Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 40 / Отдел кадров

Альтернатива профсоюзу

 

Трудовой коллектив нашего предприятия состоит из 25 работников. Профсоюзной организации на предприятии нет.

Трудовым законодательством, в частности статьей 21 ТК, установлено, что представлять интересы работников в трудовых отношениях и их защиту могут профессиональные союзы и их выборные органы на предприятии или иные избираемые работниками органы. Порядок избрания, сроки их полномочий и количественный состав определяются собранием (конференцией) трудового коллектива. Работники сами определяют тот орган, которому они доверяют представительство и защиту своих интересов.

От наших работников поступило предложение об избрании такого органа, то есть чтобы интересы работников и их защиту представляло и осуществляло общее собрание трудового коллектива. В связи с этим возникают вопросы.

Если представительный орган избран и его полномочия определены общим собранием, обязательно ли разрабатывать положение о нем и подлежит ли этот орган (или положение о нем) регистрации и где?

Имеются ли другие, помимо ТК, нормативные акты или какие-либо рекомендации, регулирующие создание, деятельность представительных (непрофсоюзных) органов, избираемых трудовыми коллективами?

Возможны ли представительство интересов и защита прав работников (без избрания каких-либо представительных органов) непосредственно самим трудовым коллективом – общим собранием работников согласно статье 19 ТК (учитывая, что коллектив нашего предприятия малочисленный)?

Е.Гульмитдинова.

  

– На практике существуют такие случаи, как в вашем примере, когда работники предприятия не объединены в какие-либо организации.

При данных обстоятельствах из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган), например Совет трудового коллектива (в составе 3 членов).

Порядок избрания, сроки полномочий и количественный состав СТК определяются собранием (конференцией) трудового коллектива. Работники сами определяют, что этот орган, которому они доверяют, будет представлять и защищать их интересы (статья 21 Трудового кодекса, далее – ТК). Вопросы они могут решать, согласно предоставленным (положением, утвержденным на общем собрании трудового коллектива) им полномочиям, на проводимых заседаниях.

Содержание данной статьи отражает важнейшие положения Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» (г.Женева, 23.06.1971 г., вступила в силу для Республики Узбекистан с 15 декабря 1997 года).

В ней раскрываются понятие «представители трудящихся», статус их деятельности и эффективные меры по защите представителей трудящихся против любых действий, препятствующих осуществлению их деятельности, в том числе и их защиту от незаконных увольнений.

Базовым, универсальным законом для всех видов и организационно-правовых форм негосударственных некоммерческих организаций является Закон «О негосударственных некоммерческих организациях» (от 14.04.1999 г. N 763-I, далее – Закон о ННО), который определяет деятельность, ее цели, права и обязанности членов, порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций. Законом о ННО регулируются взаимоотношения между государством и некоммерческими организациями и более детально разработаны нормы и положения, касающиеся отдельных организационно-правовых форм.

Еще одним значимым законодательным актом, безусловно, является Закон «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» (от 15.02.1991 г. N 223-XII), закрепляющий за гражданами их конституционное право на создание общественных объединений.

Наряду с указанными нормативно-правовыми актами Закон «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» (от 3.01.2007 г. N ЗРУ-76) осуществляет регулирование отношений в области предоставления гарантий деятельности негосударственных некоммерческих организаций, обеспечения защиты их прав и законных интересов, государственной поддержки данных организаций.

Правила об учредительных документах некоммерческих организаций исходят из общих положений об учредительных документах юридических лиц. Учредительными документами ННО могут быть учредительный договор, устав либо учредительный договор вместе с уставом. Некоторые ННО в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Иногда учредительный документ конкретной организации, представляющий по сути своей устав, именуется «Положением» (статья 43 Гражданского кодекса).

Порядок принятия устава и образования руководящих органов ННО определяется статьей 15 Закона о ННО. Согласно положениям этой статьи инициаторы или учредители некоммерческой организации созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы. Этот порядок применим ко всем случаям, когда ННО создается двумя либо большим числом учредителей.

Негосударственная некоммерческая организация приобретает права юридического лица только с момента ее государственной регистрации в органах юстиции, как того требует статья 21 Закона о ННО.

Следует отметить, что организации вправе не проходить государственную регистрацию. В этом случае они не приобретают прав юридического лица, но отсутствие регистрации и, как следствие этого, статуса юридического лица не сужает круг их полномочий в осуществлении представительства интересов и осуществления защиты социально-трудовых прав работников (статьи 33, 50, 53, 54 и т.д. Гражданского процессуального кодекса; статьи 40, 42, 44 и т.д. Уголовно-процессуального кодекса).

Права представительных органов работников регламентированы статьей 23 ТК.

Предоставлять полномочия самому трудовому коллективу, то есть общему собранию работников, и по каждому вопросу собирать весь трудовой коллектив неправильно, так как осуществление прав представительными органами работников не должно снижать эффективности работы предприятия, нарушать установленного порядка и режима его работы (часть третья статьи 23 ТК).

 

Рубрику «Отдел кадров» ведет Абдусалам РИСКУЛЛАЕВ, наш эксперт-юрист.

Прочитано: 7630 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2014-07-16 12:21:25, Гость_И.Якубов - горсовпроф:
Большое спасибо "Норме" за материал на сайте "Зачем нужен профсоюз" -разъяснения заведующей кафедрой «Трудовое право и право социальной защиты» Ташкентского Государственного юридического университета Гулнозы САТТАРОВОЙ! Это для нас большое подспорье.
К сожалению, не нашел окна для комментариев под самим материалом?!
Думаю в условиях оптимизации трудовых отношений в рыночных рамках место профсоюза, как защитника социальных прав работающих, приоритетно и непреходяще!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика