СП ООО «Poytaxt Oil» является вашим подписчиком много лет. Ждем очередную газету и внимательно читаем от первой до последней строчки. Ваши статьи о реализации автобензина по корпоративной пластиковой карточке нам особо интересны, так как они касаются нас. Читая их, мы видим, что не все наши клиенты – юридические лица – держатели корпоративной пластиковой карточки знакомы с нормативными актами, регламентирующими деятельность автозаправочных станций. В «Налоговых и таможенных вестях» (N 51 (1011) от 24.12.2013 г.) напечатана статья «Карточка не на память», в которой эксперты С. Гурвич и Н. Мукминова отвечают на вопрос В. Захарченко из ООО «Sirex Trade». Изучив его и предыдущие публикации по таким же вопросам, мы решили внести ясность в их освещение, так как эта проблема клиентов вплотную нас касается.
Ответ экспертов завершается выводом: «Поэтому отказ работников АЗС оформлять необходимые документы при оплате топлива является нарушением действующего законодательства». Мы же считаем, что не все автозаправочные станции вправе оформлять счет-фактуру.
К примеру, наше СП работает с населением (физическими лицами) на основании выданной хокимиятом лицензии на розничную торговлю и в соответствии с пунктом 34 Положения о специальном порядке реализации стратегических видов материально-технических ресурсов (Постановление КМ от 5.02.2004 г. N 57), в котором сказано: «Реализация рыночного фонда автомобильного бензина и дизельного топлива, предназначенного для дальнейшей реализации населению, осуществляется через автозаправочные станции, имеющие соответствующие лицензии. Автозаправочные станции реализуют автомобильный бензин и дизельное топливо населению по установленным розничным ценам». Мы не имеем права выдавать счета-фактуры и заправлять автобензином и дизельным топливом автомобили юридических лиц по корпоративным пластиковым карточкам.
Согласно подпункту «а» пункта 1 Положения о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами (рег. МЮ 18.04.2005 г. N 1470) корпоративная банковская карта – платежная карта, выдаваемая банком юридическому лицу, дающая право ее держателю распоряжаться денежными средствами, учитываемыми на карточном счете, на приобретение товаров, работ или услуг с оплатой безналичным путем. Но бензин и дизельное топливо не являются товаром, который можно приобрести в любом магазине или на базаре, как «содержимое» в пластиковых бутылках, а является специальным стратегическим видом материально-технических ресурсов Республики Узбекистан.
Согласно пункту 28 Правил отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа для заправки автотранспортных средств по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам (рег. МЮ 23.01.2010 г. N 2072) отпуск нефтепродуктов и газа командированным автотранспортным средствам может осуществляться на основе корпоративных банковских пластиковых карт. То есть отпуск нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа для заправки автотранспортных средств по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам, расчеты за них на основе корпоративных банковских пластиковых карт производятся автотранспортным средствам, прикомандированным из других городов Узбекистана. А пункт 31 этих же Правил гласит: «Отпуск нефтепродуктов и газа командированным автотранспортным средствам производится только на заправочных станциях, реализующих нефтепродукты или газ по раздаточной ведомости при предъявлении водителем командировочного удостоверения, путевого листа и лимитной книжки». В Ташкенте пять АЗС, которые работают по раздаточным ведомостям и лимитным книжкам. Они относятся к нефтебазам «Кучлик» и «Чинабад». Юридическое лицо заключает договор с нефтебазой, перечисляет деньги за нефтепродукт и по раздаточным ведомостям и лимитной книжке заправляет бензин на отведенных для такой реализации автозаправках.
ООО «UzGazOil» также реализует бензин юридическим лицам по договорам и предварительной оплате через расчетный счет с выдачей своих пластиковых карточек.
Из вышесказанного можно сделать вывод: при такой оплате нефтепродукции выдают чек терминала и товарный счет в виде накладной с проставлением штампа АЗС, но не на всех заправках, как указано в статье.
Также в статье не сказано, что Постановление Кабинета Министров от 31.12.1998 г. N 542 разработано для АЗС, работающих по раздаточным ведомостям и лимитным книжкам. Абзац второй его пункта 3 предписывает организовать реализацию горюче-смазочных материалов, сжиженного и сжатого газа через заправочные станции на основе ведомостей отоваренных объемов в пределах выделенных лимитов с обязательным представлением чеков контрольно-кассовых аппаратов на отоваренные объемы соответствующих видов горючего. Этот пункт написан для юридических лиц.
Отпуская нефтепродукты по корпоративной пластиковой карточке юридическому лицу, мы нарушаем пункты 34 и 36 приложения N 3 к Постановлению Кабинета Министров от 5.02.2004 г. N 57, согласно которым автомобильный бензин и дизтопливо перепродаже не подлежат.
СП ООО «Poytaxt Oil».
– Мы с интересом ознакомились с альтернативной точкой зрения СП ООО «Poytaxt Oil» на выводы консультации «Карточка не на память» («НТВ» N 51 (1011) от 24.12.2013 г.). Но, будучи с ней не согласны, решили вернуться к «старой» теме и уже со своей стороны внести полную ясность.
Для этого в первую очередь необходимо ответить на вопрос: запрещена ли автозаправочным станциям реализация автомобильного бензина и дизельного топлива юридическим лицам?
По мнению руководства СП ООО «Poytaxt Oil», Положение о специальном порядке реализации стратегических видов материально-технических ресурсов (приложение N 3 к Постановлению КМ от 5.02.2004 г. N 57) запрещает реализацию автозаправочными станциями бензина юридическим лицам по пластиковым карточкам. Но цель этого документа – определение рыночных механизмов реализации отдельных видов продукции предприятий-монополистов для устранения «лишних» посредников-оптовиков между производителем и конечным потребителем. Его пунктом 34 установлено, что бензин и дизельное топливо реализуются автозаправочными станциями населению как конечному потребителю по установленным (регулируемым) государством розничным ценам. В этом пункте нет никаких запретов «заправлять автобензин и дизельное топливо по корпоративной пластиковой карточке юридическим лицам», более того, он вообще не регламентирует их реализацию автозаправками.
Авторы письма сделали, на наш взгляд, неверный вывод и из пункта 36 этого Положения: что, мол, автомобильный бензин и дизтопливо не подлежат перепродаже юридическим лицам. Приведем дословно абзацы третий и четвертый пункта 36 приложения N 3 к Постановлению КМ N 57:
«Договоры по результатам открытых биржевых торгов заключаются между нефтебазами и непосредственными потребителями на условиях 100-процентной предоплаты и включают также условия поставки и обслуживания потребителей.
Автомобильный бензин и дизельное топливо, приобретенные на биржевых торгах, перепродаже не подлежат».
В этом пункте запрет на перепродажу установлен для конечных потребителей. Автозаправочные станции ими не являются, так как, будучи предприятиями розничной торговли, они специализированы именно для перепродажи бензина и дизельного топлива.
Поскольку это не регламентирует порядка осуществления автозаправочными станциями розничной торговли, необходимо ознакомиться с актами законодательства, которые как раз его устанавливают.
Какими же нормативными документами установлено, что автозаправочные станции могут реализовать бензин и дизельное топливо юридическим лицам?
Согласно пункту 2 Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности1 розничная торговля – осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающее реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления без права использования в коммерческих целях. Здесь установлен порядок реализации «за наличный расчет населению». А согласно абзацам четвертому–шестому пункта 19 этого же документа предприятиям розничной торговли разрешается осуществлять реализацию товаров юридическим лицам по безналичному расчету и по корпоративным пластиковым карточкам. Здесь важно понять, что эти нормы не противоречат, не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Поэтому мнение, что раз автозаправочные станции продают бензин и дизельное топливо за наличный расчет населению, то не имеют права их реализовать по безналичному расчету юридическим лицам, противоречит Положению о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности.
Не менее важным документом, регламентирующим обсуждаемый вопрос, являются Правила отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа для заправки автотранспортных средств по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам2. Они детализируют порядок отпуска нефтепродуктов по лимитным книжкам командированным автотранспортным средствам юридических лиц, которые осуществляют безналичные расчеты по заключенным договорам и расчеты наличными деньгами, выданными банками на эти цели. В случае же отпуска нефтепродуктов по корпоративным банковским пластиковым картам разрешения, раздаточные ведомости и лимитные книжки не используются. Для них установлен другой порядок, так как, согласно пункту 28 Правил, расчеты за отпущенные нефтепродукты и газ на основе корпоративных банковских пластиковых карт осуществляются в соответствии с Положением о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами3. Согласно его пункту 9 при оплате корпоративной банковской картой в качестве отчетных документов служат оригиналы квитанций терминалов с приложением счетов и квитанций об оказанных услугах соответствующими предприятиями торговли и сервиса с проставлением штампа «Оплачено» и подписью работника, принявшего оплату через терминал. Положение не предусматривает в этом случае оформления счетов-фактур. К слову, авторы консультации «Карточка не на память» в перечне необходимых документов при оплате корпоративной банковской картой не указывали счета-фактуры.
Анализ законодательных регламентов позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, Положение о специальном порядке реализации стратегических видов материально-технических ресурсов не запрещает автозаправочным станциям реализацию бензина и дизельного топлива юридическим лицам по пластиковым карточкам.
Во-вторых, Положение о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности разрешает предприятиям розничной торговли осуществлять реализацию товаров по корпоративным пластиковым карточкам юридических лиц.
В-третьих, Правила отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа для заправки автотранспортных средств по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам и Положение о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами устанавливают порядок расчетов автозаправочными станциями за отпущенные нефтепродукты и газ на основе корпоративных банковских пластиковых карт.
Необходимо подчеркнуть, что АЗС не только могут, но и обязаны реализовать бензин и дизельное топливо юридическим лицам по пластиковым карточкам. Согласно пункту 40 Положения о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан4 продавец товаров (работ, услуг) (в том числе и АЗС) обязан обслуживать все банковские карты, принадлежащие к данной системе платежей, на условиях, предусмотренных договором между автозаправочными станциями и эквайером, то есть банком, осуществляющим проведение расчетов с АЗС по операциям с использованием банковских карт.
А согласно статье 119 Налогового кодекса осуществление торговли и оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и(или) расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, когда их применение является обязательным, а равно реализация товаров и оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов, когда их выписка или выдача является обязательной, влекут наложение штрафа от 30 до 50 МРЗП. Те же действия, совершенные в течение 1 года после применения штрафа, влекут наложение штрафа от 75 до 100 «минималок». Отказ от приема платежей по пластиковым карточкам влечет наложение штрафа, равного 100 МРЗП, а повторное нарушение в течение года после применения штрафа увеличивает его сумму в два раза.
Именно поэтому в статье «Карточка не на память» авторы рекомендовали водителям обращаться по телефонам доверия ГНК в случае отказа на автозаправочных станциях принимать платежи по пластиковым карточкам и(или) оформлять необходимые в таком случае документы.
Сергей ГУРВИЧ,
наш эксперт.
1Утверждено Постановлением КМ от 26.11.2002 г. N 407.
2Утверждены постановлением Узгоснефтегазинспекции, Минсельводхоза и УзААРТ, зарегистрированным МЮ 23.01.2010 г. N 2072.
3Утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 18.04.2005 г. N 1470.
4Утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 30.04.2004 г. N 1344.
То есть установлен рыночный фонд автомобильного бензина и дизельного топлива, предназначенного для дальнейшей реализации. только для населения и из этого фонда запрещено черпать юридическим лицам для своих авто независимо за наличный расчет или по корпоративным карточкам. Ответственность несет АЗС.
«раньше до эпохи расчетов по пластиковым карточкам после ликвидации талонов служебные машины заправлялись на АЗС за наличный расчет и невозможно было отличить такую заправку от заправки автомашин, принадлежащих населению»
Если Вы спросите у работников АЗС, которые работали как Вы говорите: «до эпохи ….» , Вам ответят, что был жесткий контроль и контролировать реализацию бензина объезжал АЗС руководитель комплекса топливной промышленности, энергетики, химии, металлургии КМ.
«да и сейчас оплата корпоративной карточкой ничем не отличается от заправки по карточки физ.лица».
Это уже проблема, если Вы не можете отличить!!!!
Надо вносить изменения в законодательство.
Дается понятие и в ПКМ 75, в ПКМ 407:
розничная торговля - осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающей реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления, без права использования его в коммерческих целях
и далее в пункте 19 ПКМ 407 установлена норма,
Реализация товаров по безналичному расчету может осуществляться предприятиями розничной торговли в пределах 10% от общего объема месячного товарооборота за прошедший месяц. При этом исчисление реализации товаров производится за каждый месяц отдельно. Не допускается реализация товаров в счет предыдущих месяцев. Коммерческим банкам, обслуживающим торговые организации, руководствоваться настоящим требованием при осуществлении операций по безналичному отпуску товаров. (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 16.10.2003 г. N 446)
Реализация товаров по безналичному расчету сверх 10% от общего объема товарооборота разрешается предприятиям розничной торговли только для организаций и учреждений социальной сферы (детским, лечебным учреждениям, домам для престарелых, детским домам, домам инвалидов, учебным и просветительным заведениям). (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 16.10.2003 г. N 446)
Реализация товаров по корпоративным пластиковым карточкам юридических лиц может осуществляться предприятиями розничной торговли без ограничений, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта.
В понятии, что является розничной торговлей, установлено – без права использования приобретенного товара в коммерческих целях.
Для организаций и учреждений социальной сферы ясно, для них получение прибыли не цель.
Вопрос: Юридическое лицо приобретает бензин на АЗС, предприятия общепита приобретая в розничной торговле продукты использующие в дальнейшем в своей деятельности по извлечению прибыли, организация приобретает орг.технику и т.д. ит.п.
Это перепродажа или розничная торговля? Я надеюсь Вы сможете ответить!
А как привлечь к ответственности, для органов это не вопрос.
А Вам если желаете дам совет:
Свяжитесь с СП ООО «Poytaxt Oil» проанализируйте систему деятельности АЗС, чтобы у Вас не было виртуального воображения по фондам, как приобретают бензин из рыночного фонда, а также через биржи. Моё мнение, что при отпуске ГСМ юридическим лицам, АЗС являются посредниками между биржей и юридическим лицом, а здесь и другая ставка налогов.
А по оптовой торговле АЗС Вы правы. Оптовой торговлей АЗС запрещается заниматься, перепродажа ГСМ запрещается законодательством.
Отсюда следует, что из рыночного фонда автомобильного бензина и дизельного топливапредназначенного для дальнейшей реализации населению, реализация юридическим лицам законодательством не предусмотрено.
Отсюда возникает вопрос:
1. АЗС не имеет право заниматься оптовой торговлей.
2. Пунктом 4 МЮ от 23.01.2010 г. N 2072 отпуск нефтепродуктов осуществляется согласно договору, заключаемому между поставщиком товаров и потребителем. В настоящем договоре указывается количество выделенных по лимиту нефтепродуктов, в том числе количество отпускаемых по раздаточной ведомости и лимитной книжке для командированных автотранспортных средств. На основании договора поставщик товаров выдает потребителю счет для осуществления предварительной оплаты за нефтепродукты исходя из действующих цен.
Следовательно при отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа организациям, пользующимся услугами автозаправочных, автогазозаправочных и автогазонаполнительных компрессорных станций (далее - заправочная станция) по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам, является посреднической деятельностью. В данной цепи поставщик Нефтебаза – АЗС посредник-организация потребитель.
В случае с АГНКС ситуация иная. Ведь нам уже известно различие в подходах ГНК и Госстата. В частности ГНК считает деятельность АГНКС - производственной. Следовательно, они могут беспрепятственно отпускать газ по безналичному расчету как продукт собственного производства!?
Следовательно АГНКС является производителем, но технологию производства я не изучал. Пусть будет производство.
Но я говорил о цепи Нефтебаза –АЗС- Потребитель (юридическое лицо). Но есть еще и АГЗС.
Написал же черными по белому "Следовательно при отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа организациям, пользующимся услугами автозаправочных, автогазозаправочных и автогазонаполнительных компрессорных станций (далее - заправочная станция) по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам, является посреднической деятельностью. В данной цепи поставщик Нефтебаза – АЗС посредник-организация потребитель.
То, что я написал, это я не оговорился, а предупреждение для налогоплательщиков, что сегодня АГНКС может быть производителем, как считает ГНК, а во время проверки со стороны работников прокуратуры стать посредником, а кто считал их производителем пойдет в отказ, это уже было в практике.
И когда мы "цитируем" автора это есть ни что, чем иначе как пересказ слов автора точь-в точь. Цитируя автора мы не обращаемся к нему, а всего лишь хотим обратить на эту мысль особое внимание.
В отношении Вас, Шараф Рузметов, конечно же у меня ничего не уважительного нет, и не хотел Вас чем-то задеть выражая свою мысль в единственном числе.
Если хотите, примите как извинение!