На основании Положения о порядке осуществления деятельности по оказанию платных услуг по временному хранению автотранспортных средств (утверждено Постановлением КМ от 5.04.2010 г. N 63) хоким нашего района вынес решение о выделении на территории нашего торгового центра земельного участка в 0,054 га под оборудование автостоянки и оказания на ней платных услуг (за пределами нашего ООО участков для этих целей нет). При этом бывшее руководство ООО не подавало в хокимият района письменной заявки на выделение участка для строительства на нем автостоянки. Точного месторасположения так называемой автостоянки в кадастровых документах нашего ООО и в плане картографии нет, хотя эти требования указаны в Положении N 112. Несмотря на это, решение хокима было вынесено. В 2012 году нам пришло уведомление налоговой инспекции (от 17 января N 13/2-0229) о том, что в связи с выделением нашему ООО земельного участка под строительство автостоянки мы обязаны сдавать расчет фиксированного налога с деятельности по оказанию услуг автостоянки.
Но в связи с финансовыми затруднениями и незаинтересованностью бывшего руководства нашего ООО строительные работы на данном участке не проводились. Посетители и предприниматели, осуществляющие свою деятельность в торговом комплексе, ставят свои автомашины на свободных местах по всей территории. Несмотря на то, что автостоянка не построена, нет акта строительства и акта приемки готового объекта, отвечающего всем требованиям Положения N 112, в июне 2011 года районный хокимият и ГНИ создали группу и провели мониторинг по несуществующей автостоянке. После его проведения нашему ООО начислили многомиллионную задолженность по фиксированному налогу начиная с ноября 2010 года – с момента вынесения решения хокима о выделении земельного участка под строительство автостоянки.
Бывшее руководство, не приняв никаких мер по решению данного вопроса, начало сдавать расчеты по фиксированному налогу с автостоянки. В мае 2012 года руководство ООО поменялось. Сейчас у нас нет никакой возможности начать строительство автостоянки, так как банк не выдает нам кредит из-за огромной задолженности. Тем не менее мы вынуждены сдавать расчеты по фиксированному налогу с автостоянки и уплачивать налог, задолженность и пени по нему. Делаем это с выручки, полученной на основании чеков, выданных банком, с посетителей и предпринимателей за въезд на территорию торгового комплекса на личном автотранспорте. Взимать плату с хозяев автомашин за въезд на территорию торгового комплекса начали в мае 2012 года. Хотя мы понимаем, что это нарушение, но вынуждены идти на эти меры для выплаты фиксированного налога, а также задолженности и пени по нему.
Ответьте, пожалуйста:
1. Правомерны ли были действия совместной группы хокимията и налоговой инспекции по проведению мониторинга на непостроенной автостоянке?
2. Можно ли снять задолженность по фиксированному налогу с автостоянки и отменить данный налог на наше ООО в связи с тем, что нарушены требования вышеуказанного Положения о порядке осуществления деятельности автостоянок?
3. Что нужно предпринять для разрешения данной ситуации?
А.Базаров,
директор ООО.
– Поднятый вами вопрос о предоставлении земельного участка под автостоянку, оказании на ней платных услуг и связанном с ними налогообложении прежде всего связан с исполнением Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» (от 26.04.2010 г. N ПП-1326). Абзацем четвертым пункта 1 этого документа Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством финансов, Государственным комитетом по демонополизации и развитию конкуренции в срок до 1 июня 2010 года было поручено обеспечить в установленном порядке передачу рынкам и торговым комплексам всех мест временного хранения автотранспортных средств, расположенных на территории рынков и прилегающих к ним территориях, предусмотрев их оснащение контрольно-кассовыми машинами и платежными терминалами.
На основании части первой статьи 23 Земельного кодекса предоставление (реализация) земельных участков во владение, пользование, аренду и собственность осуществляется в порядке отвода. Отвод земельного участка производится на основании заявления заинтересованных лиц, поданного хокиму района (города), что предусмотрено:
пунктом 1 раздела II Положения о порядке оформления материалов по изъятию и предоставлению земельных участков для несельскохозяйственных нужд в Республике Узбекистан (утверждено Постановлением КМ от 27.05.1992 г. N 248 (период действия до 25.05.2011 г.);
пунктом 12 Положения о порядке предоставления земельных участков для осуществления градостроительной деятельности и других несельскохозяйственных нужд (утверждено Постановлением КМ от 25.05.2011 г. N 146 (период действия с 25.05.2011 г. до 25.02.2013 г.);
пунктами 4 и 5 Положения о порядке осуществления деятельности по оказанию платных услуг по временному хранению автотранспортных средств (утверждено Постановлением КМ от 5.04.2010 г. N 63 (утратило силу в соответствии c Постановлением КМ от 31.07.2013 г. N 213);
пунктом 9 Положения о порядке предоставления земельных участков в населенных пунктах для осуществления градостроительной деятельности, проектирования и регистрации объектов строительства, а также приемки в эксплуатацию объектов (утверждено Постановлением КМ от 25.02.2013 г. N 54 (вступило в силу 25 февраля 2013 года).
Согласно статье 31 Земельного кодекса и статье 84 Гражданского кодекса право юридических и физических лиц на земельные участки возникает после установления границ на местности, составления планов и описаний земельных участков и государственной регистрации права на земельные участки. На основании части второй статьи 13 Закона «О государственном земельном кадастре» (от 28.08.1998 г. N 666-I) юридические и физические лица, имеющие во владении, пользовании, аренде, а также в собственности земельные участки, обязаны зарегистрировать свое право на них в установленном порядке. Следовательно, после вынесения решения хокима вы должны были либо зарегистрировать право на земельный участок с соответствующим оформлением правоустанавливающих документов, либо обжаловать указанное решение.
Статьей 67 Налогового кодекса (НК) установлены формы налоговых проверок, в числе которых нет мониторинга объекта налогообложения. Скорее всего, речь идет о плановой или внеплановой проверке, проводимой на основании статей 85–91 НК и Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (от 24.12.1998 г. N 717-I). Без каких-либо документов нельзя сделать вывод о правомерности или неправомерности такой проверки (мониторинга).
Снять налоговую задолженность можно только в том случае, если вы в судебном порядке оспорите факт предоставления вашему ООО земельного участка для автостоянки и докажете фактическое его неиспользование, хотя бы до проведения указанной вами проверки (мониторинга). Вопрос об отводе земельного участка рассматривается только на основании заявления заинтересованного юридического лица. Но так как ваша организация его не подавала, то вы вправе оспорить предоставление вам земельного участка на основании статьи 89 Земельного кодекса, подав исковое заявление в хозяйственный суд в соответствии со статьями 27, 112–121 Хозяйственного процессуального кодекса.
Улугбек АЮБОВ,
наш эксперт-юрист.