Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 18 / Интеграция

На взаимовыгодной основе

Проект USAID по региональному экономическому сотрудничеству совместно с компанией «Professional Ravnaq» провели заседание «круглого стола» «Укрепление производственного и экспортного потенциала производителей в Узбекистане: вопросы импорта сырья, комплектующих и оборудования». В нем участвовали более пятидесяти представителей бизнеса из Казахстана и Узбекистана, государственных органов и международных организаций. Они обсудили вопросы правового регулирования импортно-экспортных операций, толлинговых операций в Узбекистане, повышения внешней и внутренней конкурентоспособности национальных производителей, узбекско-казахской торговли и другие.

 


ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ


Правовому регулированию экспортно-импортных операций между Узбекистаном и Казахстаном была посвящена презентация начальника юридического управления МВЭСИТ Алишера Каримова. Он отметил, что основным документом, регулирующим отношения между нашими государствами, является Договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан от 31.10.1998 г. Также подписан ряд регулирующих внешнеэкономическое взаимодействие Соглашений: о создании зоны свободной торговли СНГ (от 15.04.1994 г.); о торгово-экономическом сотрудничестве на 1993 год (от 4.01.1993 г.); о свободной торговле (от 2.06.1997 г.); об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (от 12.06.1996 г.) и др. С 1997 года функционирует Совместная межправительственная комиссия по двустороннему сотрудничеству между РУз и РК, ее последнее 12-е заседание состоялось 29 ноября 2012 года в Ташкенте.

Между нашими странами подписан Протокол об изъятиях из режима свободной торговли к Соглашению между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Казахстан о свободной торговле (от 20.03.2006 г.).

Говоря о двусторонней торговле, А.Каримов отметил, что Казахстан входит в число крупнейших торговых партнеров Узбекистана. По итогам 2012 года товаро­оборот между нашими странами составил 2 751,8 млн долларов, в том числе: экспорт – 1 677,2 млн долларов, импорт – 1 074,6 млн долларов. В Узбекистане действует 179 предприятий с участием казахского капитала, в Казахстане – 122 хозсубъекта с участием резидентов РУз. При МВЭСИТ аккредитованы представительства 3 казахстанских фирм и компаний.

Докладчик также рассказал о мерах по стимулированию экспорта товаров и либерализации внешнеторговой деятельности в нашей стране.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

Одним из механизмов поддержки экспорта является система таможенных льгот, решение вопросов в области таможенно-тарифного регулирования, затрагивающих те или иные аспекты экспортной деятельности. О них и других нововведениях таможенной практики проинформировала участников «круглого стола» главный инспектор Главного управления таможенно-тарифного регулирования и учета платежей ГТК Сайëра Каюмова. В частности, у нас с экспорта всех видов товаров (работ, услуг) не взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизный налог. Не облагаются НДС и услуги по их транспортировке, погрузке, разгрузке и перегрузке.

Указом Президента от 24.08.2011 г. ­N УП-4354 и постановлениями Президента от 25.08.2011 г. N ПП-1604 и от 29.01.2013 г. N ПП-1913 ставки сборов за таможенное оформление экспортируемых товаров в среднем снижены вдвое; с 1 апреля 2013 года введено обязательное представление импортерами – субъектами предпринимательства экспортной ГТД для подтверж­дения таможенной стоимости ввозимых товаров с применением льгот. Сегодня ГТК совместно с Министерством финансов и МВЭСИТ разработан проект Положения о порядке подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых импортерами, которое предусматривает, что установленные законодательством льготы предоставляются только на подтвержденную стоимость ввозимых товаров.

Частью презентации «Таможенное регулирование экспортно-импортных операций» был обзор внесенных в таможенную практику нововведений.

20 марта 2013 года Минюстом зарегистрирован новый Перечень технологического оборудования, освобождаемого при ввозе на территорию Республики Узбекистан от импортной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (рег. N 2436). С.Каюмова подробно рассказала об изменениях порядка предоставления льгот по импортной таможенной пошлине и НДС при импорте технологического оборудования.

Во-первых, в новом Перечне исключены запчасти и комплектующие, поскольку Распоряжением Кабинета Министров от 17.12.2012 г. N 843-ф утвержден Перечень запасных частей и комплектующих к установленному технологическому оборудованию, ввозимых хозяйствующими субъектами и освобождаемых до 1 января 2016 года от таможенных платежей.

Во-вторых, льготы по уплате импортной таможенной пошлины и НДС предоставляются на новое технологическое оборудование, коды ТН ВЭД которых включены в Перечень.

В-третьих, для подтверждения года выпуска ввозимого оборудования при оформлении в таможенный режим выпуска для свободного обращения достаточно предоставить техпаспорт завода-изготовителя или другой документ, подтверждающий год его выпуска.

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ РАКУРСЫ

 

Вопросам повышения внешней и внут­ренней конкурентоспособности национальных производителей была посвящена презентация директора ННО «Центр содействия экономическому развитию» Юлия Юсупова. Объемы экспорта товаров и услуг из Узбекистана за 2002–2012 годы выросли в 4,4 раза. Самые высокие темпы роста демонстрируют плодоовощная продукция, природный газ, черные металлы, туристические услуги, удобрения, легковые автомобили, электрические машины и оборудование, текстильная продукция.

Директор Центра отметил потенциал текстильного сектора. Наибольший прирост добавленной стоимости дает пошив готовых изделий, поскольку трикотажная и швейная продукции стоят в разы больше хлопка-волокна, из которого они производятся. По мнению эксперта, являясь ведущим мировым экспортером (свыше 10% продаж на мировом рынке) хлопка-волокна и хлопковой пряжи, то есть продукции с низкой долей добавленной стоимости, Узбекистан недостаточно использует возможности производить и экспортировать более дорогую продукцию. Ее продажа могла бы существенно увеличить экспортные поступления и сократить зависимость от импорта. Мировой опыт показывает, что можно за относительно короткий период времени добиться существенного развития текстильной промышленности.

Ю.Юсупов уделил внимание вопросам связи импорта и конкурентоспособности, заметив, что свободный импорт сырья, комплектующих, оборудования – необходимое условие для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции. Он сообщил о некоторых результатах опроса предпринимателей. В числе нетарифных барьеров импорту они назвали вопросы конвертации сумов в СКВ; ограничения на предоплату по импортным контрактам; обязательную сертификацию импортных комплектующих, в том числе продуктов всемирно известных фирм (ей подлежит каждая новая партия), и др.

Завершая презентацию, эксперт сакцентировал внимание на важности последовательной диверсификации экспорта, которая позволяет сохранять достигнутое, но наряду с этим способствует преодолению чрезмерной зависимости от вывоза узкой группы сырьевых товаров и продукции, повышению устойчивости и предсказуемости внешнеторговой деятельности. Именно такой подход наиболее эффективен для нашей страны, обладающей существенными преимуществами.

 

 

ВОЗМОЖНОСТИ ТОЛЛИНГА

 

Консультант Ассоциации таможенных брокеров Холида Усманова начала с разъяснения понятия «толлинг». Им обозначается вид взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, при котором владелец сырья передает его предприятию-переработчику, получает в виде результата готовую продукцию и возмещает переработчику понесенные им издержки по переработке и согласованный процент доходности. Толлинг является весьма эффективной формой ВЭД, в частности взаимодействия в процессе международного разделения труда. При реализации толлинговых схем передача сырья оформляется договором, при этом право собственности на него и готовую продукцию остается за владельцем сырья. Все издержки, понесенные при переработке, в том числе стоимость использованных и закупленных переработчиком материалов, включаются в цену его услуг.

Х.Усманова проинформировала о законодательстве нашей страны в этой сфере, подробно разъяснила особенности оформления ТЭО, заключения контракта на толлинг, таможенного оформления процесса переработки, порядка осуществления обязательной продажи валютной выручки.

Она также обратила внимание участников на несколько важных моментов, которые необходимо учесть при применении таможенного режима переработки.

Согласование с МВЭСИТ технико-эконо­мических обоснований не требуется, если товары и продукты их переработки предъявляются одному и тому же таможенному органу, в случаях когда: переработка товаров не носит коммерческого характера; ее целью является ремонт товаров; таможенная стоимость перерабатываемых товаров по одному контракту не превышает 500 МРЗП.

Количество выхода продуктов переработки определяется контрактом. При этом таможенные органы в таможенных целях могут устанавливать обязательное его количество.

Под толлинг наряду с иностранными товарами могут также помещаться товары нашей страны, приобретенные нерезидентом – иностранным юридическим или физическим лицом – на территории Узбекистана. Эти товары – сырье переработки, помещаются под режим экспорта без их вывоза из республики с последующим декларированием в режиме переработки на таможенной территории.

 

 

С ПОЗИЦИИ СТОРОННЕГО ЭКСПОРТЕРА

 

Совершенствованию условий для экспорта товаров из Узбекистана и Казахстана посвятила презентацию специалист Проекта USAID по региональному экономическому сотрудничеству Айжан Бейсеева. Она рассказала участникам, что Национальная экономическая палата Казахстана провела опрос экспортеров РК по определению проблем, которые препятствуют развитию торговли между нашими странами. В их числе был назван полный таможенный досмотр вагонов, проходящих транзитом через Узбекистан в Афганистан, хотя на железнодорожном таможенном посту «Галаба» имеется оборудование для сканирования железнодорожных вагонов.

Также экспортеров РК беспокоит отсутствие предварительной информации о введении новых правил или ограничений въезда в пунктах пропуска на территорию Узбекистана. В связи с этим в феврале этого года на пункте пропуска Яллама (РУз) – Конысбаева (РК) возникли сложности с перемещением экспортного груза.

Респонденты обратили внимание на  недостаточность источников открытой и достоверной информации о Таможенном законодательстве, таможенных процедурах и их особенностях, пропускном режиме на таможенных постах Узбекистана (проведении досмотра, оформлении транзитных деклараций, сроках процедур на границе).

В числе транспортных проблем названы случаи невозврата и использования на местах линейных контейнеров, отсутствие возможности отправки/получения товаров для сторонних получателей и отправителей на станции Асака в Андижанской области и другие барьеры. Также были озвучены проблемы, касающиеся платежей и взаиморасчетов. Для их решения экспортеры РК предложили использовать аккредитивы.

Выражая мнение экспортеров Казахстана, А.Бейсеева заметила, что устранение таких барьеров при экспорте-импорте товаров и расширение видов международных платежей позволят существенно увеличить товарооборот между нашими странами.

Кстати, по окончании заседания «круглого стола» аналогичный опрос был проведен и среди экспортеров нашей страны. Им было предложено указать, с какими проблемами они сталкиваются при ввозе товаров в Казахстан, их таможенном оформлении и транспортировке до места назначения в республике либо транзите по ее территории, при взаиморасчетах и(или) проведении банковских операций и т.п.

 

 

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА


Директор Департамента по вопросам Таможенного союза и Единого экономического пространства с РФ Союза «Атамекен» (Национальная экономическая палата) Серик Мусаев рассказал о таможенном регулировании в рамках Таможенного союза – единой таможенной территории, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. В частности, с Узбекистаном.

Основными принципами организации таможенного администрирования на единой таможенной территории ТС являются отсутствие таможенного контроля и оформления на внутренних таможенных границах; единообразие таможенных процедур (режимов); минимизация таможенных издержек субъектов внешнеторговой деятельности; возможность подачи таможенной декларации в любой таможенный орган, уполномоченный их регистрировать и проверять.

Интересна была информация об основных новеллах Таможенного кодекса Таможенного союза. Это отмена таможенного оформления и таможенного контроля товаров, происходящих из государств – участников ТС или выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории ТС; введение понятий «Единая таможенная территория Таможенного союза», «таможенный представитель», института «уполномоченных экономических операторов», пользующихся специальными упрощениями, новой формы обеспечения таможенных платежей – договор поручительства; единые требования к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела в странах – участницах ТС; единые условия транзита на всей территории ТС; сокращение числа документов для таможенного декларирования. Еще одна новелла – это глава, регламентирующая порядок задержания товаров и документов на них при таможенном контроле. Также полностью исключено лицензирование деятельности в сфере таможенного дела.

Изменена и привычная терминология. Таможенный брокер обозначен как таможенный представитель, таможенные режимы – как таможенные процедуры, а процедуры – как операции, а вот категория товаров, включающая в том числе контейнеры, теперь называется просто транспортными средствами.

Увеличены сроки предъявления товаров таможенному органу при предварительном их декларировании, представления отсрочек по уплате таможенных пошлин, перечень случаев, когда она представляется, удлинен до 4 месяцев срок временного хранения.

Наряду с этим сокращены сроки выпуска товаров (1 день вместо 2-х), установлен максимальный срок продления выпуска товаров (до 10 дней) и определены его условия.

Представитель казахстанской стороны подробно рассказал о новом институте «уполномоченный экономический оператор», для которого предусмотрены специальные упрощения.

В заключение С.Мусаев поделился своим видением путей совершенствования таможенного законодательства Казахстана. Это изменение миссии таможенных органов с жестко фискальной и правоохранительной на оказание содействия международной торговле; сокращение количества документов при таможенном декларировании до четырех (декларация на товары, транспортные документы, счет-фактура (инвойс) и упаковочный лист); неначисление пени и непривлечение к административной ответственности участников ВЭД, когда задолженность образовалась по вине таможенных органов. Также он считает, что необходимо закрепить в таможенном законодательстве РК принцип «презумпции невиновности предпринимателя», а также норму, предусматривающую, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в нем будут толковаться в пользу участника ВЭД.

 

 

В КОНСТРУКТИВНОМ КЛЮЧЕ


Участвующие во встрече представители бизнеса двух стран, отметив важность состоявшегося мероприятия, озвучили представителям госорганов и международных организаций ряд проблем, с которыми они сталкиваются при осуществлении экспортной деятельности.

Подводя итоги, руководитель Проекта USAID по региональному экономическому сотрудничеству Виктор Продедович отметил, что эта встреча позволила бизнесменам из двух стран приобрести новые знания, получить ответы на интересующие их вопросы и установить деловые отношения.

По завершении заседания «круглого стола» предприниматели подписали несколько протоколов намерений на поставку продукции из Узбекистана в Казахстан и из Казахстана в Узбекистан. Ожидается, что сумма сделок составит несколько сотен тысяч долларов США. Прозвучало пожелание провести следующую встречу в Казахстане летом этого года.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,

наш спец. корр.

 

Прочитано: 5874 раз(а)

Комментарии к статье (1)

Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.
2013-10-18 16:54:47, Yuldashev Gayrat:
Уважаемая Гульнара Абдуназарова,
Спасибо за интересную статью, действительно очень полезная информация.
Но никак не могу найти Распоряжение Кабинета Министров от 17.12.2012 г. N 843-ф, где утвержден Перечень запасных частей и комплектующих к установленному технологическому оборудованию, ввозимых хозяйствующими субъектами и освобождаемых до 1 января 2016 года от таможенных платежей, на которое Вы любезно указываете.
Не могли бы подскзать где найти этот самый Перечень?
 
С уважением
Гайрат Юлдашев

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика