Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 39 / Дом, в котором мы живем

Счетчик за свой счет

 

Многие ташкентцы помнят, как лет 20 назад в столице прошла волна хищений индукционных электросчетчиков, установленных на лестничных площадках в многоквартирных жилых домах. Да что там помнят – до сих пор пожинают плоды тех событий. В то время приборы учета электроэнергии завозились в республику, своего производства в стране еще не было. В условиях временно возникшего дефицита электросчетчиков часть абонентов, ставшая жертвой их хищений, начала рассчитываться за электроэнергию по утвержденной городским хокимиятом временной шкале. Временное использование электроэнергии без счетчика необходимо было согласовывать с энергоснабжающей организацией.

 

Эта ситуация в свое время нашла отражение в Правилах расчета за электроэнергию с бытовыми абонентами, зарегистрированных МЮ 16.01.1997 г. N 298 (утратили силу с 28.08.2010 г.). Пункт 2.1.4 этих Правил устанавливал, что при временном пользовании электроэнергией без счетчика с разрешения энергоснабжающего предприятия расчеты с бытовыми абонентами производились по шкале, утвержденной местными хокимиятами, в зависимости от категории жилых помещений (количество комнат, наличие кондиционеров). Энергоснабжающие организации актировали факты временного энергопотребления без приборов учета, определяли дату их обязательной установки. Использование электроэнергии без счетчиков было временным вариантом, ориентированным на короткий период, форс-мажором, исключением из правил и не могло стать нормой. Но, как говорится, ничего нет более постоянного, чем временное. Несмотря на отмену документа, часть абонентов по сей день продолжает пользоваться электроэнергией без счетчиков, рассчитываясь за нее по старинке.

В число таких нарушителей, пострадавших еще в прошлом веке от хищений электросчетчиков, попала часть соседей нашей 4-этажки. Одни из них установили новые приборы учета. У других не было на это ни времени, ни желания. Они считали, что дело это хлопотное и волокитное, не хотели бегать, оформлять – отложили все в долгий ящик. Со временем эту категорию абонентов пополнили те, у кого вышли из строя старые индукционные счетчики. Наиболее сознательные жители поменяли их на современные. Менее сознательные стали платить за свет по временной шкале, тоже став нарушителями установленного порядка.

Мониторинг оснащенности электросчетчиками нашей 72-квартирной чиланзарской четырехэтажки показал, что в электрощитах на лестничных клетках недостает 32 приборов учета (41%). Часть из отсутствующих в щитах счетчиков установлена в квартирах. Но это тоже нарушение. В соответствии с законодательством они должны находиться в установленных местах – в щитах на лестничных площадках.

Значит, часть жителей нашего дома не вписывается в процесс реформирования энергетического сектора, определившего энергосбережение одним из приоритетов? Может быть, слишком громко сказано. Один дом – лишь одно маленькое звено, микроуровень. Но такие типичные многоэтажки составляют основу многоквартирного жилого фонда столицы.

Для энергоснабжающей организации расчеты с абонентами без счетчиков – коммерческие потери, потому что реальные объемы потребления значительно выше. Когда люди не имеют приборов учета, они не озабочены проблемами экономии энергоресурсов.

В 2009 году были приняты Правила пользования элект­рической энергией1 (далее – Правила). Они устанавливают, что потребители в обязательном порядке должны быть обеспечены счетчиками. Мало того – электронными, совместимыми с Автоматизированной системой контроля и учета потребления электроэнергии (АСКУЭ) (пункт 39 Правил). Правила предусматривают, что предприятие территориальных электрических сетей (ПТЭС) имеет право прекратить поставку электроэнергии, если у потребителя отсутствует прибор учета, поверенный Узстандартом (пункт 129 Правил).

Абоненты, не имеющие счетчиков, еще присутствуют на рынке энергопотребления, хотя, по словам работников энергоснабжающих предприятий, их доля сегодня незначительна. Тем не менее вопрос, как должны осуществляться с ними расчеты за электроэнергию, остается. Что говорится об этом в Правилах? Согласно их пункту 65 при временном нарушении учета электрической энергии не по вине потребителя расчет за поставленную электроэнергию производится по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода до нарушения учета или последующего периода после восстановления учета по решению ПТЭС. Период расчета по среднесуточному расходу электроэнергии не должен превышать 1 месяца, в течение которого должен быть установлен счетчик и восстановлен учет. В случае если расчетный прибор учета невозможно восстановить в указанный срок по объективным причинам, порядок расчета за электроэнергию и срок восстановления учета должны быть установлены по взаимному соглашению между потребителем и ПТЭС.

На изменение ситуации работает проводимая в стране модернизация системы учета и контроля потребления элект­роэнергии. Программным документом, определившим приоритеты этого направления, является Постановление Кабинета Министров от 5.06.2009 г. N 1502 (далее – Постановление N 150). В Узбекистане взят курс на поэтапную замену старых индукционных приборов учета электроэнергии и установку современных электронных, подключаемых к АСКУЭ. Этот процесс проводится по графику. Чтобы подключить к автоматизированной системе учета многоквартирный дом, он должен быть полностью оснащен современными счетчиками. Абоненты, не имеющие их, а также имеющие приборы учета в нерабочем состоянии, должны установить современные электросчетчики за свой счет.

Инспекторы РЭС выявляли потребителей, использующих электроэнергию без счетчиков, разъясняли необходимость их установки, предупреждали, что за нарушение законодательства придется отвечать. Соседи всерьез задумались об этом и отправились в Учтепинскую РЭС. Там получили не только ответы на вопросы, связанные с установкой и использованием электронных счетчиков, но и информацию о проходящей в энергетическом секторе страны реформе.

Потребителей волновал вопрос, за чей счет должна проводиться замена старых приборов учета. Согласно пункту 5 Постановления N 150 и пункту 103 Правил у бытовых потребителей (физических лиц) замена старых и установка современных электронных счетчиков, подключаемых к АСКУЭ, осуществляются за счет собственных средств предприятий ГАК «Узбекэнерго». Но следует иметь в виду, что речь идет о замене старых счетчиков, которые должны быть в исправном состоянии. Если же в схеме старого счетчика выявлены нарушения либо он находится в нерабочем состоянии или вообще отсутствует, либо потребитель желает установить счетчик вне очереди, тогда абонент будет приобретать прибор учета за свой счет. Пункт 103 Правил устанавливает, что собственники жилья приобретают современные электросчетчики за свои деньги и во вновь подключаемых к электросетям домах и квартирах. Установка же электронных приборов учета проводится бесплатно.

Что даст модернизация системы учета и контроля поставщикам и потребителям? Для энергетиков – это уменьшение потерь электроэнергии, совершенствование системы учета и контроля, возможность дистанционной передачи и обработки всей информации об энергопотреблении от абонента поставщику. Для потребителей прежде всего – это цивилизованные взаиморасчеты с поставщиками.

Еще один важный вопрос: где лучше купить электронный электросчетчик и как его выбрать, чтобы не ошибиться? К применению допускаются приборы учета, которые прошли сертификацию в Агентстве «Узстандарт» и имеют сертификаты соответствия. Электроснабжающие организации рекомендуют потребителям устанавливать электронные счетчики отечественного производства, совмещенные с АСКУЭ. Их выпускает действующее в столице СП ООO «Elektron Xisoblagich». Что очень важно, предприятие предоставляет потребителям гарантию качества, сервисное обслуживание в течение 3 лет.

Пошаговый механизм установки электронных электросчетчиков за свой счет приводим исходя из собственной практики в отдельном материале. При этом отмечаем, что в Учтепинской РЭС предустановочная процедура проходила на удивление спокойно, по-деловому, без бюрократических проволочек и очередей, при максимальном внимании к потребителям. Как, впрочем, и сама установка счетчиков. Работников РЭС в свою очередь удивила высокая сознательность жителей нашего подъезда. Ровно половина собственников квартир (6 из 12) одновременно установили за свой счет современные электросчетчики. Решили идти в ногу с реформой.

 

1Приложение N 1 к Постановлению КМ от 29.08.2009 г. N 245.

2Постановление КМ «О дополнительных мерах по совершенствованию системы учета и контроля потребления электрической энергии».

 

Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.

Прочитано: 9089 раз(а)

Комментарии к статье (3)

Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден. Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.
2016-02-22 18:11:22, Гость_Дмитрий:
Все бы конечно хорошо. И своевременный учет электроэнергии и контроль за ее расходом. Но одно меня смущает: все больше в последнее время решают за нас: стационарный телефон стал "повременным" - это привело к тому, что им стали меньше пользоваться, счетчики на газ - волна необоснованных задолженностей . Вот теперь контроль за электроэнергией. А если я, к примеру, хочу оплачивать электроэнергию только по факту ее расходования, и не согласен с предоплатной системой? Может мне глубоко неприятно, если у меня вдруг погаснет свет в туалете или в ванной в самый неподходящий момент... В данном случае будет учитываться  мое мнение и желание? Не будет ли очередных фокусов типа "ваш счетчик не прошел госповерку - покупайте новый!"
2017-05-11 15:42:59, Гость_Алексей:
Гость_Дмитрий
Не будет ли очередных фокусов типа "ваш счетчик не прошел госповерку - покупайте новый!"

Будет. У меня не прошел. Пришлось оплатить поверку плюс новый счетчик. На все про все ушло 450тыс.(май 2017).
С газовым счетчиком, то же самое. Отказался. Плачу по среднему.
 
Метрология - дело тонкое.
2017-09-05 17:16:58, Гость_Ирина:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика