Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 3 / Парламентские вести

На защите интересов

 

В УЗБЕКИСТАНЕ СФОРМИРОВАНА
ЦЕЛОСТНАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА,
РЕГУЛИРУЮЩАЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ ЕЩЕ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Закон «Об опеке и попечительстве» (от 2.01.2014 г. N ЗРУ-364) вступит в силу в июле этого года. Мы попросили его прокомментировать депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса, члена фракции Народно-демократической партии Узбекистана, Алию ЮНУСОВУ, которая участвовала в разработке этого документа.

 

– Одной из потребностей цивилизованного общества в сфере социальной защиты являются совершенствование законодательной основы института опеки и попечительства, создание эффективных механизмов его применения.

До настоящего времени правоотношения, связанные с опекой и попечительством, в основном регулировались Гражданским и Семейным кодексами, Положением об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан (приложение N 2 к Постановлению КМ от 12.04.1999 г. N 171), а также отдельными нормативными актами.

Вместе с тем следует отметить, что ни в одном из нормативно-правовых актов не давалось определения понятию «органы опеки и попечительства». Недостаточно были урегулированы вопросы и не определены механизмы осуществления опеки и попечительства всех категорий лиц, нуждающихся в них. Ограничены формы устройства лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, которые выходят за пределы предмета регулирования Семейного кодекса. Особенно это касается лиц, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Проведенный нами анализ действующего законодательства показал, что нормы не только рассредоточены в разных актах, но и не всегда достаточны для правового урегулирования и сопровождения процессов опеки и попечительства. Потребность института опеки и попечительства в соответствии с требованиями сегодняшнего дня состоит в том, чтобы охватить их содержание общими для всего института принципами.

Назначение опеки и попечительства было предусмотрено в месячный срок (пункт 5 вышеуказанного Положения), а также не были определены формы предварительного устройства лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, что влекло за собой нарушение их имущественных прав со стороны других лиц и ослабляло их социальную защиту.

Следует отметить, что в действующем законодательстве отсутствовали четкие критерии отбора лиц, желающих стать опекунами или попечителями, их предварительной психолого-педагогической и социальной подготовки, что имеет большое значение для адаптации подопечных и предотвращения их возврата в институциональные учреждения.

Зарубежная практика в этой сфере достаточна богата. К примеру, в Великобритании вопросы опеки регулируются законами «Об опеке над несовершеннолетними» (1971 год), «Об опеке» (1973 год), «О заботе о детях» (1980 год). В Канаде аналогичные документы были приняты в целом ряде провинций: в провинции Манитоба – Закон «О соблюдении интересов детей» (1974 год), в провинциях Нью-Брансуик и Новая Шотландия – законы «Об опеке детей» (1973-й и 1967 годы соответственно). В Финляндии в гражданско-правовой сфере отчасти действует кодифицированный документ – Свод законов 1734 года. В 1987 году в этом государстве вступил в силу специальный Закон «Об опеке и попечительстве», которым усилен контроль за их осуществлением со стороны муниципальных органов и суда.

Учитывая это и нашу правовую практику, во исполнение Государственной программы «Год семьи» был разработан законопроект, который после активного обсуждения в обеих палатах был принят на тринадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса. Ценное в нем то, что:

1) проведена дефиниция полномочий государственных органов в области опеки и попечительства;

2) усовершенствуются деятельность органов опеки и попечительства, их права и обязанности, а также меры их ответственности;

3) вводится государственный реестр учета лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;

4) внедряются эффективные механизмы установления и осуществления опеки и попечительства;

5) обеспечивается достойный уровень жизни тех, кто находится под опекой или попечительством;

6) гарантируется исполнение органами опеки и попечительства возложенных на них функций;

7) определяются меры ответственности опекунов и попечителей;

8) утвержден механизм опеки и попечительства над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также над дееспособными лицами, нуждающимися в попечительстве по состоянию здоровья;

9) обеспечивается внедрение новых форм устройства лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, таких как предварительная опека для всех категорий лиц, нуждающихся в опеке;

10) сформулированы нормы и положения, связанные с хранением и управлением имуществом подопечных;

11) четко сформулированы положения, связанные с правами и обязанностями опекунов и попечителей, включены нормы о правах подопечных.

В целом данный Закон начинает модернизацию системы опеки и попечительства в республике, внедряет открытость и доступность деятельности органов в этой сфере. Он обеспечит защиту прав и интересов всех категорий лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, что чрезвычайно важно в условиях формирования правового государства и справедливого гражданского общества.

Маъруф УСМАНОВ,

наш главный консультант.

Прочитано: 2247 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика