Если номера агрегатов (кузова и двигателя) автомобилей в преступных целях изменяют нередко и разными способами, то с государственными регистрационными номерными знаками манипулируют не столь часто. Как правило, преступники просто изготавливают поддельные номерные знаки. Но в нашей практике были очень интересные случаи, когда и на госномерах изменяли отдельные цифры или буквы.
Когда нам на экспертизу поступают поддельные номерные знаки, их исследование обычно не представляет особой сложности, так как они чаще всего выполнены без соблюдения заводской технологии. Иногда даже внешний осмотр позволяет заключить, что номер - поддельный. Так, были случаи, когда пластина знака была плоской, без характерных рельефов, и даже цифры и буквы на ней просто нарисованы, а не выштампованы. Впрочем, надо отметить, что с грубой фальшивкой автомобиль довольно долго ездил по городу, так как издалека подделка была не очень видна.
В других случаях она бывала не такой грубой, но все же ее можно было без особого труда выявить в процессе исследования: не соблюдена заводская технология, конфигурация и размеры букв и цифр не соответствовали стандартам, отсутствовали необходимые заводские знаки. Порой и оттенок краски был иной, и наносилась она не по стандарту.
Но бывали случаи, очень трудно поддающиеся диагностике. Так, помнится, однажды на экспертизу поступили 2 государственных номерных знака с одного проверяемого легкового автомобиля. Внешне их подлинность не вызывала сомнений: пластины были вырезаны как положено, все рельефные знаки выштампованы четко и соответствовали стандартным. Окраска также была похожа на стандартную. В этом случае недостаточно было внешнего осмотра и первичного исследования, которыми в данном случае было установлено, что номерные знаки изготовлены заводским способом.
Дальнейшее исследование с применением химических реактивов показало, что краски первой и второй половины номерных знаков несколько различаются. Это позволило предположить, что исследуемые изготовленные заводским способом номерные знаки все-таки подвергались изменениям.
После того как краску удалось с большим трудом смыть, оказалось, что на обоих номерных знаках изменена одна цифра: пластины на этих участках сначала тщательно выпрямили, а затем на них выштамповали другие цифры, таким образом поменяв “6” на “4”. Подделка была выполнена на очень высоком уровне, конфигурация и размеры замененной цифры соответствовали заводским. Без трассологической экспертизы установить факт перебивки было бы невозможно. Но - на всякого мудреца довольно простоты…
Ольга МАРШАНСКАЯ,
государственный судебный эксперт
Республиканского центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции