Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 17 / Возвращаясь к напечатанному

Правомочный корпоративный пластик

 

СП ООО «Poytaxt Oil» является вашим подписчиком много лет. Ждем очередную газету и внимательно читаем от первой до последней строчки. Ваши статьи о реализации автобензина по корпоративной пластиковой карточке нам особо интересны, так как они касаются нас. Читая их, мы видим, что не все наши клиенты – юридические лица – держатели корпоративной пластиковой карточки знакомы с нормативными актами, регламентирующими деятельность автозаправочных станций. В «Налоговых и таможенных вестях» (N 51 (1011) от 24.12.2013 г.) напечатана статья «Карточка не на память», в которой эксперты С. Гурвич и Н. Мукминова отвечают на вопрос В. Захарченко из ООО «Sirex Trade». Изучив его и предыдущие публикации по таким же вопросам, мы решили внести ясность в их освещение, так как эта проблема клиентов вплотную нас касается.

Ответ экспертов завершается выводом: «Поэтому отказ работников АЗС оформлять необходимые документы при оплате топлива является нарушением действующего законодательства». Мы же считаем, что не все автозаправочные станции вправе оформлять счет-фактуру.

К примеру, наше СП работает с населением (физическими лицами) на основании выданной хокимиятом лицензии на розничную торговлю и в соответствии с пунктом 34 Положения о специальном порядке реализации стратегических видов материально-технических ресурсов (Постановление КМ от 5.02.2004 г. N 57), в котором сказано: «Реализация рыночного фонда автомобильного бензина и дизельного топлива, предназначенного для дальнейшей реализации населению, осуществляется через автозаправочные станции, имеющие соответствующие лицензии. Автозаправочные станции реализуют автомобильный бензин и дизельное топливо населению по установленным розничным ценам». Мы не имеем права выдавать счета-фактуры и заправлять автобензином и дизельным топливом автомобили юридических лиц по корпоративным пластиковым карточкам.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Положения о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами (рег. МЮ 18.04.2005 г. N 1470) корпоративная банковская карта – платежная карта, выдаваемая банком юридическому лицу, дающая право ее держателю распоряжаться денежными средствами, учитываемыми на карточном счете, на приобретение товаров, работ или услуг с оплатой безналичным путем. Но бензин и дизельное топливо не являются товаром, который можно приобрести в любом магазине или на базаре, как «содержимое» в пластиковых бутылках, а является специальным стратегическим видом материально-технических ресурсов Республики Узбекистан.

Согласно пункту 28 Правил отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа для заправки автотранспортных средств по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам (рег. МЮ 23.01.2010 г. N 2072) отпуск нефтепродуктов и газа командированным автотранспортным средствам может осуществляться на основе корпоративных банковских пластиковых карт. То есть отпуск нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа для заправки автотранспортных средств по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам, расчеты за них на основе корпоративных банковских пластиковых карт производятся автотранспортным средствам, прикомандированным из других городов Узбекистана. А пункт 31 этих же Правил гласит: «Отпуск нефтепродуктов и газа командированным автотранспортным средствам производится только на заправочных станциях, реализующих нефтепродукты или газ по раздаточной ведомости при предъявлении водителем командировочного удостоверения, путевого листа и лимитной книжки». В Ташкенте пять АЗС, которые работают по раздаточным ведомостям и лимитным книжкам. Они относятся к нефтебазам «Кучлик» и «Чинабад». Юридическое лицо заключает договор с нефтебазой, перечисляет деньги за неф­тепродукт и по раздаточным ведомостям и лимитной книжке заправляет бензин на отведенных для такой реализации автозаправках.

ООО «UzGazOil» также реализует бензин юридическим лицам по договорам и предварительной оплате через расчетный счет с выдачей своих пластиковых карточек.

Из вышесказанного можно сделать вывод: при такой оплате нефтепродукции выдают чек терминала и товарный счет в виде накладной с проставлением штампа АЗС, но не на всех заправках, как указано в статье.

Также в статье не сказано, что Постановление Кабинета Министров от 31.12.1998 г. N 542 разработано для АЗС, работающих по раздаточным ведомостям и лимитным книжкам. Абзац второй его пункта 3 предписывает организовать реализацию горюче-смазочных материалов, сжиженного и сжатого газа через заправочные станции на основе ведомостей отоваренных объемов в пределах выделенных лимитов с обязательным представлением чеков контрольно-кассовых аппаратов на отоваренные объемы соответствующих видов горючего. Этот пункт написан для юридических лиц.

Отпуская нефтепродукты по корпоративной пластиковой карточке юридическому лицу, мы нарушаем пункты 34 и 36 приложения N 3 к Постановлению Кабинета Министров от 5.02.2004 г. N 57, согласно которым автомобильный бензин и дизтопливо перепродаже не подлежат.

СП ООО «Poytaxt Oil».

 

– Мы с интересом ознакомились с альтернативной точкой зрения СП ООО «Poytaxt Oil» на выводы консультации «Карточка не на память» («НТВ» N 51 (1011) от 24.12.2013 г.). Но, будучи с ней не согласны, решили вернуться к «старой» теме и уже со своей стороны внести полную ясность.

Для этого в первую очередь необходимо ответить на вопрос: запрещена ли автозаправочным станциям реализация автомобильного бензина и дизельного топлива юридическим лицам?

По мнению руководства СП ООО «Poytaxt Oil», Положение о специальном порядке реализации стратегических видов материально-технических ресурсов (приложение N 3 к Постановлению КМ от 5.02.2004 г. N 57) запрещает реализацию автозаправочными станциями бензина юридическим лицам по пластиковым карточкам. Но цель этого документа – определение рыночных механизмов реализации отдельных видов продукции предприятий-монополистов для устранения «лишних» посредников-оптовиков между производителем и конечным потребителем. Его пунктом 34 установлено, что бензин и дизельное топливо реализуются автозаправочными станциями населению как конечному потребителю по установленным (регулируемым) государством розничным ценам. В этом пункте нет никаких запретов «заправлять автобензин и дизельное топливо по корпоративной пластиковой карточке юридическим лицам», более того, он вообще не регламентирует их реализацию автозаправками.

Авторы письма сделали, на наш взгляд, неверный вывод и из пункта 36 этого Положения: что, мол, автомобильный бензин и дизтопливо не подлежат перепродаже юридическим лицам. Приведем дословно абзацы третий и четвертый пункта 36 приложения N 3 к Постановлению КМ N 57:

«Договоры по результатам открытых биржевых торгов заключаются между нефтебазами и непосредственными потребителями на условиях 100-процентной предоплаты и включают также условия поставки и обслуживания потребителей.

Автомобильный бензин и дизельное топливо, приобретенные на биржевых торгах, перепродаже не подлежат».

В этом пункте запрет на перепродажу установлен для конечных потребителей. Автозаправочные станции ими не являются, так как, будучи предприятиями розничной торговли, они специализированы именно для перепродажи бензина и дизельного топлива.

Поскольку это не регламентирует порядка осуществления автозаправочными станциями розничной торговли, необходимо ознакомиться с актами законодательства, которые как раз его устанавливают.

Какими же нормативными документами установлено, что автозаправочные станции могут реализовать бензин и дизельное топливо юридическим лицам?

Согласно пункту 2 Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности1 розничная торговля – осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающее реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления без права использования в коммерческих целях. Здесь установлен порядок реализации «за наличный расчет населению». А согласно абзацам четвертому–шестому пункта 19 этого же документа предприятиям розничной торговли разрешается осуществлять реализацию товаров юридическим лицам по безналичному расчету и по корпоративным пластиковым карточкам. Здесь важно понять, что эти нормы не противоречат, не взаимо­исключают, а дополняют друг друга. Поэтому мнение, что раз автозаправочные станции продают бензин и дизельное топливо за наличный расчет населению, то не имеют права их реализовать по безналичному расчету юридическим лицам, противоречит Положению о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности.

Не менее важным документом, регламентирующим обсуждаемый вопрос, являются Правила отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа для заправки автотранспортных средств по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам2. Они детализируют порядок отпуска нефтепродуктов по лимитным книжкам командированным автотранспортным средствам юридических лиц, которые осуществляют безналичные расчеты по заключенным договорам и расчеты наличными деньгами, выданными банками на эти цели. В случае же отпуска нефтепродуктов по корпоративным банковским пластиковым картам разрешения, раздаточные ведомости и лимитные книжки не используются. Для них установлен другой порядок, так как, согласно пункту 28 Правил, расчеты за отпущенные нефтепродукты и газ на основе корпоративных банковских пластиковых карт осуществляются в соответствии с Положением о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами3. Согласно его пункту 9 при оплате корпоративной банковской картой в качестве отчетных документов служат оригиналы квитанций терминалов с приложением счетов и квитанций об оказанных услугах соответствующими предприятиями торговли и сервиса с проставлением штампа «Оплачено» и подписью работника, принявшего оплату через терминал. Положение не предусматривает в этом случае оформления счетов-фактур. К слову, авторы консультации «Карточка не на память» в перечне необходимых документов при оплате корпоративной банковской картой не указывали счета-фактуры.

Анализ законодательных регламентов позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, Положение о специальном порядке реализации стратегических видов материально-технических ресурсов не запрещает автозаправочным станциям реализацию бензина и дизельного топлива юридическим лицам по пластиковым карточкам.

Во-вторых, Положение о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности разрешает предприятиям розничной торговли осуществлять реализацию товаров по корпоративным пластиковым карточкам юридических лиц.

В-третьих, Правила отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа для заправки автотранспортных средств по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам и Положение о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами устанавливают порядок расчетов автозаправочными станциями за отпущенные нефтепродукты и газ на основе корпоративных банковских пластиковых карт.

Необходимо подчеркнуть, что АЗС не только могут, но и обязаны реализовать бензин и дизельное топливо юридическим лицам по пластиковым карточкам. Согласно пункту 40 Положения о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан4 продавец товаров (работ, услуг) (в том числе и АЗС) обязан обслуживать все банковские карты, принадлежащие к данной системе платежей, на условиях, предусмотренных договором между автозаправочными станциями и эквайером, то есть банком, осуществляющим проведение расчетов с АЗС по операциям с использованием банковских карт.

А согласно статье 119 Налогового кодекса осуществление торговли и оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и(или) расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, когда их применение является обязательным, а равно реализация товаров и оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов, когда их выписка или выдача является обязательной, влекут наложение штрафа от 30 до 50 МРЗП. Те же действия, совершенные в течение 1 года после применения штрафа, влекут наложение штрафа от 75 до 100 «минималок». Отказ от приема платежей по пластиковым карточкам влечет наложение штрафа, равного 100 МРЗП, а повторное нарушение в течение года после применения штрафа увеличивает его сумму в два раза.

Именно поэтому в статье «Карточка не на память» авторы рекомендовали водителям обращаться по телефонам доверия ГНК в случае отказа на автозаправочных станциях принимать платежи по пластиковым карточкам и(или) оформлять необходимые в таком случае документы.

 

Сергей ГУРВИЧ,

наш эксперт. 

 

1Утверждено Постановлением КМ от 26.11.2002 г. N 407.

2Утверждены постановлением Узгоснефтегазинспекции, Минсельводхоза и УзААРТ, зарегистрированным МЮ 23.01.2010 г. N 2072.

3Утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 18.04.2005 г. N 1470.

4Утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 30.04.2004 г. N 1344. 

Прочитано: 15175 раз(а)

Комментарии к статье (11)

Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден. Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.
2014-05-05 18:59:07, Гость_Шараф Рузметов:
Основная проблема для АЗС установлена в пункте 34 приложения № 3 к ПКМ 57,  Реализация рыночного фонда автомобильного бензина и дизельного топлива, предназначенного для дальнейшей реализации населению, осуществляется через автозаправочные станции, имеющие соответствующие лицензии.
То есть установлен рыночный фонд автомобильного бензина и дизельного топлива, предназначенного для дальнейшей реализации. только для населения и из этого фонда запрещено черпать юридическим лицам для своих авто независимо за наличный расчет или по корпоративным карточкам. Ответственность несет АЗС.
2014-05-30 18:12:16, Гость_сергей гурвич:
Уважаемый Шараф Рузметов. Пожалуйста, поясните последнюю фразу "Ответственность несет АЗС". И раньше до эпохи расчетов по пластиковым карточкам после ликвидации талонов служебные машины заправлялись на АЗС за наличный расчет и невозможно было отличить такую  заправку от заправки автомашин, принадлежащих населению, да и сейчас оплата корпоративной карточкой ничем не отличается от заправки по карточки физ.лица. Дело не в том, что я с Вами согласен в остальном, просто интересен сам механизм поимки негодяев, которые черпают из виртуального фонда "для населения".
2014-06-01 11:56:08, Гость_Шараф Рузметов:
Уважаемый Сергей Гурвич.
«раньше до эпохи расчетов по пластиковым карточкам после ликвидации талонов служебные машины заправлялись на АЗС за наличный расчет и невозможно было отличить такую  заправку от заправки автомашин, принадлежащих населению»
Если Вы спросите у работников АЗС, которые работали  как Вы говорите: «до эпохи ….» , Вам ответят, что был жесткий контроль и контролировать реализацию бензина объезжал АЗС руководитель комплекса топливной промышленности, энергетики, химии, металлургии КМ.
  
«да и сейчас оплата корпоративной карточкой ничем не отличается от заправки по карточки физ.лица».
Это уже проблема, если Вы не можете отличить!!!!
Надо вносить изменения в законодательство.
Дается понятие и в ПКМ 75, в ПКМ 407:
розничная торговля - осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающей реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления, без права использования его в коммерческих целях
и далее в пункте 19 ПКМ 407 установлена норма,
Реализация товаров по безналичному расчету может осуществляться предприятиями розничной торговли в пределах 10% от общего объема месячного товарооборота за прошедший месяц. При этом исчисление реализации товаров производится за каждый месяц отдельно. Не допускается реализация товаров в счет предыдущих месяцев. Коммерческим банкам, обслуживающим торговые организации, руководствоваться настоящим требованием при осуществлении операций по безналичному отпуску товаров. (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 16.10.2003 г. N 446)
Реализация товаров по безналичному расчету сверх 10% от общего объема товарооборота разрешается предприятиям розничной торговли только для организаций и учреждений социальной сферы (детским, лечебным учреждениям, домам для престарелых, детским домам, домам инвалидов, учебным и просветительным заведениям). (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 16.10.2003 г. N 446)
Реализация товаров по корпоративным пластиковым карточкам юридических лиц может осуществляться предприятиями розничной торговли без ограничений, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта.
В понятии, что является розничной торговлей, установлено – без права использования приобретенного товара в коммерческих целях.
Для организаций и учреждений социальной сферы ясно, для них получение прибыли не цель.
Вопрос: Юридическое лицо приобретает бензин на АЗС, предприятия общепита приобретая в розничной торговле продукты использующие в дальнейшем в своей деятельности по извлечению прибыли, организация приобретает орг.технику и т.д. ит.п.
Это перепродажа или розничная торговля? Я надеюсь Вы сможете ответить!
А как привлечь к ответственности, для органов это не вопрос.
А Вам если желаете дам совет:
Свяжитесь с СП ООО «Poytaxt Oil» проанализируйте систему деятельности АЗС, чтобы у Вас не было виртуального воображения по фондам, как приобретают бензин из рыночного фонда, а также через биржи. Моё мнение, что при отпуске ГСМ юридическим лицам, АЗС являются посредниками между биржей и юридическим лицом, а здесь и другая ставка налогов.
2014-06-02 12:07:50, Гость_сергей гурвич::
В АЗС заливают бензин в каждую машину отдельно. Можно в  канистру или другую мелкую емкость. Таков технологический процесс заправки. Поэтому АЗС в принципе нельзя назвать предприятием оптовой торговли нигде в мире, какие бы умопомрачительные определения оптовой и розничной торговли не давались в отдельных странах.Если какое-то определение идентифицирует АЗС не как розничную торговлю, - то определение неверное или читатель неправильно понял суть определения.
2014-06-02 21:50:48, Гость_Шараф Рузметов:
Не торопитесь с ответом, переговорите с оператором АЗС, он Вам сообщит, что внутренними правилами запрещается заливать или наполнять в канистру или другую ёмкость на АЗС.
А по оптовой торговле АЗС Вы правы. Оптовой торговлей АЗС запрещается заниматься, перепродажа ГСМ запрещается законодательством.
Отсюда следует, что из рыночного фонда автомобильного бензина и дизельного топливапредназначенного для дальнейшей реализации населению, реализация юридическим лицам законодательством не предусмотрено.
Отсюда возникает вопрос:
1. АЗС не имеет право заниматься оптовой торговлей.
2. Пунктом 4 МЮ от 23.01.2010 г. N 2072 отпуск нефтепродуктов осуществляется согласно договору, заключаемому между поставщиком товаров и потребителем. В настоящем договоре указывается количество выделенных по лимиту нефтепродуктов, в том числе количество отпускаемых по раздаточной ведомости и лимитной книжке для командированных автотранспортных средств. На основании договора поставщик товаров выдает потребителю счет для осуществления предварительной оплаты за нефтепродукты исходя из действующих цен.
 

Следовательно при отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа организациям, пользующимся услугами автозаправочных, автогазозаправочных и автогазонаполнительных компрессорных станций (далее - заправочная станция) по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам, является посреднической деятельностью.  В данной цепи поставщик Нефтебаза – АЗС посредник-организация потребитель.
2014-06-03 10:16:40, Гость_А.Мухамедбаев:
Гость_Шараф Рузметов

Следовательно при отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа организациям, пользующимся услугами автозаправочных, автогазозаправочных и автогазонаполнительных компрессорных станций (далее - заправочная станция) по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам, является посреднической деятельностью.  В данной цепи поставщик Нефтебаза – АЗС посредник-организация потребитель.

В случае с АГНКС ситуация иная. Ведь нам уже известно различие в подходах ГНК и Госстата. В частности ГНК считает деятельность АГНКС - производственной. Следовательно, они могут беспрепятственно отпускать газ по безналичному расчету как продукт собственного производства!?
2014-06-04 17:36:21, Гость_Шараф Рузметов :
В статье 1 Соглашения о сотрудничестве в области использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств, которое вступило в силу для Республики Узбекистан с 28 мая 1996 года, установлено что развитие сети АГНКС, необходимо для производства, хранения, транспортировки и использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств.
Следовательно АГНКС является производителем, но технологию производства я не изучал. Пусть будет производство.
Но я говорил о цепи Нефтебаза –АЗС- Потребитель (юридическое лицо). Но есть еще и АГЗС.
2014-06-04 18:39:25, Гость_НиКто:
Гость_Шараф Рузметов

Но я говорил о цепи Нефтебаза –АЗС- Потребитель (юридическое лицо). Но есть еще и АГЗС.
Почему бы не признать, что оговорился?!
Написал же черными по белому "Следовательно при отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа организациям, пользующимся услугами автозаправочных, автогазозаправочных и автогазонаполнительных компрессорных станций (далее - заправочная станция) по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам, является посреднической деятельностью.  В данной цепи поставщик Нефтебаза – АЗС посредник-организация потребитель.
2014-06-05 12:49:44, Гость_Шараф Рузметов:
НиКто, Вы мне кого-то напоминаете своей прямолинейностью, Вам не помешало бы обращать внимание, что происходит вокруг Вас. Это ничего если я на Вы с Вами.
То, что я написал, это я не оговорился, а предупреждение для налогоплательщиков, что сегодня АГНКС может быть производителем, как считает ГНК, а во время проверки со стороны работников прокуратуры стать посредником, а кто считал их производителем пойдет в отказ, это уже было в практике.
2014-06-05 15:33:06, Гость_Ни Кто:
Ни Кто - на то он и есть ни кто. И в нём можно узнать каждого из нас!
И когда мы "цитируем" автора это есть ни что, чем иначе как пересказ слов автора точь-в точь. Цитируя автора мы не обращаемся к нему, а всего лишь хотим обратить на эту мысль особое внимание.
В отношении Вас, Шараф Рузметов, конечно же у меня ничего не уважительного нет, и не хотел Вас чем-то задеть выражая свою мысль в единственном числе.
Если хотите, примите как извинение!
2014-06-09 19:47:50, Гость_Шараф Рузметов:
Хотелось бы обратить Ваше внимание на приложение №3 МЮ 2072, где установлено, что АГНКС прикреплен для отпуска газа, то есть посредник.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика