между Азией и Европой. Очевидно, что поиск ответов на эти вопросы может стать катализатором «выпрямления тернистых звеньев» транзита, что повысит эффективность региональных проектов содействия торговле и транзиту.

Участники сессии обменялись мнениями и дали конкретные рекомендации по развитию региональной транспортной сферы. В частности, они говорили о необходимости обеспечить безопасные, надежные и эффективные интегрированные транспортные операции. Это может быть достигнуто упрощением процедур пересечения границ, повышением уровня обслуживания, минимизацией издержек и улучшением инфраструктуры, управления и технологий.

Транспортный транзит органично вписывается в геополитические цели каждого государства, желающего упрочить позиции в современном мире.

Реализация одного из существенных национальных ресурсов – международного транзита через отечественные транспортные коммуникации предусматривается и ориентирами развития Узбекистана. Расположение нашей страны позволяет кратчайшим путем осуществлять транзитные перевозки грузов во всех направлениях. Республика объективно призвана играть роль геополитического моста между странами региона. Развитый и закрепленный на практике транспортный транзитный маршрут служит долговременным стабилизирующим фактором.

– Конечно же, увеличение грузоперевозок требует инвестиций в инфраструктуру, технического и технологического совершенствования транспортной транзитной сферы, – отметили Амер А Дуррани (Всемирный банк), Саад Парачи (АБР) и вице-президент Национального банка Пакистана Мухаммад Ризван Хан. – К ключевым проблемам ее развития можно отнести совершенствование международных пограничных переходов и терминалов для ускорения технологической и таможенной обработки, создания комфортных условий грузоперевозчикам. Необходимо расширять сотрудничество и укреплять отношения между государствами и частным сектором.

 

ТАМОЖНЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОДЕЙСТВИЯ

Для создания упрощенной системы транзита и торговли требуется унифицировать и упростить таможенные процедуры. Это особо актуально для Афганистана. Генеральный директор Таможенного департамента Афганистана (ТДА) Наджибулла Вардака посвятил свою презентацию реформированию таможенной службы страны. Начатые в 2002–2003 годах реформы позволили ее значительно реструктуризировать. Новое таможенное законодательство было разработано в соответствии с передовой международной практикой таможенного дела. Оно охватывает все операционные и правовые потребности таможенных органов. Разработаны, утверждены и распространены во все таможенные органы региона более двух десятков таможенных процедур. В стране сформирована хорошо организованная брокерская система.

– Автоматизация не только ускоряет обработку таможенных документов, но и уменьшает физическое взаимодействие между сотрудниками таможни и участниками ВЭД, – отметил Н.Вардак. – В Афганистане внедрена Автоматизированная система обработки таможенных данных (АСОТД), разработанная Конференцией ООН по вопросам торговли и развития (UNCTAD).

Транзитный модуль АСОТД уже внедрен на основных транзитных маршрутах, в том числе на маршрутах Шер Хан Бандар–Кабул и Хайратан–Мазар–Кабул. Программа по обработке деклараций задействована на таможнях в Джелалабаде, Герате, Шер Хан Бандаре, Кабуле, Мазаре, в аэропортах Нимроза и Кабула. Модули АСОТД активно внедряются на всех афганских таможенных постах. Применение этой программы повысило объемы доходов и упростило торговлю, так как утечка доходов была сведена к минимуму, а время на таможенную очистку товаров значительно сократилось.

В стране значительное внимание уделяется созданию таможенной инфраструктуры. Строятся новые офисы, на крупных таможенных постах за счет средств доноров установлены погрузочно-разгрузочное оборудование и сканеры.

В Таможенном департаменте Афганистана создано управление по вопросам правоприменения. Его мобильные группы контроля (MVT) действуют в разных провинциях. Они связаны друг с другом через беспроводную систему связи. Их задача – пресекать контрабанду на основе данных разведки, не создавая препятствий законной торговле. Правоприменительная деятельность уже дает результаты – возросло число задержаний.

Разработана многосторонняя стратегия борьбы с коррупцией в таможенных органах. В частности, вознаграждение производится по результатам работы, пересмотрена структура заработной платы, осуществляется наем путем размещения объявлений, определены дисциплинарные меры к коррумпированным чиновникам и т. д. Особый акцент сделан на укрепление практики правоприменения, функции таможенных лабораторий и проверку специальными аудиторскими группами.

Создан веб-сайт таможни, содержащий всю необходимую информацию. Во всех региональных управлениях функционирует справочная служба. В главном управлении ТДА создан отдел по рассмотрению претензий и жалоб коммерсантов.

Завершая свою презентацию, руководитель афганской таможни сообщил, что с осени прошлого года в Афганистане действует система МДП – важный инструмент международных транспортировок и транзита с одним стандартным документом Carnet TIR.

Реформирование афганской таможни вселяет надежду на решение проблем транзита и содействия торговле. Дело – за волей и усилиями самой таможенной службы.

 

НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ

В последний день конференции состоялись заседания секций легкой промышленности, строительной сферы и сельского хозяйства. Представители компаний, ассоциаций рассказали о своей деятельности и потенциале, обсудили различные аспекты сотрудничества и взаимодействия, воспользовались возможностями установить деловые контакты, обсудить перспективные проекты, приобрести новых заказчиков, клиентов и поставщиков.

Затем состоялась дискуссия между палатами представителей ассоциаций и государственного сектора, в ходе которой отмечалось, что одной из основных проблем развития двусторонних и многосторонних деловых связей является недостаточная координация действий деловых структур и бизнес-сообщества. А отсутствие достаточных знаний друг о друге, деловых реалиях наших стран препятствует их сближению.

Подводя итоги конференции, выступающие выразили заинтересованность в подобных мероприятиях в будущем, поскольку нынешняя конференция стала актуальной площадкой для установления активного диалога сторон. Ярким примером ее эффективности стало заключение меморандумов намерений и подписание торговых договоров.

 

Предприниматели Узбекистана о конференции

Санжар Сайжанов, председатель совета директоров «TBS AGRO»,

Бадаль Осипов, исполнительный директор ООО LTD «TBS GROUP»*:

– Конференция прошла продуктивно. Мы провели 19 встреч с потенциальными партнерами. Четырнадцать из них, на наш взгляд, перспективные. Подписали 3 соглашения о сотрудничестве. В числе потенциальных партнеров – Совместная ТПП Пакистана и Афганистана, Ассоциация фермеров Пакистана (Pakistan Agriculture and Dairy Farmers Association), ТПП Равалпинди (Пакистан), ТПП Кабула, пакистанская группа CHAMP (Commercial Horticulture and Agriculture Marketing Program), афганская компания «Afghan Numu Agribusiness Co», компании «GETZ Pharma (Pvt) Ltd» и «Noorani Industries (Pvt) Ltd», «KazAgroinnovatsiya Ltd», «Adil International Traders» и др.

Организаторам конференции мы высказали свои пожелания. Так, перед подобными встречами с иностранными импортерами и экспортерами хотелось бы заранее получить информацию о ее участниках. Это поможет более качественно подготовиться к переговорам, в частности о соглашениях по сотрудничеству и суммах договоров.

Наши компании хотели бы иметь возможность ознакомиться с производством, технологией перспективных бизнес-партнеров на местах, сделать свои презентации в их офисах.

 

Фаррух Зуфаров, руководитель текстильной компании ООО «SIMEX-PROGRESS»:

– Поездка была успешной. Участие в таких бизнес-мероприятиях приносит реальную пользу. Я познакомился с руководителями ассоциаций легпрома Центральноазиатских стран, представителями ТПП различных городов стран-участниц. С ними состоялся заинтересованный разговор об экспорте продукции нашей компании. С представителями 6 профильных компаний провели встречи в формате «business-to-business». По итогам трех наметились реальные планы. Подписаны два протокола о намерениях.

 

*Обе компании входят в холдинг «TBS AGRO TRADE Group», занимающийся экспортом-импортом агропродукции. 

 

 

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Все дни конференции завершали бизнес-встречи, располагающие к неформальному знакомству. Особое впечатление на меня произвела группа афганских предпринимательниц. Одна из них – Азиза Мохманд училась в 80-е годы прошлого века в Киеве. Она является владелицей фабрики, выпускающей кожаные изделия – детские мячи, сумки, кошельки и портмоне. Азиза давно хотела наладить деловые связи с узбекистанскими предпринимателями, по­участвовать в выставках в Ташкенте. А представлявшая Федерацию бизнесвумен Афганистана Рахима Мушакхас – этничес­кая узбечка имеет предприятие по выпуску постельного белья, различных кухонных принадлежностей из ткани. Она попросила передать Ассоциации деловых женщин и ТПП Узбекистана пожелание афганок наладить взаимовыгодные контакты.

 

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.

Ташкент–Исламабад–Ташкент.

Прочитано: 3814 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика