Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 9 / Как бухгалтер бухгалтеру…

Успешный бухгалтер. Какой он?

 

Нередко мы пишем, что бухгалтер должен быть грамотным и успешным в своей деятельности. Грамотный – понятно. А что значит успешный?

В этом нам помогла разобраться бухгалтер со стажем и по сов­местительству психолог Елена Алиева.

 

ЗНАТЬ ДОКУМЕНТЫ, ПОНИМАТЬ ЛЮДЕЙ

Говоря о таком специалисте, важно знать основные функции его деятельности. Многие полагают, что все они связаны только с учетом, финансовыми документами. А они требуют ответственности, скрупулезности, внимательности, сосредоточенности, стрессоустойчивости, умения управлять своим временем, знания законодательства. К последнему я бы добавила такое важное качество, как способность разбираться в нем, не просто уметь отслеживать правовые нововведения, но и предвидеть их последствия. Все это, бесспорно, необходимо.

Но для обеспечения успешности специалиста этого недостаточно. Один очень важный для такой характеристики момент связан с умением общаться с работниками государственных органов, например налоговых.

Приведу пример. Моя родственница, много лет проработавшая бухгалтером, обладала отменной памятью, не хуже любого юриста знала нормативно-законодательные акты, могла вести бух­учет любой сложности. Она была очень тактичным и отзывчивым человеком, однако не любила общаться с незнакомыми людьми, разговаривать с ними. Из-за этого при общении с ней создавалось впечатление, что она резка и холодна с собеседником. Эта черта нередко мешала ей во время проведения налоговых проверок, в которых немаловажны человеческий фактор и конструктивный разговор. А потому работодатели, даже зная, что за таким бухгалтером будут как за каменной стеной, нередко предпочитали ей менее опытных, но более коммуникабельных специалистов.

Бухгалтеру по роду своей деятельности необходимо уметь общаться с разными людьми: будь то налоговый инспектор, директор, подчиненный или контрагент. А для этого необходимы такие личные качества, как терпение, сдержанность, толерантность. Многие психологи рекомендуют использовать так называемую «дежурную» вежливую улыбку. Подсознательно сложно желать что-то плохое улыбающемуся тебе человеку. И мой опыт показывает, развить в себе такие качества вполне возможно.

 

РАЗБИРАТЬСЯ В БИЗНЕСЕ

Часто говорят, что бухгалтер – второе после руководителя лицо в компании. Продвинутые специалисты учета нередко входят в число учредителей компании наряду с директором. Лично я знаю несколько семейных пар, имеющих свой бизнес. Как правило, в этой упряжке муж – руководитель компании, жена – главный бухгалтер.

В любом случае успешный бухгалтер должен не только разбираться в финансовых и налоговых вопросах предприятия, но и знать специфику самого бизнеса. Иначе ему будет непросто, к примеру, формировать затраты, рассчитывать налоги. Ведь на производстве – одни требования, в общепите – несколько другие, бюджетные организации кардинально отличаются от коммерческих. Понятно, что нельзя объять необъятное, но обширные знания во всех областях сегодня ценятся все больше и больше.

 

УЧИТЬСЯ, РАЗВИВАТЬСЯ, СТРЕМИТЬСЯ К ПЕРЕМЕНАМ

Не секрет, что развитие, самообразование и работа над собой – важны в любой профессии. И если специалист хочет достичь успехов на своем поприще, то он должен об этом помнить. Благо, возможностей для этого предостаточно: специализированная литература, пресса, сайты, электронные программы, курсы, семинары, конференции, форумы…

Знакомый бухгалтер в свободное время предпочитает изучать тематическую литературу и посещать семинары, которые у нас в Ташкенте проводятся достаточно часто. Очень популярны сегодня курсы по сертификации CAP/СIPA. Серьезные организации, в том числе международные, при приеме на работу бухгалтеров требуют предъявить такие сертификаты.

Все это нужно и для карьерного роста, и для высокой заработной платы. Понятное дело, что развитого бухгалтера ценят гораздо выше того, кто просто отрабатывает день и не стремится узнавать что-то новое в своей обширной сфере.

 

УМЕТЬ РУКОВОДИТЬ…

Очень непростой навык. Я бы сказала – один из сложных. Если вы – главный бухгалтер и имеете в подчинении помощников или целый отдел, то вам необходимо уметь организовать и оптимизировать работу своей службы. Важно знать, как делегировать полномочия, разграничивать обязанности, вести контроль. Это особо полезно во время налоговой проверки и периода отчетности и вам, и вашему предприятию, а неумение, наоборот, может породить немалые проблемы.

Опишу ситуацию. В бухгалтерии крупной компании на полставки работала начинающий бухгалтер. Моя подруга, которая руководила этим отделом, не смогла найти с ней общего языка. В период подготовки отчетов, как правило, сопровождаемый авралами и нехваткой времени, между ними произошел конфликт. Студентка, не выполнив свои обязанности, не представила сведения, и сдача отчетов задержалась. Позже она была уволена, а ее ошибки исправляла главный бухгалтер.

Все закончилось благополучно, но неприятная ситуация несколько дней штормила работу всей службы.

Поэтому важной составляющей успешного бухгалтера являются умение распознавать назревающие проблемы и конфликты и способность предупреждать их. Этот профессиональный навык приходит не сразу, но он просто необходим в бухгалтерской деятельности. Я знаю многих руководителей, которые для развития его у своих работников не скупятся на различные семинары по сплочению коллектива и тимбилдингу.

 

…И ПОДЧИНЯТЬСЯ

Каким бы квалифицированным ни был бухгалтер, он вряд ли надолго задержится на своем месте, если не вызовет доверия у своего директора. Здесь важно не столько понравиться шефу, сколько вызвать у него ощущение надежности. Хозяин бизнеса, директор должны верить своему специалисту учета, чувствовать, что они могут доверить ему коммерческие тайны предприятия.

Я была свидетелем того, как очень честного и порядочного бухгалтера несправедливо обвинили в мошенничестве. А все потому, что он просто не смог вызвать доверия у шефа. В общении с руководством бухгалтеру стоит следовать правилу золотой середины – стараться стать доверенным лицом, но без заискивания.

Здесь важно учитывать и профессиональные ожидания руководителя. Прежде всего он надеется, что бухгалтер умеет грамотно вести учет, вовремя сдавать отчеты, быть готовым к налоговым проверкам и, что не менее важно, выходить из них без штрафных и прочих последствий.

Одно из основных требований – умение оптимизировать налогообложение доходов и минимизировать расходы. Хороший бухгалтер может без каких-либо нарушений законодательства «сэкономить» значительную часть прибыли, и это самый «лакомый кусочек» для любого предпринимателя.

По большому счету, большинство руководителей предпочло бы видеть в бухгалтере универсала, работающего за весь отдел. Понятно, что это удобно и экономно, но нецелесообразно с точки зрения времени и качества. Профессионал даже самого высокого уровня способен ошибаться, а сверхнагрузки еще никому уверенности и внимательности не добавляли. Неправильно поступают и те руководители, которые «грузят» своих бухгалтеров работой с кадрами. При виде такого затюканного и сверхзагруженного второго лица в компании у меня возникает вопрос: «Как у такого бухгалтера дебет сходится с кредитом?».

 

Д.Хусанов, генеральный директор ООО:

– Я очень уважаю работу бухгалтера, считаю ее сверхнеобходимой для ведения бизнеса службой. Соответственно, и требования к ней предъявляю высокие. Выбирая грамотного специалиста учета, прежде всего ориентируюсь на его опыт. В беседе стараюсь уточнить, с чем ему приходилось сталкиваться за годы работы. Очень важна специфика бухучета на предыдущих местах работы. Люблю приводить конкретные ситуации и из полученного ответа делаю определенные выводы.

Личные качества второстепенны, но немаловажны. Я считаю, что хороший бухгалтер должен быть аккуратным, добросовестным, любить свою работу и получать от нее удовольствие. По своему опыту знаю, что достичь успеха в своей деятельности, не любя ее, очень сложно.

 

Итак, прежде всего успешный бухгалтер:

  • имеет немалые знания по бухучету и налогообложению. Способен отслеживать изменения в этих областях;
  • хорошо разбирается в специфике бизнеса;
  • способен и готов учиться и развиваться;
  • вызывает доверие у руководства;
  • грамотно взаимодействует с подчиненными;
  • умеет управлять своим временем;
  • знает, как справиться со стрессом;
  • терпелив и толерантен, способен управлять своими эмоциями;
  • любит свою профессию.

 

Профессия бухгалтера сложна и интересна, а главное – дает возможности для развития, самореализации. Фактически любой уверенный в своих силах и возможностях может овладеть бухгалтерией, даже не имея специального образования.

Яркий тому пример – история филолога Галины Никитиной, которая к тридцати годам решила попробовать себя в бухгалтерии. Обучение на курсах и самообразование, а также стремление стать специалистом учета позволили ей достичь больших успехов. Сегодня Галина – главный бухгалтер серьезной компании. При этом она совмещает эту работу с другим прибыльным делом, связанным с логистикой.

Загруженная трудовая деятельность не мешает ей быть активным человеком в нерабочее время. Она занимается волонтерством, участвует в социальных проектах. Закончив курсы «Узбектуризма», проводит экскурсии по городу своим знакомым. Очаровательная женщина и настоящий друг, она, достигнув настоящего успеха в жизни, продолжает совершенствоваться и дальше.

 

Наталья СПИРИДОНОВА,

наш корр.

 

Прочитано: 16193 раз(а)

Комментарии к статье (2)

Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден. Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден.
2014-03-03 00:03:43, botir2002:
Особенно улыбнуло вот это фраза "Не секрет, что развитие, самообразование и работа над собой – важны в любой профессии. И если специалист хочет достичь успехов на своем поприще, то он должен об этом помнить. Благо, возможностей для этого предостаточно: специализированная литература, пресса, сайты, электронные программы, курсы, семинары, конференции, форумы…"
Между тем сайты, форумы, пресса, семинары, конференции у нас не очень развиты. Откуда такая информация?
2014-03-03 08:15:23, Гость_Читательница:
А не заблуждение ли это:
любой уверенный в своих силах и возможностях может овладеть бухгалтерией, даже не имея специального образования.
В свое время люди добрые посоветовали мне пойти в бухгалтерию. Я окончила соответсвующие курсы, бухгалтерия мне нравится, постоянно читаю, просвещаюсь, но по истечении 4,5 лет работы главным бухгалтером (в малом бизнесе), я поняла что нужно еще многому и многому учиться. И как бы мне ни нравилась эта работа, не имея соответствующего образования, я поступаю безответственно по отношению к своему руководству, поскольку могу заблуждаться относительно уровня своих знаний.
И еще знаю несколько человек "перепрофилировавшихся" в бухгалтера, уверенных,как и я первое время, что там ничего сложного для них нет, на деле же упускающих в работе важные моменты. Так все же какой должен быть уровень образования у главного бухгалтера? Конечно, микрофирм и малых предприятий много, не на всех может хватить специалистов, но у человека берущего на себя какую-никакую ответственность должно быть и право на работу в этой сфере.
И еще, мне кажется, что все курсы подготовки или повышения квалификации бухгалтеров должны выдавать не бумажку, о том что курс прослушан, а проводить какую-то экзаменацию и по ее результатам выдавать документ, что человек вот это и это знает. Лично я, когда прослушала курс, села и нарисовала баланс придуманной фирмы, сделала фин-отчет, расчет з/п и устраиваясь на работу (подруга уходила в декрет) показала вот это я знаю, больше ничего не знаю. Сейчас смешно это вспоминать, многому она меня научила, до многого я дошла сама. Но теперь, имея опыт, понимаю, что ничего хорошего в подобной самодеятельности нет.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика