Узнать о своих начисленных страховых взносах поможет электронный Централизованный реестр индивидуального учета начисленных страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов. Положение о его формировании и ведении утверждено постановлением Государственного налогового комитета и Министерства финансов (зарегистрировано МЮ 16.06.2015 г. N 2683).
Реестр – это единая электронная информационная система, созданная на базе данных ГНК, по индивидуальному учету страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд. Он формируется на основе сведений о начисленных страховых взносах граждан в Пенсионный фонд.
Индивидуальному учету подлежат только доходы по оплате труда физлица, предусмотренные статьей 172 Налогового кодекса (НК).
Для этого работодатель представляет сведения в электронном виде, подлежащие учету в Реестре, в органы налоговой службы по месту учета ежеквартально и по итогам года − в срок представления годовой финансовой отчетности (статья 310 НК). Налоговые органы по мере поступления сведений вводят их в Централизованную информационную базу данных ГНК.
Чтобы указанные сведения были предоставлены Пенсионному фонду, он должен направить запрос, на основе которого формируются и отправляются соответствующие сведения индивидуального учета.
Какие выгоды от ведения Реестра получают граждане? Они имеют право:
√ получать бесплатно справку от работодателя о сведениях с помесячной разбивкой;
√ пользоваться интерактивной госуслугой по предоставлению сведений о начисленных страховых взносах граждан через ЕПИГУ;
√ требовать от работодателя исправления и пересдачи сведений в случае выявления ошибок в представленных работодателем в налоговые органы сведениях.
Вместе с тем граждане обязаны:
√ получить свидетельство о присвоении ИНН, хранить его и предъявлять по требованию работодателя;
√ обращаться с заявлением в органы налоговой службы в случае изменения сведений, содержащихся в свидетельстве о присвоении ИНН, а также при утрате указанного свидетельства;
√ представлять по требованию налоговых органов документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в свидетельство о присвоении ИНН.
Работодатель имеет право осуществлять сверки сведений с налоговыми органами на предмет правильности ведения индивидуального учета.
Он обязан:
√ по заявлению обратившегося бесплатно выдавать справку о сведениях по нему с помесячной разбивкой в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления;
√ в случае внесения исправлений и пересдачи сведений в налоговые органы уведомлять об этом физлицо.
В случае реорганизации юрлица обязанность по выдаче справки о сведениях возлагается на его правопреемника.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования в «Собрании законодательства Республики Узбекистан» N 24 (680) от 22.06.2015 г.
Елена ЕРМОХИНА,
эксперт «Norma Profi».