В нашей стране многое делается для реализации экспортного потенциала субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, оказания им правового, финансового и организационного содействия в увеличении производства современной, конкурентоспособной продукции и продвижения ее на зарубежные рынки.
В рамках реализации этих задач совместным проектом Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли РУз и Программы развития ООН в Узбекистане «Содействие внешней торговле и продвижению инвестиций в Узбекистан» подготовлены пособия по экспортной деятельности для начинающих экспортеров.
Нашему специальному корреспонденту о них рассказывает руководитель проекта Жахонгир ИМАМНАЗАРОВ.
– Внешнеэкономическая деятельность предполагает в первую очередь четкое представление об ее особенностях, правовых рамках. Об этом говорили предприниматели на различных мероприятиях, акцентируя внимание на потребности в консультационной поддержке. Особенно она актуальна в регионах. В частности, отмечалась необходимость специализированных печатных брошюр на узбекском языке. Ведь многие желающие начать экспортную деятельность практически не знакомы с ее основами.
Можно сказать, что выпуск пособий инициирован начинающими экспортерами?
– Безусловно. При их разработке мы ориентируемся на пожелания и рекомендации целевой аудитории. Уже выпущены брошюры «Как экспортировать свою продукцию», «Пособие по холодильному хранению продукции» и «Пособие по составлению бизнес-плана». Они написаны понятным для неспециалистов языком, обстоятельно отражают все важнейшие для экспортера сведения. К примеру, первое пособие иллюстративно описывает двенадцать пошаговых действий в экспортной деятельности. Такая подача экономит время, вызывает интерес и надолго остается в памяти. Каждая иллюстрация сопровождается комментариями.
Кроме того, пособие «Как экспортировать свою продукцию» содержит базовые сведения о системе госрегулирования и стимулирования экспорта, ключевых процедурах и необходимых для их прохождения документах с образцами и разъяснениями по их заполнению. Один из разделов, к примеру, посвящен упрощенной форме оформления экспортной продукции посредством системы «единого окна». Есть также блок, рассказывающий об осуществлении экспорта при содействии специализированной внешнеторговой компании «Узтадбиркорэкспорт».
В брошюре есть информация о нормативно-правовых актах, регламентирующих экспортную деятельность, организациях и учреждениях (с адресами и телефонами), оказывающих поддержку и услуги участникам ВЭД. А также справочные данные по Инкотермс, полезные интернет-ресурсы, англо-узбекский словарь основных терминов и др.
– И что же это за «12 шагов», необходимых для успешной экспортной деятельности?
– Прежде чем начать продвигать свою продукцию на внешний рынок, предприниматель должен знать ответы на некоторые вопросы. Как найти покупателя? Как снизить себестоимость экспортной продукции, определить конкурентоспособную цену и способ оплаты товара? Как заключить экспортный контракт? Как оптимизировать условия поставки? В каких органах необходимо произвести соответствующие процедуры и какие документы для этого оформить? Ответы на них даны в пошаговых инструкциях, сформированных в тематические блоки пособия. Основные этапы экспорта включают в себя рекламу продукции и маркетинговые исследования, переговоры с иностранным покупателем, подписание контракта, его постановку на учет в банке и таможенном органе, сертификацию продукции, таможенное оформление, платежные процедуры, логистическое сопровождение грузов.
– Надеемся, эта брошюра станет эффективным подспорьем для начинающих экспортеров. Расскажите о втором достаточно специфичном пособии.
– Овощи и фрукты Узбекистана издавна славятся далеко за пределами страны. Это вполне конкурентный товар. Если, конечно, доставить его до конечного потребителя свежим и качественным. В цепочке «от поля до потребителя» важное значение имеют правильное обращение с продуктом и его хранение. Выпущенное на узбекском языке «Пособие по холодильному хранению продукции» предназначено для фермеров и предпринимателей, заинтересованных в холодильном хранении фруктов, овощей и другой продукции для последующего экспорта. Пособие знакомит с планированием сбора урожая, холодильными камерами, их подготовкой к хранению продукции, особенностями различных фруктов и овощей и их совместимостью друг с другом, дает рекомендации по предварительному охлаждению и схеме хранения специфичного товара.
– Подготовка пособий – только одна из задач совместного проекта МВЭСИТ РУз и Программы развития ООН «Содействие внешней торговле и продвижению инвестиций в Узбекистан». Что еще он даст экспортерам?
– Цель проекта достаточно определенно выражена в его названии – содействовать внешнеторговой деятельности и инвестиционной привлекательности нашей страны.
Задачами проекта по экспорту являются предоставление предпринимателям информационной поддержки для грамотного продвижения своих товаров и услуг на внешние рынки, а также упрощение процедур, связанных с экспортной деятельностью.
Также проект ведет поиск дополнительных инструментов для продвижения экспорта и интеграции наших предприятий в глобальные производственные цепочки. В перспективе мы планируем активнее привлекать бизнес в деятельность проекта и усилить его роль в принятии решений по вопросам развития торговли.
Так, в рамках компонента проекта «Содействие торговле», реализуемого в Наманганской области, планируется оказать помощь в повышении качества выпускаемой продукции. Для этого предполагается провести тематические семинары и практические тренинги, помочь выбрать перспективные технологии и реализовать пилотные бизнес-проекты.
– И последний вопрос: где можно приобрести ваши пособия?
– Получить пособия можно, обратившись в офис Проекта ПРООН в Узбекистане «Содействие внешней торговле и продвижению инвестиций в Узбекистан» по телефону 267-18-40. Причем совершенно бесплатно.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш корр.