Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 50 / Продолжаем тему

Электронный платеж – без НДС

 

Бурное развитие электронных технологий сделало информацию ключевым понятием, важной движущей силой экономического роста и социальных изменений современной мировой экономики. Успешное развитие сети Интернет и бурный рост электронной коммерции в очередной раз доказали, что информационный сектор экономики на данный момент является наиболее динамичным и одним из самых прибыльных.

 

Принятие Закона «Об электронной коммерции» (от 29.04.2004 г. N 613-II) положило начало развитию в Узбекистане предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием информационных систем. К ней относят электронный обмен информацией, электронное движение капитала, электронную торговлю, электронные деньги, электронный банкинг и т.д. Ее участниками являются юридические и физические лица, осуществляющие электронную коммерцию и являющиеся покупателями соответствующих товаров (работ, услуг). В электронной коммерции могут участвовать и информационные посредники – юридические и физические лица, оказывающие услуги, связанные с оборотом электронных документов.

В число субъектов электронной коммерции входят провайдеры, банки, а также платежная агентская сеть – система, включающая в себя генерального агента и платежных агентов, осуществляющих прием платежей от физических лиц поставщикам.

На вопрос об отнесении тех или иных услуг к посредническим компетентные органы отвечают, что данный вопрос регулируется Гражданским кодексом (ГК), а их налогообложение – Налоговым кодексом (НК).

В предыдущих публикациях* о спорных вопросах налогообложения высокотехнологичных услуг мы, основываясь на положениях этих кодексов, пришли к выводу, что провайдеры, являясь информационными посредниками, оказывают услуги пользователям сетей телекоммуникаций по договору, не подпадающему под условия договоров комиссии и(или) поручения, при наличии которых ЕНП должен уплачиваться по ставке 33% от комиссионного вознаграждения. А так как услуги провайдеров оказываются не на основе посреднических договоров, то в соответствии с налоговым законодательством поступившая выручка от их оказания облагается по ставке 6%.

В этой статье речь пойдет об организациях, оказывающих услуги по осуществлению различных платежей, об определении и исчислении их объекта налогообложения. К таковым относятся банки и участники платежных агентских сетей.

Согласно статье 1 Закона «О банках и банковской деятельности» (от 25.04.1996 г. N 216-I) банк – это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и осуществляющее совокупность следующих видов деятельности, определяемых как банковская деятельность:

принятие вкладов от юридических и физических лиц и использование принятых средств для кредитования или инвестирования на собственный страх и риск;

осуществление платежей.

Осуществление платежей является одной из банковских операций. На основании платежного требования (поручения) или инкассового поручения банк осуществляет расчеты между получателем и плательщиком денежных средств.

Является ли деятельность банков посреднической? По нашему мнению, исходя из сути ряда статей Гражданского кодекса ответом будет «да». Плательщик выступает в качестве доверителя, он поручает банку (поверенному) осуществить платежи и выплачивает ему вознаграждение по заключенному договору. В соответствии со статьей 771 ГК по договору банковского счета одна сторона – банк или иное кредитное учреждение обязуется принимать и зачислять поступающие на счет другой стороны – клиента (владельца счета) денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Следовательно, деятельность банка по операциям с осуществлением платежей является посреднической.  

А потому в соответствии с Налоговым кодексом при оказании услуг на основании договора комиссии, поручения или иного договора на оказание посреднических услуг в интересах другого лица налогооблагаемая база по НДС (рассмотрим только НДС) определяется исходя из суммы, подлежащей получению в виде вознаграждения (процента) за оказанные услуги, то есть суммы, получаемой банком от клиента за осуществление платежа.

Однако, поскольку статья 209 НК банковские операции относит к финансовым услугам, поступившая им сумма вознаграждения освобождается от НДС. Применение этой статьи НК вызвало необходимость раскрыть по пунктам каждую операцию, относящуюся к финансовым услугам, освобождаемым от уплаты НДС.

Министерством юстиции зареги­ст­рировано (29.05.2013 г. N 2460) постановление МФ, правления ЦБ и ГНК, утвердившее Перечень операций, относящихся к финансовым услугам, освобождаемым от налога на добавленную стоимость. В соответствии с ним к операциям с платежами, переводами, платежными средствами и операциям по инкассо относятся: перевод (перечисление) денежных средств (в том числе с использованием банковских карт) по всем действующим видам расчетов (включая расчеты в иностранной валюте), в том числе платежи, производимые при выдаче и возврате займов и кредитов, при безвозмездной передаче денежных средств, а также осуществление любых других местных и иностранных платежей, в том числе через специализированные платежные системы (например, «Рaynet», «SMS-To’lov» и другие), а также через другие организации, осуществляющие прием платежей (коммунальные службы, процессинговые центры и другие). Освобождению от НДС подлежат комиссионные вознаграждения, абонентская плата и иные виды доходов, получаемых в связи с оказанием таких услуг, а также возмещение клиентами в соответствии с условиями договора комиссий, взимаемых иностранными банками и компаниями в бесспорном порядке со счета банка по услугам отправки документов и перевода платежей по поручениям клиентов при осуществлении международных расчетов.

Этот документ внес полную ясность в вопрос о том, должны ли уплачивать НДС участники платежной сети «Рaynet». До его выхода юридические лица – участники сети должны были платить этот налог. На чеке, который выдавался каждому плательщику, указывалась сумма комиссии генерального агента, включавшая НДС. С принятием указанного Перечня НДС с комиссионных доходов участников платежной сети «Рaynet» взиматься не должен.

Этим участникам следует, на наш взгляд, немедленно внести соответствующие изменения в текст чека. Иначе он будет выписываться с нарушением законодательства, так как в соответствии со статьей 118 НК отражение в счете-фактуре налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, а также при реализации товаров (работ, услуг) поставщиками, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость, влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы НДС, указанной в счете-фактуре. При этом поставщик обязан уплатить в бюджет сумму налога, указанную в счете-фактуре.

 

Шарофиддин РУЗМЕТОВ,

наш эксперт. 

 

 

*Начало темы смотрите в «НТВ» N 46 (1006) от 19.11.2013 г., N 48 (1008) от 3.12.2013 г.

Прочитано: 9862 раз(а)

Комментарии к статье (9)

2013-12-14 12:52:01, Гость_Азизбек:
Согласно действующему законодательству, банковская деятельность включает себя савокупность операции по управлению финансовыми средствами, включая выдачи займов (кредитов), гарантии и другие. Отнести все это операции к посреднические деятельности является неполным и неточным. Также, основное деятельность банка - прием платежей, хранения и перевод средств правильнее отнести к управлению имуществом (доверительное управления), т.к, деньги это вещ, на которое является объектом частной собственности. Банк управляет денежными средствами (а именно управляет) клиента на основания договора об открытия счета и выполняет поручения клиента, не связанные с заключением сделки от свое имени, но по поручению заказчика (клиента).
Касательно отнесения услуги по приему платежей к категории финансовые вопрос спорное, т.к:
- Система приема платежей работает по принципу - депонирует сумм гарантийрованных время (минута, мб и др)у мобильного оператора и занимается его продажей в розницу (это общий взглядь). Продажа в розницу не является финансовой операцией.
- Клиенты выполнят поручения клиента - покупателя, а не банка. Получатель средств - либо мобильное оператор (основное) либо другие организации оказывающее услуги населению (коммунальные организации и др). Участия банков ограничено исключительно переводом средств, по получению клиентов, и не более того. В таком случае, приравнения услуги приема платежей к категории финансовые не имеет законное основания.
2013-12-14 16:47:03, Гость_Шараф Рузметов:
1. «Банк управляет денежными средствами (а именно управляет) клиента на основания договора об открытия счета и выполняет поручения клиента, не связанные с заключением сделки от свое имени, но по поручению заказчика (клиента).»
2. «В таком случае, приравнения услуги приема платежей к категории финансовые не имеет законное основания.»
Уважаемый Азизбек.
1. Управлять денежными средствами банк не имеет право по заключенному договору банковского счета. Кто-то пытался этим заниматься, управлять «на лево, на право», закончилось плачевно для него.
2. Касса банка занимается также приёмом платежей за оказанные услуги коммунальных служб от физических лиц.
Вы желаете сказать, что данная услуга оказанная банком не является финансовой услугой. Законность зарегистрировано МЮ 29.05.2013 г. N 2460. Законы не обсуждают, а исполняют.
Если же Вы выявили какие-то неясности или противоречия, давайте обсудим, и дадим предложения в компетентные органы для внесения изменений в законодательство.
2013-12-17 14:02:02, Гость_Азизбек:
Уважаемый Шароф Рузметов.
Банк управляет денежными средствами, т.к, денежные средства находится в банке, в открытом счете, которое совершает ими банковские операции (зачисляет, списивает, открывает аккредитивы и тд) по требованию собственника. В данном случае, клиент не имеет ни законного и фактического возможности самостоятельного управления средствами. Это возможно при лиш участия банка, которое и является уполномоченным лицом и владеющее лицензии.
Я не утверждаю что услуги банка финансовые услуги. Вопрос, является ли они посреднические или нет! Гражданское законодательства и другие нормы предусматривает банковкую деятельности как отдельной вид деятельности, а не нормами посреднической деятельности.
Касательно отнесения пунктов приема платежей, то это не финансовые услуги, т.к, они сильно ограничено в действии и по закону ( как вы говорите нужно исполнять)и по фактическому обороту действии. Пункт приема платежей в силу принципа своей работы осуществляет розничной торговли определенными товарами.Конечно, можно предположить, что поставщик коммунальных услуг заключили договора по приема платежей (такое же права был ранше у ТЧСЖ, другие организации при сборе плати за коммунальные услуги и др), тогда плательщиком за их услуги могут быт именно получатели средств. Но и они не является организациями, оказывающее финансовые услуги, т.к, получает средства за оказанные услуги (поставленные товары).
По моему, здесь все ясно и четко и нет никаких неясности и противоречий.
2013-12-17 16:59:16, Гость_Шараф Рузметов:
1. «В данном случае, клиент не имеет ни законного и фактического возможности самостоятельного управления средствами. Это возможно при лиш участия банка, которое и является уполномоченным лицом и владеющее лицензии.»
 
2. «Касательно отнесения пунктов приема платежей, то это не финансовые услуги, т.к, они сильно ограничено в действии и по закону ( как вы говорите нужно исполнять)и по фактическому обороту действии.»
 
1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.08.2005 г. N ПП-147, считать абсолютно недопустимыми факты, когда коммерческие банки и их филиалы привлекая средства населения и хозяйствующих субъектов на депозиты, вовлекая их в оборот и получая за счет этого доходы банка, фактически строя свое благополучие за счет вкладчиков, в то же время четко не выполняют своих прямых обязательств перед ними, безразлично относятся к законным запросам, нуждам и потребностям вкладчиков, более того, злоупотребляют своим положением при удовлетворении их заявок, игнорируют их интересы.
 
Не ленитесь, еще раз внимательнее изучайте Законы и инструкции
 
Инструкция зарегистрированным МЮ от 27.04.2009 г. N 1948
банковский счет - средство осуществления отношений, возникающих между банком и клиентом в результате заключения договора банковского счета, по которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет клиента (владельца счета) денежные средства, выполнять поручения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
А не управлять.!!!!!!!
 

2. Перечень зарегистрирован МЮ от 29.05.2013 г. N 2460
 
К операциям с платежами, переводами, долговыми обязательствами, чеками и платежными средствами, операциям по инкассо относятся:
перевод (перечисление) денежных средств (в том числе с использованием банковских карт) по всем действующим видам расчетов (включая расчеты в иностранной валюте), в том числе платежи, производимые при выдаче и возврате займов и кредитов, при безвозмездной передаче денежных средств, а также осуществление любых других местных и иностранных платежей, в том числе через специализированные платежные системы (например, "Рaynet", "SMS-Tolov" и другие), а также через другие организации, осуществляющие прием платежей (коммунальные службы, процессинговые центры и другие);
2013-12-23 13:32:09, Гость_ Юрист:
Следовательно, если провайдер с выручки оказанных телекоммуникационных услуг уплачивает единый налоговый платеж по ставке 6%, то Генеральный агент по приему платежей от оказания финансовых услуг также должен платить единый налоговый платеж по ставке 6%. Это же финансовая услуга.
2013-12-24 10:37:56, Гость_Шараф Рузметов :
Не всегда наши желания совпадают с установленными нормами законодательства.
 
В данных случаях не зависит какая услуга, так как следует применять установленную норму, если предприятие микрофирм и малых предприятий, оказывает посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам по оказанию посреднических услуг обязана платить ЕНП по ставке 33 процента к сумме вознаграждения. (ПП-1887).
Эта тема будет затронута в следующей итоговой статье в последующих номерах НТВ. Следите за газетой.
2014-01-19 09:48:21, Гость_Юрист:
Развитию электронной коммерции в республике уделено особое место в докладе Президента РУз И.А. Каримова. Так как электронная коммерция в своей деятельности имеет свою специфику, то следует определить налогообложение для субъектов занимающихся электронной коммерцией. Мы благодарим господина Рузметова за ответы на эти вопросы и с нетерпением ждем продолжения затронутой темы.
2014-03-24 13:57:37, Гость_:
Спасибо газете НТВ за положительный результат для плательщиков.
2014-12-12 23:22:08, Гость_другой Юрист:
Гость_Азизбек, сильно ошибается, утверждая, что платежная система продаёт "товар", (т.е. "время" или "интернет")  компании, который является Получателем платежа, так как по сути, платежная система не "продает товар", а осуществляет прием платежа от клиента и доведение его до Получателя платежа, тем самым оказывает услугу, признанной как финансовая.
Что касается банков, как правильно заметил Шараф Рузметов, банки - это всего лишь банки, выполняющие поручения своих клиентов по переводу денежных средств, но при этом, используя свои традиционные инструменты, т.е. межбанковские системы, не имеющие отношения к платежным системам, таким как Paynet или SMS-To'lov.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика