Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 4 / Хозяйственное право

Госкомконкуренции дает «добро»

 

В наступившем году отечественным предпринимателям стали более понятны и прозрачны разрешительные процедуры, связанные с реорганизацией хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках страны. Под занавес уходящего года Постановлением Кабинета Министров от 27.12.2013 г. N 344 (далее – Постановление N 344) было утверждено Положение о порядке выдачи предварительного согласия на создание объединения хозяйствующих субъектов, на слияние, присоединение хозяйствующих субъектов (далее – Положение). В нем детально регламентирован механизм прохождения разрешительных процедур в сфере антимонопольного регулирования. Документ нацелен на унификацию этих действий, снижение административной нагрузки на субъекты рынка, поддержку предпринимательской деятельности.

Но для чего законодательство обязывает их получать предварительное согласие на создание, слияние и присоединение? Как регулируется этот процесс и что нового вносит в него Постановление N 344? Что надо знать предпринимателям перед тем, как начать реорганизацию? Об этом рассказывает заместитель начальника Управления развития конкурентной среды и недопущения недобросовестной конкуренции Госкомитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (далее – Комитет, Антимонопольный орган) Валентина ДУБРОВСКАЯ. 

 

УГРОЗЫ РЫНКУ И КОНКУРЕНЦИИ. КАК ИХ МИНИМИЗИРОВАТЬ?

Валентина Константиновна, какие риски могут создавать рынку слияние и присоединение хозяйствующих структур?

– С их помощью предприниматели стремятся получить преимущества от совместной деятельности: например, повысить экономическую эффективность, освоить новую нишу, диверсифицировать производство, выйти на другие географические рынки и т.д. Но в то же время, интегрируя, они могут добиваться доминирующего положения, увеличившись, создавать монопольную структуру, захватывать уже существующие или новые рынки и сферы экономической деятельности. В результате это усиливает монополизацию, создает другим предпринимателям барьеры для входа на рынки. Комитет осуществляет контроль за действиями, которые создают угрозу конкуренции. Один из инструментов недопущения такого поведения – выдача Антимонопольным органом предварительного согласия на осуществление подобных сделок.

Конечно, не все слияния и присоединения могут способствовать усилению концентрации рынка. Например, объединение малых предприятий, имеющих небольшие балансовые активы и объемы производства, вряд ли будет представлять угрозу конкуренции. Как правило, они имеют одного учредителя и укрупняются для улучшения финансового положения. Риски представляет слияние конкурирующих крупных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию. «Слив» объемы производства и продаж, они могут создать угрозу для реальных и потенциальных конкурентов.

Давайте сконцентрируем внимание на товарных рынках. Антимонопольные требования к финансовым рынкам были введены с принятием Закона «О конкуренции» (от 6.01.2012 г. N ЗРУ-319), и нормы по совершению действий по слиянию и присоединению также нашли отражение в Положении. Практика контроля за слиянием финансовых организаций незначительна.

Что предусматривает законодательство, в частности новое Положение, для минимизации угроз, ограничивающих конкуренцию при интеграции субъектов рынка?

– Получение предварительного согласия предусмотрено Законом «О конкуренции», Положение разработано в соответствии с его требованиями. В то же время в нем были учтены требования Закона «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» (от 20.12.2012 г. N ЗРУ-341).

До принятия Закона «О конкуренции» действовала уведомительная система извещения Комитета о реорганизации субъектов рынка. Но далеко не все извещали нас о своих намерениях. Регистрирующий орган не был уверен, проинформировали предприниматели Антимонопольный орган об укрупнении своих структур или нет. В целях защиты конкуренции в целый ряд законодательных актов были внесены требования о выдаче предварительного согласия перед регистрацией хозсубъектов. Если этого не сделать вовремя, такие действия могут привести к монополизму. Разделить подобные структуры постфактум будет сложно.

Процедуры госконтроля и регулирования таких сделок существенно были упрощены с принятием Закона «О конкуренции». До этого Антимонопольный орган выдавал предварительное согласие на них, если суммарная балансовая стоимость участвующих в сделке активов составляла 2 000-кратный минимальный размер заработной платы. Под контроль стали попадать мелкие предприятия, не угрожающие рынку. Поэтому в Законе «О конкуренции» порог был увеличен до 100 000-кратного МРЗП. Если на одном рынке работают крупные предприятия, выпускающие одинаковую продукцию, мы должны отслеживать, что изменится в случае их концентрации. Если же сливаются мелкие субъекты, то им не надо получать на это разрешение – Закон «О конкуренции» освободил их от ряда обременительных действий. Новое Положение подробно регламентирует действия собирающихся укрупнять свой бизнес. Оно устанавливает разрешительные требования, условия и основания для принятия решения о выдаче разрешения или отказе, включает перечень необходимых форм, предусматривает сроки рассмотрения заявления и так далее. Процедура осуществляется по принципу «одно окно». А возможность представлять документы в Антимонопольный орган в электронной форме также облегчает процедуру, снижает административные издержки.

 

СЛИВАЙТЕСЬ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ…

НО В РАМКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В каких случаях чаще всего происходит укрупнение предприятий в виде слияния и присоединения? На что обращаете внимание при принятии решения?

– Можно выделить четыре основных вида слияния и присоединения. Горизонтальное – это объединение двух конкурирующих хозсубъектов, предлагающих одну и ту же продукцию. Вертикальное – объединение поставщика и потребителя (например, производителя мебели и сырья для нее). При параллельном происходит слияние субъектов, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, одно предприятие производит фотоаппараты, а другое – фотопленки. Есть конгломератные (круговые) слияния или присоединения не связанных между собой производственными или сбытовыми отношениями структур. Там фигурантами являются субъекты различных отраслей, которые по отношению друг к другу не являются ни поставщиками, ни потребителями, ни конкурентами.

Довольно часто сливаются работающие на разных рынках. Например, предприниматель организовал бизнес-структуру, но не рассчитал своих сил. Тогда он создает несколько предприятий, которые начинают заниматься разными видами деятельности. Они тоже не оправдывают ожиданий, и учредитель объединяет их для концентрации своих финансовых ресурсов. В принципе, такая структура не опасна для рынка. Но вот иная ситуация: сливаются два хозсубъекта, и один из них занимает на рынке доминирующее положение, которое может еще больше усилиться при слиянии с аналогичным предприятием. Этого допустить нельзя, и хозсубъектам может быть отказано в выдаче согласия на объединение на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом «О конкуренции» и Положением. Но в то же время в Положении есть норма, разрешающая дать «добро» на совершение действий при усилении доминирующего положения. В таком случае юридическое лицо должно доказать, что потребители получат от этого существенную выгоду. Мы смотрим, чтобы не сливались потребители и поставщики сырья. Для рынка это создает повышенный риск. Объединившись, предприниматели могут ограничить вхождение на него новых хозсубъектов, чего нельзя допускать. Если эта тенденция не прослеживается и они не препятствуют доступу к сырьевым ресурсам своим конкурентам, мы даем согласие. Хочу отметить, что в результате антимонопольного регулирования сделок по слиянию, присоединению у нас не появилось ни одного предприятия-монополиста. Это уже хорошо.

Еще один момент. Крупные предприятия, ассоциации, компании могут создаваться Постановлением Правительства. В таких случаях мы не выдаем предварительного согласия, но визируем проект документа, делаем свои замечания, контролируем деятельность таких структур через рынок. Если видим, что они создают риск для конкуренции, включаем их в Госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных и финансовых рынках (далее – Реестр), и отслеживаем поведение.

Когда создаются ассоциации, компании, объединения, при принятии решения обращаем внимание на то, чтобы в их уставе не было функций регулирования деятельности входящих в них юридических лиц. Такие объединения создаются для решения общих проблем, например законодательного характера, но они не вправе брать на себя регулирующие или распределительные функции.

 

ЧТО В ПАКЕТЕ?

– Какие надо сдать документы для получения предварительного согласия и каковы сроки их рассмотрения?

– Для получения предварительного согласия надо подать в Антимонопольный орган заявление; копии учредительных документов хозсубъектов, вступающих в объединение, а также принявших решение о слиянии, присоединении; сведения о видах деятельности, наименованиях товаров (работ и услуг) и их объемах, произведенных и реализованных каждым участником, совершенных (совершаемых) действиях в течение 2 лет, предшествующих дню подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее 2 лет; финансовую отчетность каждого участника совершаемого действия (формы NN 1 и 2) за два предыдущих календарных года. Во время изучения возможного влияния на ограничение конкуренции Комитет может запрашивать дополнительные документы у других ведомств.

За выдачу разрешения о предварительном согласии сбор не взимается. Документы рассматривает специальная комиссия Комитета, которая принимает решение не позднее 10 рабочих дней с момента их получения. Рассмотрение может быть продлено (не более чем на 1 месяц), если возникнут основания предполагать, что объединение субъектов может вызвать или усилить доминирующее положение либо ограничить конкуренцию на рынке. Об этом необходимо обязательно уведомить заявителя.

Положением предусмотрено, что решение на слияние, присоединение должно быть выполнено в течение года, иначе оно утрачивает силу. Ограничение введено потому, что ситуация на рынке постоянно меняется. В течение года на нем могут появиться новые хозсубъекты или предпринимательская структура обретет доминирующее положение либо, наоборот, утратит позиции монополиста.

Если хозсубъект обратился в Антимонопольный орган за разрешением, но мы затянули сроки и своевременно не ответили ему, в том числе о продлении сроков, он может совершать укрупнение без нашего согласия. Эта норма заложена в Закон «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности». Другими словами, максимально упрощая механизм для предпринимателей, защищая их от необоснованных требований, Положение жестко контролирует сроки выдачи решений, устанавливает требования и регламент точного, неукоснительного исполнения его и для госорганов.

 

КОМИТЕТ НАЛОЖИЛ ВЕТО

В каких случаях Антимонопольный орган вправе отказать в выдаче предварительного согласия?

– Основанием для отказа может служить представление не всех документов, наличие в них недостоверных или искаженных сведений, несоответствие хозсубъекта разрешительным требованиям и условиям. К последним относятся доминирующее положение и ограничение тем самым конкуренции одного из субъектов или возникновение такой возможности в результате интеграции хозяйствующих структур. В уведомлении об отказе должны быть указаны мотивированные причины со ссылкой на нормы законодательства; срок (10 дней), в течение которого субъект предпринимательства вправе их устранить и представить документы для повторного рассмотрения (оно тоже производится в течение 10 дней). При этом не допускается приведение оснований отказа, ранее не изложенных в решении, в том числе по мотивам нецелесообразности.

Какие санкции применяются к хозсубъектам, допустившим слияние или присоединение без разрешения на эти действия?

– Пока не зафиксировано ни одного подобного факта. Тем не менее в таких случаях Положением предусмотрено возбуждение дела о нарушении законодательства о конкуренции, его рассматривает специальная комиссия Комитета. Она принимает и выдает предписание, которое нарушитель должен выполнить в течение 5 дней. Комиссия принимает также решение о привлечении его к административной ответственности. В случае несогласия с Антимонопольным органом хозсубъект вправе обратиться в суд.

Анализ обращений показывает, что, несмотря на четко прописанный механизм разрешительных процедур, к нам часто обращаются предприниматели, которым не требуется предварительного согласия на укрупнение. Судя по всему, регистрирующие органы хотят быть уверены, что новая хозструктура создается в соответствии с антимонопольным законодательством. В таких случаях мы в течение 1 дня выдаем предпринимателю письмо, в котором указываем, что у него маленькие активы и нашего согласия не нужно.

С повышением порогового значения, по которому не требуется предварительного согласия, небольшие предпринимательские структуры постепенно уходят из-под нашего контроля, и это нормально. В 2012 году 59% предпринимателей, обратившихся в Комитет, не надо было получать его разрешение, а в 2013 году – 75%.

 

Беседу вела

Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш спец. корр.

Прочитано: 2331 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика