В редакцию обратился читатель.
– Почему в СМИ пишут, что работать с Единым порталом государственных услуг (my.gov.uz) легко? Я хотел обратиться с просьбой через Портал и начал заполнять необходимые поля для отправки обращения, но каково было мое удивление, когда открылось еще одно меню со следующей «порцией» вопросов, и так много раз, – сетовал читатель. – Насколько это правомерно, заставлять пользователя заполнять столько полей?
Чтобы рассеять сомнения читателя, наш корреспондент поделилась собственным опытом обращения в госорганы через Единый портал. Как оказалось, все легко и доступно, достаточно выполнить ряд необходимых действий.
ХОЧЕШЬ ОБРАТИТЬСЯ? ЗАРЕГИСТРИРУЙСЯ!
На Портале реализовано множество возможностей и услуг для взаимодействия с госорганами. Вы можете получить информацию, обратиться с жалобой или предложением, оплатить услуги. Некоторые из них автоматизированы, другие предоставляются в полуавтоматическом или в оффлайн-режиме. Они подразделяются на информационные, ссылочные, автоматизированные, полуавтоматизированные и оффлайн.
Для того чтобы получить информационную услугу, чаще всего это информация о деятельности госоргана, необходимые сведения на получение документа, справки, регистрация не требуется. Ссылочные же услуги, преимущественно связанные с электронными платежами, предоставленными различными ресурсами, подконтрольными организациями, перенаправят вас на ресурсы, с которых они и осуществляются. Я сама уже не первый месяц оплачиваю услуги интернет-провайдера через Единый портал, для чего пришлось зарегистрироваться на портале uzkard.uz, иначе оплатить не получится. При этом регистрироваться на самом Едином портале не требуется.
Зарегистрироваться необходимо, если вам потребуется обратиться в министерство или другую организацию с жалобой или предложением, а также если вы захотите воспользоваться персонализированной услугой, например, открыть свое дело или получить справку о несудимости. Сделать это можно 2 способами: при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП) и системы ID.UZ.
Система единой идентификации ID.UZ предоставляет доступ к информации, содержащейся в государственных и иных информационных системах. Регистрация в сервисе позволяет авторизоваться на различных сайтах Узнета без необходимости повторной регистрации на каждом из них. В сервисе предусмотрено 2 вида идентификации: OpenID и PassportID. Для того чтобы не заполнять вновь и вновь поля о месте жительства, серии паспорта и другие паспортные данные, на сайтах Узнета и на Едином портале в том числе, лучше получить статус PassportID. Но, в принципе, для работы с Порталом достаточно и статуса OpenID, который позволит авторизоваться, но не даст тех же преимуществ, что PassportID. Для получения последнего необходимо зарегистрироваться в системе ID.UZ на общих основаниях (OpenID). Для этого заполните достоверную и полную информацию о себе в профиле и Абонентском отделе Центра «UZINFOCOM», подайте соответствующее заявление, для чего вам понадобится паспорт. После чего пользователь уже не имеет права менять информацию о себе и при изменениях в паспортных данных обязан уведомить сотрудников Центра. При работе с системой ID.UZ необходимо дополнительно получить ключ ЭЦП в ГУП «UNICON.UZ», который вносится в «Персональный кабинет» и при работе с Порталом используется автоматически, подписывая электронные обращения.
Если у вас есть ключ ЭЦП, выданный Государственным налоговым комитетом, вы можете зарегистрироваться на Портале, согласно инструкции, опубликованной там же. Для этого необходимо скачать специальный браузер, а также обновление к нему.
ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ
Если при работе с автоматизированными услугами зачастую не требуется заполнять дополнительные поля, то на получение справки, обращение с жалобой или запись на прием к должностному лицу уйдет чуть больше времени.
На Портале информация представлена в виде блоков, которые надо заполнить, каждый из них подразумевает определенное количество вопросов. Так, если, например, вы хотите записаться на прием к должностному лицу, в заявке потребуется: указать паспортные данные (если у вас есть статус PassportID, эта информация заполняется автоматически); выбрать организацию, в которую вы хотели бы обратиться (на Портале реализована возможность поиска по нескольким параметрам, напрямую из заявки); определить курируемые вопросы (допускается выбор из предложенного списка), а также дни и часы приема (из предложенного списка); указать тему и кратко описать суть обращения к уполномоченному лицу. При отправке заявки следует ее подписать ключом ЭЦП, который загружен в профиль при регистрации. После отправки на сотовый телефон обратившегося приходит СМС-уведомление с указанием ID и даты обращения. Кстати, по ID можно отследить, на какой стадии рассмотрения находится заявка.
Если вы не уверены, что все заполнили правильно, или хотели бы заменить какой-то из прикрепленных документов другим, вы можете сохранить свою заявку в «Моих черновиках». Направлена она в госорган не будет, а при необходимости вы сможете ее дополнить или переписать. Уже отправленный запрос сохраняется в «Моих заявлениях», и ему присваивается ID. До принятия обращения госорганом в работу вы можете его аннулировать. В этом случае редактировать его нельзя, а потому при необходимости понадобится снова заполнить все предложенные формы. Аналогичный алгоритм заполнения предусмотрен и в других типах обращений.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Как узнать, исполнено обращение или нет? Насколько качественно оно исполнено и в полной ли мере? На Портале существует обратная связь с пользователем. После того как госорган «помечает» задачу как выполненную, можно высказать свое мнение об исполнении обращения и поставить оценку. Например, если чиновники не решили проблему, пользователь может поставить неудовлетворительную оценку. Каждая оценка просматривается вышестоящими организациями и контролируется.
Можно также высказать свое мнение, написав отзыв, и проголосовать за внедрение новых услуг или предложить свою услугу для реализации на Портале.
Данные, полученные в результате голосования, оцениваются и внедряются по мере разработки необходимых модулей.
На Портале регулярно внедряются новые возможности. Например, для облегчения доступа к тем или иным услугам пользователь может добавить в «Избранное» те из них, которыми пользуется чаще, что позволяет сократить время на поиск. Кроме того, разработано специальное приложение для смартфонов, владельцы которых могут воспользоваться услугами Портала с мобильного телефона.
В завершение отмечу, что просьбу мою рассмотрели и прислали официальный ответ, предложив оценить проделанную госорганом работу, которую, к слову, они выполнили в течение 12 дней. Поэтому при верном оформлении обращения проблем с работой Единого портала возникнуть не должно, единственное – не забудьте, что по истечении года ключ ЭЦП потребуется продлить или получить новый.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЗАПОЛНЯТЬ СТОЛЬКО ПОЛЕЙ?
– При создании тех или иных интерактивных услуг мы ориентируемся на действующее законодательство, – поясняет Кобилжон Гайипов, начальник отдела разработки государственных интерактивных услуг Центра «UZINFOCOM». – В ряде постановлений Правительства зафиксирован порядок оказания тех или иных услуг, включая перечни информации, которая должна быть предоставлена пользователем, для ее корректного оказания. В дальнейшем при пересмотре нормативных документов, регламентирующих порядок обращения, информация на Портале также будет корректироваться и упрощаться.
Ольга КИРЬЯКОВА,
наш корр.
Дело ведь даже не в трудностях заполнения полей при входе в ЕПИГУ, а в том, что во многих случаях при наших обращениях через ЕПИГУ главное - НЕ НАПРАВЛЯТЬ жалобы тем структурам и должностным лицам, на действия которых и поступила жалоба. Однако, к великому сожалению, отписки в ответ на обращения, без принятия каких-либо конкретных мер по обращениям - вот пока основной недостаток ЕПИГУ, который снижает уровень доверия к этому, в общем-то, полезному начинанию. Мои утверждения, высказанные выше, подтверждены многочисленными фактами!