Все нынешней весной особое,
Живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо.
Иначе думается, пишется,
И громкою октавой в хоре
Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий.
Борис Пастернак.
Словно в отместку за неласковый морозный февраль, весна в этом году наступила решительно и ярко, распахнув солнечные объятия с первого дня марта, одаривая ни с чем не сравнимым ощущением сиюминутного и необъяснимого счастья. Солнышко, проникая в каждую твою клеточку, сдвигает барометр настроения, расширяет горизонт чувств. Спеша по своим будничным делам, вдруг замечаешь трогательное дрожание набухшей почки на ветке, первых трав шитье и очаровательную прелесть пробивающихся фиалок, насыщенную голубизну неба и восхитительное великолепие на фоне вечернего неба аскетичного и в этой аскезе величественного костела.
Казалось бы, разменяв шестой десяток, пора привыкнуть к весенним метаморфозам природы и души. Ан нет, каждый раз в это магическое время года вновь и вновь постигаешь трепетную ценность бытия, своего места в этом удивительном мире. Подставляя лицо лучам весеннего солнца, замираешь на мгновенье и жмуришься от счастья и полноты жизни, забывая о суетном и мимолетном, причащаешься к вечности. И это, наверное, и есть генная память, передающая понятное и близкое сердцу языческое мировосприятие далекого пращура-степняка. Может быть, под неистовым напором вот такого же обостренного сплава эмоций несколько тысячелетий назад, в благодарность за дарованное свыше ощущение божественного единения с природой, он робко и неумело совершил свой первый обряд поклонения огню и солнцу. А затем каждое новое поколение, бережно храня таинство того первого движения души, по-мудрому неторопливо вносило новые штрихи в ритуал приветствия обновленной природе, торжеству жизни, через столетия превратившийся в светлый праздник Навруз!
Как весны меж собою схожи:
И звон ручьев, и тишина...
Но почему же все дороже
Вновь приходящая весна?
Андрей Дементьев.
Вдруг вспомнилась далекая весна 1983 года, такая же ранняя, пьянящая густым ароматом цветущих дерев. Залитый солнцем и окутанный особой аурой тепла городок детства и юности Денау, представлявший собой в ту пору эдакий Вавилон, в котором дружно проживали представители многих национальностей…
До блеска убранная территория школы N 4 непривычно тиха. Дети на каникулах, и только голоса учителей нарушают послеполуденную умиротворенность. Они расставляют на заднем дворе столы, готовят место под очаги. Руководит процессом директор Ахмад-ака Джалилов. Сейчас говорят, что Навруз был в те времена под запретом, но и особых гонений я не замечала. С молчаливого согласия гороно, кажется, намеренно не замечавшего празднования в учебных заведениях, день весеннего равноденствия решил отметить и педколлектив национальной школы, где мне довелось работать.
В Навруз особое внимание уделяют угощению. Дастархан накрывается всевозможными национальными блюдами и сладостями, ведь по старинной традиции он должен быть богат яствами. Вот и у нас заранее был объявлен конкурс на лучшее весеннее блюдо. Уж тут постарались все учителя. Глаз радовало многообразие салатов и форм катлама-патыров, обжаренных чучварушек и самсы из трав, мяса, тыквы. «Русисты» Фаина Михайловна Конеева и Расима Ахкамовна Тахаутдинова принесли татарские балиш и чак-чак. Антонина Ким – салаты из проросшего маша и какой-то особенной травы. Фатима Курбанова – лакский пирог. Завуч Лидия Григорьевна Городкова – ажурные блины. Тогда я впервые попробовала таджикский «халис». Не помню, кто его принес, но вкус был отменный. А я долго расспрашивала бабушку, чем потчуют на Навруз казахи? В итоге мы с ней сделали баурсаки и атолу, которую мои предки готовили из молока, муки и сливочного масла к обряду весенней перекочевки.
Трудовичка Мархамат опа Алматова решила, что молодым учителям необходимо поупражняться в приготовлении исмалок-сомсы по-ташкентски. Я ей по сию пору благодарна за науку.
Женщины постарше готовили казан и ингредиенты для сумаляка. В другом углу на самодельном топчане учителя труда и английского языка Хамид Худойбердиев и Соат Хушвактов сноровисто шинковали морковь и лук для вечернего плова.
Мы ловим за приметою примету
Весны, ее божественный исток.
Еще один сезон уходит в Лету,
Еще длинней наш долгий путь по свету,
Еще один свершается виток.
Любовь Сирота.
Кругом царила атмосфера доброжелательности, единения и радостного бытия. Видимо, жизненная сила древнего праздника и заключается в этих ощущениях себя частицей огромного мира. Уже во время празднества многих коллег словно узнавала впервые. Оказалось, «генерал-кампыр», так называли высокую сухопарую учительницу узбекского языка Сару Аълаевну, которую многие побаивались за привычку рубить «правду-матку», – в душе романтичная особа. Вместе с другим знатоком лирики, местной поэтессой и по совместительству завучем по воспитательной работе Зоей Юлдашевной, они так изумительно читали стихи, что хотелось продлить эти мгновения как можно дольше.
Удивила и молодой учитель пения Зиеда Абдуллаева, виртуозно сыгравшая популярные шлягеры того времени на рубабе. Она как-то по-особому бесподобно носила тюбетейку. Никогда не видела ее без этого головного убора. Глядя на современных девушек, сожалеешь, что они практически его не носят. От учительницы узбекского языка и литературы, блистательной красавицы Сабохат Жураевой, пришедшей на праздник в расшитой тюбетейке и атласном платье, нельзя было глаз оторвать.
Танцевальную программу открыла семейная пара, физик Тошмухаммад-ака Худойназаров и химичка Хадича Муминовна, статная и красивая женщина. Она могла одним движением соболиных бровей, не повышая голоса, добиваться тишины в классе. Тогда они казались мне пожилыми, хотя сейчас понимаю, что им было слегка за сорок. Супружескую чету в школе за глаза называли «Ромео и Джульетта». Имея пятерых или шестерых детей, они, будто молодожены, никогда не расставались и глядели друг на друга влюбленными глазами. А как они танцевали узбекский танец!
Всегда жалела тщедушную, несколько забитую учительницу истории Хурсаной опу Саттарову. И только в этот день я узнала, что она окончила с отличием Самаркандский университет и ей прочили блистательную научную карьеру. Все мы завороженно слушали ее рассказ о Наврузе. От нее я впервые услышала о древнегреческом летописце Страбоне, «Навруз наме» Омара Хайяма, легенде об Ахурамазде и Аримане. Оказалось, что она энциклопедически образована, и к тому же, приглядевшись к ней, поняла, какой она была в молодости красивой девушкой…
Мы танцевали и пели всю ночь, попеременно сменяясь у казана с варившимся сумаляком.
Пшеницу – главный хлебный злак –
Кладут в мужской халим и женский сумаляк,
И если вдруг вам сумаляк подбросит
Свой камушек волшебный – добрый знак,
(Он счастье, говорят, приносит)
Храните амулет и славьте сумаляк.
Альбина Маркевич.
Той весной я впервые участвовала в священнодействии сумаляковарения. Так здорово, что эта традиция бережно передается из поколения в поколение. Просто поразительно, как народ умеет интуитивно выбирать самое полезное для питания. В древности это блюдо было ритуальным и готовилось перед началом весенних посевных работ. Считается, что оно придает человеку духовные и физические силы. Поэтому сумаляк обязательно готовят в дни Навруза.
Закладывая последовательно в раскаленный казан хлопковое масло, муку и первую порцию сусла из проросшей пшеницы, учителя начальных классов Зульфия Муминовна и Муновар опа Шадиева неспешно рассказывали нам о замечательных свойствах проростков пшеницы, учили орудовать длинным деревянным черпаком, постоянно помешивая массу, чтобы не образовались комочки. Когда варево начало густеть, влили вторую порцию сусла. И лишь при закладке третьей на вахту заступила молодежь – учителя русского языка Гульчехра Асламова и Мукаррам Ахунова, истории – Минганор Абдумуминова, литератор Саодат Толипова. Весело помешивая уже сгустившуюся массу, я прислушивалась к цокоту перекатывающихся грецких орехов и маленьких камушков, которые кладут для того, чтобы сумаляк не пригорал.
Варили сумаляк до рассвета, пока не образовалась светло-коричневая сладковатая масса. После этого казан закрыли крышкой, и лишь через два часа уставшие участники ночного бдения распробовали плоды своего труда. Тогда мне показалось, что нет ничего вкуснее разлитого по пиалушкам горячего сумаляка с лепешкой.
Наверное, это самое неистребимое жизнеутверждающее человеческое качество – стремление сделать свою жизнь яркой, насыщенной не только трудом, но и добрыми праздниками, мудрыми обрядами и светлыми ритуалами. Таким является и Навруз – символ возрождения и обновления. Годы вносят новое в его празднование, но главная его особенность остается неизменной. Это трепетное и бережное отношение к природе, каждую весну одаривающей нас обостренной жаждой жизни.
Она не изменяется веками, ее законы всегда вступают в силу в нужное время и в нужном месте. Когда кажется, что суровой зиме не будет конца и холода никогда не закончатся, к нам возвращается весна. И за спиной вновь вырастают крылья, и ты стремишься навстречу солнцу и ясному небу, новым ощущениям и светлым мечтам.
Люблю весну! А разве может быть иначе?
Поток весенних чувств изливала
Гульнора АБДУНАЗАРОВА.